«Игра – самый доступный путь к развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Дошкольное детство – короткий, но очень важный период становления личности, ведь именно в эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него складывается характер, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание и память, воображение и воля, дисциплинированность и ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Дети с общим недоразвитием речи в большей мере, чем нормально развивающиеся дети, нуждаются в целенаправленном воздействии взрослого, и игра является одной из основных форм воздействия и развития, познания окружающего мира детей с ОВЗ.
Основным видом деятельности дошкольника является игра, ребенок живет в ней, это его мир, его действительность.
«У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать игрой всю его жизнь»
А.С. Макаренко.
«Для дитя игра – действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она ему потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов.»
К.Д. Ушинский.
Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является игра, она помогает в работе логопеда и педагогов как дошкольного, так и начального школьного звена. Известно, что даже элементы ОНР могут в той или иной степени оказывать отрицательное влияние на способность ребенка приобретать новые знания, умения и навыки. Эти задачи можно решить с помощью игры, в которую ребенок вовлекается незаметно для него самого и реализует приобретение новых знаний, умений и навыков.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОНР) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группы дошкольников с ОНР чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что дети имеют разный уровень общего недоразвития речи.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»
В.А. Сухомлинский.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. Дети с различными речевыми дефектами, нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из – за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание им доступны.
Нарушение общей и речевой моторики вызывает у детей быстрое утомление в игре, неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость. Вот тут и начинается непонимание между детьми. Важной задачей логопеда вовремя заметить и прийти на помощь. Чтобы организовать игру с детьми, имеющими нарушения речи логопеду необходимо самому погрузиться в мир детей – стать ребенком. Только в этом случае игра будет успешно организована и результативна.
Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.
«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В. Л. Сухомлинский
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.
Задача учителя логопеда, воспитателя и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одним из таких средств, на мой взгляд, является использование игры и игровых ситуаций в логопедической работе.
Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности. В процессе коррекционной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.
Одним из условий повышения эффективности развивающей логопедической и педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат. Можно рассматривать следующие формы работы:
•Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.
•Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
•Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
•Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.
Хочется отметить, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают учитель – логопед, педагог психолог и воспитатели коррекционных групп, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помочь им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.
Таким образом, особенность игровой деятельности детей с речевой патологией состоит в том, что она складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства ею. На первых этапах игровые действия протекают при очень ограниченном речевом общении, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности.