ТЕМА: Друзья, которые любят противоречить друг другу.
ЦЕЛЬ: -систематизировать и уточнить представление о свойствах металла и дерева;
-развивать умение разрешать противоречия путем эксперементирования, логическое мышление;
-активизировать словарь;
-воспитывать бережное отношение к природе.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: две коробки, гвоздь, карандаш, весы, свеча, спички, молоток; картины с изображением леса, реки и костра; ванночки с водой, гвозди, деревянные палочки, деревянные бруски и металлические пластины.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседы на тему: «Дерево и металл- чем они отличаются друг от друга»; чтение художественной литературы.
ХОД
Воспитатель:-Сегодня утром к нам пришел почтальон и оставил две коробки. Что в них? Догадайтесь сами.
-Серый Ивашка
Деревянная рубашка
Где носом проведет,
Там след кладет.
(карандаш)
-Металлический Антошка
Он на очень длинной ножке.
По головке постучишь-
Что-нибудь да смастеришь.
(гвоздь)
В: А как узнать, в какой коробке карандаш, а в какой гвоздь?
Д:- Посмотреть
В:-А если не глядя?
Д:- Потрогать, определить на ощупь
В:-А по запаху можно определить гвоздь или карандаш?
Д:-Нет
В:-А по звуку?(постучать металлической палочкой по гвоздю и карандашу)
Д:-Можно, но сложнее.
В:-А вот и они наши гости-гвоздь и карандаш. Давние друзья, но и великие спорщики. Каждый из них уверен, что он главнее. Карандаш утверждает, что из дерева делают очень много нужных человеку предметов, а гвоздь говорит, что из металла гораздо больше. Кто прав? Какие предметы из дерева вы знаете?
-А из металла?
Выходит, что и карандаш и гвоздь правы. Хотите узнать, почему одни предметы делают из дерева, а другие из металла?
- Возьмите в руки деревянный брусок, металлическую пластину. Какие они на ощупь?
Д:-Пластина гладкая, а брусок шероховатый, шершавый.
В:-Приложите к одной щеке брусок, а к другой- пластину. Что вы чувствуете?
Д:-Дерево теплое, а от металла исходит холод.
В:-Попробуем вместе забить гвоздь в деревянный брусок(вбивают). А теперь в металлическую пластину(пробуют).
-Почему мы смогли забить гвоздь в дерево, и не смогли забить его в металлическую пластину?
Д:-Дерево мягкое, а металл твердый.
В:-А если гвоздь бросить в воду?(бросают). А деревянную палочку?(бросают). Итак…
Д:-Гвоздь утонул, а палочка плавает.
В:-Почему?
Д:-Гвоздь тяжелее, чем палочка.
В:-Проверим?(взвешивает гвоздь и палочку). А теперь попробуем сломать гвоздь(пробуют), палочку(пробуют). Почему палочка сломалась, а гвоздь –нет?
Д:-Дерево хрупкое, металл прочный.
В:-А что будет, если поднести к огню(зажигает свечу) деревянную палочку, а потом гвоздь?
Д:-Палочка загорелась, а гвоздь только нагрелся.
В:-Все опыты, которые мы с вами сегодня провели, подтвердили то, что вы уже знали о дереве и металле, поэтому люди в своей жизни используют лучшие и наиболее выгодные для своей деятельности свойства этих материалов. А теперь давайте поиграем в игру «Наоборот»
ИГРА «НАОБОРОТ»
Дети встают в круг, воспитатель бросает каждому по очереди мяч, называя одно из свойств дерева- дети должны назвать противоположное свойство, присущее металлу(н-р шероховатое-гладкое) или наоборот.
В:-Пока мы играли, карандаш и гвоздь решили прогуляться. Шли они, шли и попали на реку(показывает картину). Карандаш обрадовался: «Переплывем на тот берег освежимся». А гвоздь приуныл. Как вы думаете почему?
Д:-Он боится утонуть.
В:-Что же делать гвоздю, ведь ему тоже хочется на другой берег?
Д:-Карандаш может перевести его на себе или они могут смастерить из веток плот.
В:-Вот наши друзья уже на другом берегу. Они устали, проголодались, решили уху сварить. Как вы думаете, кто из них пошел ловить рыбу, а кто начал разводить костер? (ответы детей) Почему?
В:-Сварили они уху, гвоздь достал свою ложку из металла, карандаш из дерева, и опять поспорили друг с другом: -чья ложка лучше?
Решили так: кто быстрее свою порцию съест, у того и ложка лучше. Карандаш быстро управился, а гвоздь все дул на свою ложку. Почему?
Д:-Дерево нагревается очень медленно и не очень сильно, а металл быстро становится раскаленным.
В:-Что же получается: ложка у гвоздя должна быть металлической, чтобы он её не прокусил, в тоже время она не должна быть металлической, чтобы он не обжигался?
Д:-Пусть сама ложка будет металлической, а ручка из дерева.
В:-Поели наши друзья, посидели у костра, решили дальше идти. Как затушить костер?
Д:-Залить водой-это может сделать карандаш. Закидать песком-с этим справится гвоздь.
В:-Молодцы! Я надеюсь, что когда вы пойдете на прогулку в лес, вы не будете разжигать костры. В лесу ни в коем случае нельзя разжигать костры, может возникнуть пожар. Берегите нашу природу, ведь чтобы вырастить лес нужно очень много труда и много-много лет для того, чтобы из маленького саженца выросло большое дерево.