Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №31 Управления образования администрации города Апатиты Мурманской области.
«Чудесные пальчики»
Педагогический проект по развитию и обогащению речевой сферы дошкольников.
«Детский сад - семья»
|
|
Воспитатель: Гомянина О. А.
Проект: «Чудесные пальчики» («Детский сад - семья»).
Постановка проблемы
Исследования наших физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшать произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.
И это потому, что каждый палец руки имеет довольно обширное значение в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку нужно начинать с раннего детства. Помогать ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.
Актуальность
Речь является важнейшим средством человеческого общения. Речь у детей формируется постепенно. К пяти годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушение в строение речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон, несформированности произвольных движений, и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. По мнению ученой М.М. Кольцовой «Систематические упражнения по тренировке пальчиков являются могучим средством повышения работоспособности головного мозга».
Если руки не развивать, то их достоинства так, и не раскроются.
Современному ребенку очень нужны умные руки. Происходит то, о чем писал А. М. Горький: «Рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга». Значит, развивать и тренировать руку - очень важная задача.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза», также дают ребенку возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, учат согласовывать движения и речь.
- Таким образом, посредством пальчиковых игр возможно решение многих педагогических задач.
Тип проекта
Педагогический
* Развивающе - обучающий
Сроки реализации
6 месяцев / Сентябрь - Февраль /
Участники - партнеры
Дети —► педагог —► родители.
Направления и образовательные области по ФГОС
* Социально - коммуникативное развитие
* Речевое развитие
* Художественно - эстетическое развитие
Цель:
Развитие и активизация речи дошкольников средствами пальчиковых игр и упражнений.
Задачи:
1. Совершенствовать речь и умение согласовывать речь с движениями.
2. Развивать пальчиковую моторику рук.
3. Развивать коммуникативные навыки.
4. Развивать творческие способности в театрально - игровой деятельности.
5. Воспитывать интерес к пальчиковым и театрализованным играм.
6. Разнообразить формы работы с детьми и родителями.
7. Обогатить дидактическую и методическую «копилку» по проблеме.
8. Способствовать использованию пальчиковых игр в семейном воспитании.
Средства достижения поставленных задач
- Использование пальчиковых игр и упражнений на занятиях и в повседневной жизни.
- Театрализованные игры и представления.
- Культурно - досуговая деятельность.
- Пальчиковые игры дома с родителями.
- Изготовление авторских игр и пособий.
- Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий.
- Оформление информационного материала для родителей.
- Проведение обучающих игровых тренингов с родителями
(пальчиковые игры, упражнения).
Ожидаемые результаты
Дети | - Обогащение и активизация речи, пополнение словарного запаса. - Развитие коммуникативных отношений. - Укрепление психического и физического здоровья. - Сформированность игровых навыков с пальчиками. - Сформированность устойчивого интереса к дидактическому материалу. - Сформированность интереса к театрализованным представлениям. - Расширение диапазона игр дополнительным материалом к разным видам театра: пальчиковый, варежковый, театр на «перчатке». |
Родители | - Заинтересованное взаимодействие с педагогами по вопросам развития речи. - Совершенствование в домашних условиях пальчиковых упражнений, применяемых в детском саду. - Компетентность в вопросе развития речи дошкольника и совершенствования мелкой моторики рук средствами пальчиковых игр. |
Педагог | - Профессиональная самореализация. - Обобщение и распространение опыта. - Использование новых форм работы с родителями. - Повышение теоретического уровня и профессионализма. - Внедрение современных методов и технологий по развитию речи детей. |
Этапы
1 этап Аналитический (сентябрь 2016 г.) | 1. Анализ ситуации. 2. Осознание необходимости начать работу |
2 этап Организационный (октябрь - ноябрь 2016 г.) | 1. Планирование и прогнозирование 2. Разработка планов работы с детьми и 3. Совершенствование развивающей среды. |
3 этап Практический (сентябрь -январь 2016-2017 г.) | 1. Обогащение предметно-развивающей 2. Внедрение пальчиковых игр и 3. Организация театрализованной игры с 4. Педагогическое просвещение родителей |
