Цель: обобщение знаний о сезонных изменениях в природе, через словесные и дидактические речи.
Образовательные: закрепить знания о весне, умение узнавать и называть признаки весны; название весенних месяцев; расширить и активизировать словарь по теме «Весна».
Развивающие: развивать интерес к окружающему миру природы, мыслительную деятельность детей, слуховое внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, умение замечать красоту природы.
Оборудование и материалы: Фотоиллюстрации с изображением весенних пейзажей в разное время;
I Организационный момент (Музыка весны)
В.: Ребята, послушайте музыку. Какие звуки вы услышали? А к какому времени года это относится? Докажите, что наступила весна! Посмотрите за окно, ведь там снега много, почему?
Дети: мы живем на севере, в городе Усинск.
В.: -А как называется первый весенний месяц?
Д.: Март
В.:А какая весна, когда она только «наступает»?
Д.: Ранняя
В.: Назовите мне все весенние месяцы? Мы знаем стихотворение про какой месяц? Давайте вспомним.
Дети называют.
В.: Ребята перед вами зашифрованное слово. (Надежда)
Как вы думаете, что нужно сделать чтобы его расшифровать?
Д.: Выполнить задания!
В.: Правильно, давайте узнаем какое это слово.
Основная часть.
- Д/и «Какой? Какая? Какое?»
В.: Встаньте в круг, я буду бросать каждому мячик и задавать вопрос:
-весна какая? (теплая, солнечная, яркая, долгожданная)
-солнышко какое? (теплое, желтое, радостное)
-небо какое? (голубое, пасмурное, яркое, солнечное, облачное)
- деревья какие? (молодые, цветущие, зеленые)
- одежда весной какая?
- погода весной какая?
- травка весной какая?
- цветы весной какие? - Д/и «Что за чем?» (Интерактивна игра)
- Д\и «Раздели на слоги». (мешочек с картинками)
- Физминутка.
- Д\и «Один и много». (на ковре в кругу)
- Д\и «Скажи словечко»
- Д\и «Слова- антонимы»
- Составление рассказа по схеме
- настроение весной какое?
Открывается буква Н.
В.: Молодцы, как много мы сказали о весне. А сейчас, тот кто назовет мне один из признаков весны сядет на свое мест.
Дети:
-Солнце стало ярче и дольше светить;
- На улице стало теплее, пропал мороз;
- Снег растаял, появляется капель, проталины;
- Прилетают птицы из теплых стран;
- Появляются почки на деревьях;
- Появляется первая трава.
Открывается буква А.
В.: Распределите по порядку картинки и объясните почему вы так сделали
(Дети должны точно проследить закономерность, что птицы не прилетают, пока лежит снег; что проталины и капель — это результат яркого и теплого весеннего солнца и т.д.)
Открывается буква Д
В.: Достаньте картинку, скажите что это и разделите его на слоги. ( Солнышко, сосулька, лужа, ручей, весна, облако, птицы, … … … ).
Открывается буква Е.
Мы листики осенние, на ветках мы сидим.
(покачивание руками над головой)
Дунул ветер - полетели, мы летели, мы летели
(руки в стороны)
И на землю тихо сели (присели)
Ветер снова набежал и листочки все поднял
(покачивание руками над головой)
Закружились, полетели и на землю снова сели.
(покружились, спокойно сели на место).
Ручей – ручьи скворец – скворцы гнездо - гнезда
Дождь – дожди сосулька – сосульки дерево – деревья
Лист – листья проталина – проталины скворечник – скворечники
Лужа – лужи река – реки
- Молодцы, садитесь.
Открывается буква Ж.
В.: Давайте теперь, раз вы всё знаете, расскажем, что бывает весной. Я буду говорить фразу, а вы будете отгадывать – о чем я говорю.
Весной с небес светит теплое, ласковое… (солнышко).
Над головой чистое, ясное, голубое… (небо).
На крышах вырастают белые морковки (сосульки).
И вот они уже зазвенели, запели – это звонкая весенняя (капель).
Становится ноздреватым, мокрым и вот уже тает (снег).
Снег превращается в быстрые, озорные (ручейки), которые бегут-звенят по всем (дорожкам), зовут в гости весну. На деревьях набухают и распускаются пушистые или коричневые… (почки).
А потом из них прорастают первые зеленые, свежие, клейкие… (листики).
И вот уже из-под снега появляются первые (цветы).
Их называют… (подснежниками).
А с юга прилетают, возвращаются к нам назад стаи (птиц).
Они рассаживаются на ветках и вьют на деревьях свои… (гнезда).
А какая весна у нас сейчас? (Ранняя)
Открывается буква Д.
В.: Ребята, а зиму с весной не перепутаете? Давайте, проверим.
- Зима ушла, а весна … (пришла).
-Зима холодная, а весна … (теплая).
- Зимой солнце морозит, а весной (греет).
- Зимой сугробы высокие, а весной (низкие).
- Зимой надевают шубы, а весной (куртки).
Открывается буква А.
В.: мы свами вспомнили все приметы весны, а теперь посмотрите на схему и расскажите о весне. (Рассказы детей).
Посмотрите на доску, после каждого задания у нас появлялась буква. Давайте попробуем прочитать, что у нас получилось. (Надежда)
Как вы думаете почему именно это слово зашифровала весна? Это наша надежда на скорейшее потепление, на хорошее будущее, на хороший урожай и т.п.
9.Работа на листочках («Обведи по точкам»)
В.: Весна приготовила для вас небольшие подарки.
В.: Обведите по точкам и скажите что подарила вам весна.
Итог занятия: Почему весна подарила тебе солнышко, сосульку, подснежник, проталинку ?
Мы сегодня с вами закрепили весенние изменения. Мы положим с вами эти картинки в уголок природы, они нам помогут вспоминать признаки весны.