4 этап Заключительный (февраль 2017 г.) | 1. Отслеживание результатов работы по 2. Выявление итогов взаимодействия с 3. Обобщение опыта, определение 4. Разработка тактики последующих |
Совместная деятельность с участниками
Этапы реализации | Месяца | Педагог |
1 этап | Сентябрь 2016 г. | 1. Анализ контингента детей. 2. Проведение и анализ диагностики по 3. Беседы с родителями «Что может ваш ребенок?». |
2 этап Организационный | Октябрь - Ноябрь 2016 г. | 1. Составление анкеты для родителей: 2. Разработка планов работы с детьми и 3. Изготовление игр, пособий. 4.Составление алгоритма по |
3 этап Практический | Сентябрь - Январь 2016г. -2017г. | 1.Оформление информационного •консультации; •рекомендации по проведению пальчиковых игр. 2. Проведение обучающих тренингов по 3. «Мастер-класс» по изготовлению 4. Выбор сказки для показа. 5. Распределение ролей с учетом 6. Обучение навыкам кукловождения. |
4 этап Заключительный | Февраль 2017 г. | 1. Диагностический срез по выявлению 2. Оформление афиши для презентации |
Этапы реализации | Месяца | Дети |
1 этап | Сентябрь 2016 г. | 1.Участие детей младшего и среднего возраста в диагностике по развитию речи. |
2 этап Организационный | Октябрь - Ноябрь 2016 г. | 1. Ознакомление с пальчиковыми 2. Ознакомление с русскими 3. Рассматривание иллюстраций в |
3 этап Практический | Сентябрь - Январь 2016г. - 2017г. | 1. Разучивание и использование * Ежедневный массаж для пальчиков с использованием речитатива. 2. Проигрывание этюдов: «Трусливый «Хитрая лиса»; «Храбрый петушок». 3. Разучивание стихотворных строк к 4. Проигрывание отдельных сцен. |
4 этап Заключительный | Февраль 2017 г. | 1. Презентация сказки «Заюшкина избушка» для воспитанников раннего возраста, и детей со сложной структурой дефекта, на традиционной неделе: «Ах, это чудо театр». |
Этапы реализации | Месяца | Родители |
1 этап | Сентябрь 2016 г. | 1. Анализ способностей и возможностей ребенка. |
2 этап Организационный | Октябрь -Ноябрь 2016 г. | 1. Участие родителей в 2. Пополнение и обогащение |
3 этап Практический | Сентябрь - Январь 2016г. - 2017г. | 1. Закрепление пальчиковых 2. Составление, мини - 3. Практическое участие в 4. Участие в обучающих |
4 этап Заключительный | Февраль 2017 г. | 1.Драматизация сказки: «Заюшкина избушка». Родители - детям. |
Результативность
- У детей речь становится более выразительной, эмоциональной.
- Дети стараются согласовывать речь с движениями.
- Дети становятся более общительными со взрослыми и сверстниками.
- Совершенствуются творческие способности в театрально-игровой деятельности.
- Улучшается состояние мелкой моторики: пальцы рук более подвижны, гибки (по выполнению пальчиковых поз из 100% детей: 64% правильно выполняют пальчиковые позы по словестной инструкции, 36% затрудняются)
- Формируется заинтересованное взаимодействие с педагогами по проблеме.
- Совершенствуются навыки пальчиковых игр в домашних условиях.
- Совершенствуется использование новых форм работы педагога с родителями.
Взаимодействие с родителями.
Анкета
«Пальчиковые игры в детском саду и дома»
*Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты.
1. Имеете ли вы представление, что такое пальчиковые игры?
- да;
- нет;
- не совсем;
2. Как вы думаете, для чего нужны пальчиковые игры?
(нужное подчеркнуть)
- для развития гибкости пальцев;
- для развития речи;
- для общения;
- не нужны;
- другое мнение;
3. Как часто вы играете с детьми в пальчиковые игры?
- часто играю;
- иногда играю;
- не играю;
4. В какие пальчиковые игры вы играете с ребенком?
(примеры названий)
-
-
-
5. Нуждаетесь ли в помощи по проведению пальчиковых игр с ребенком?
- да;
- нет;
- другое мнение;
6. Какая помощь необходима?
- консультации;
-мастер- класс;
- совместные игры;
* Благодарим за сотрудничество.
График ознакомления родителей с пальчиковыми играми.
Сентябрь | 1-2 неделя 3-4 неделя | «Игрушки» «Игрушки» |
Октябрь | 1-2 неделя 3-4 неделя | «Пальчики в лесу» «Фруктовая ладошка» |
Ноябрь | 1-2 неделя 3-4 неделя | «Помощники» «Зимушка - зима» |
Декабрь | 1-2 неделя 3-4 неделя | «Зайчик» «Лисонька - лиса» |
Январь | 1-2 неделя 3-4 неделя | «Петушок» «Козленок» |
Февраль | 1-2 неделя 3-4 неделя | «Собачка» «Пирожки для зверят» |
Март | 1-2 неделя 3-4 неделя | «Туки- туки- туки - тук…» «Сказки» |
Апрель | 1-2 неделя 3-4 неделя | «Весна - красна» «Солнышко - ведрышко» |
Май | 1-2 неделя 3-4 неделя | «Насекомые» «Цветы» |
«Играем дома».
«Будем с Машей мы играть, ручки вместе развивать» |
«Мастер-класс» по изготовлению кукол.
«Куклы - рукавички мастерят, родители для своих ребят» |
«Кукла - учит, воспитывает, организует!» |