Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95418

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 28.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Педагогический проект по развитию и обогащению речевой сферы дошкольников. «Чудесные пальчики».«Детский сад - семья»

Дата публикации:

Автор:
Воспитатель, МБДОУ № 31, Мурманская область Город Апатиты

Цель: Цель: Развитие и активизация речи дошкольников средствами пальчиковых игр и упражнений.

Задачи: Задачи: 1. Совершенствовать речь и умение согласовывать речь с движениями. 2. Развивать пальчиковую моторику рук. 3. Развивать коммуникативные навыки. 4. Развивать творческие способности в театрально - игровой деятельности. 5. Воспитывать интерес к пальчиковым и театрализованным играм. 6. Разнообразить формы работы с детьми и родителями. 7. Обогатить дидактическую и методическую «копилку» по проблеме. 8. Способствовать использованию пальчиковых игр в семейном воспитании.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №31 Управления образования администрации города Апатиты Мурманской области.

«Чудесные пальчики»
Педагогический проект по развитию и обогащению речевой сферы дошкольников.

«Детский сад - семья»




Воспитатель: Гомянина О. А.

Проект: «Чудесные пальчики» («Детский сад - семья»).

Постановка проблемы

Исследования наших физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшать произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

И это потому, что каждый палец руки имеет довольно обширное значение в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку нужно начинать с раннего детства. Помогать ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.

Актуальность

Речь является важнейшим средством человеческого общения. Речь у детей формируется постепенно. К пяти годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушение в строение речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон, несформированности произвольных движений, и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. По мнению ученой М.М. Кольцовой «Систематические упражнения по тренировке пальчиков являются могучим средством повышения работоспособности головного мозга».

Если руки не развивать, то их достоинства так, и не раскроются.

Современному ребенку очень нужны умные руки. Происходит то, о чем писал А. М. Горький: «Рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга». Значит, развивать и тренировать руку - очень важная задача.

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза», также дают ребенку возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, учат согласовывать движения и речь.

  • Таким образом, посредством пальчиковых игр возможно решение многих педагогических задач.

Тип проекта

Педагогический

* Развивающе - обучающий

Сроки реализации

6 месяцев / Сентябрь - Февраль /

Участники - партнеры

Дети —► педагог —► родители.

Направления и образовательные области по ФГОС

* Социально - коммуникативное развитие

* Речевое развитие

* Художественно - эстетическое развитие

Цель:

Развитие и активизация речи дошкольников средствами пальчиковых игр и упражнений.

Задачи:

1. Совершенствовать речь и умение согласовывать речь с движениями.

2. Развивать пальчиковую моторику рук.

3. Развивать коммуникативные навыки.

4. Развивать творческие способности в театрально - игровой деятельности.

5. Воспитывать интерес к пальчиковым и театрализованным играм.

6. Разнообразить формы работы с детьми и родителями.

7. Обогатить дидактическую и методическую «копилку» по проблеме.

8. Способствовать использованию пальчиковых игр в семейном воспитании.

Средства достижения поставленных задач

  • Использование пальчиковых игр и упражнений на занятиях и в повседневной жизни.
  • Театрализованные игры и представления.
  • Культурно - досуговая деятельность.
  • Пальчиковые игры дома с родителями.
  • Изготовление авторских игр и пособий.
  • Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий.
  • Оформление информационного материала для родителей.
  • Проведение обучающих игровых тренингов с родителями

(пальчиковые игры, упражнения).

Ожидаемые результаты

Дети

- Обогащение и активизация речи, пополнение словарного запаса.

- Развитие коммуникативных отношений.

- Укрепление психического и физического здоровья.

- Сформированность игровых навыков с пальчиками.

- Сформированность устойчивого интереса к дидактическому материалу.

- Сформированность интереса к театрализованным представлениям.

- Расширение диапазона игр дополнительным материалом к разным видам театра: пальчиковый, варежковый, театр на «перчатке».

Родители

- Заинтересованное взаимодействие с педагогами по вопросам развития речи.

- Совершенствование в домашних условиях пальчиковых упражнений, применяемых в детском саду.

- Компетентность в вопросе развития речи дошкольника и совершенствования мелкой моторики рук средствами пальчиковых игр.

Педагог

- Профессиональная самореализация.

- Обобщение и распространение опыта.

- Использование новых форм работы с родителями.

- Повышение теоретического уровня и профессионализма.

- Внедрение современных методов и технологий по развитию речи детей.

Этапы

1 этап Аналитический

(сентябрь 2016 г.)

1. Анализ ситуации.

2. Осознание необходимости начать работу
по развитию и коррекции речи детей среднего
дошкольного возраста с
активным привлечением родителей.

2 этап Организационный

(октябрь - ноябрь 2016 г.)

1. Планирование и прогнозирование
работы.

2. Разработка планов работы с детьми и
родителями по формированию речи у
детей.

3. Совершенствование развивающей среды.

3 этап Практический

(сентябрь -январь 2016-2017 г.)

1. Обогащение предметно-развивающей
среды с участием родителей.

2. Внедрение пальчиковых игр и
упражнений во все виды учебной и
бытовой деятельности.

3. Организация театрализованной игры с
куклой на «руке».

4. Педагогическое просвещение родителей
о значении пальчиковых игр и
упражнений для развития речи
дошкольника.

4 этап Заключительный

(февраль 2017 г.)

1. Отслеживание результатов работы по
развитию мелкой моторики.

2. Выявление итогов взаимодействия с
родителями по проблеме.

3. Обобщение опыта, определение
результата практической деятельности
педагога.

4. Разработка тактики последующих
педагогических действий.

Совместная деятельность с участниками

Этапы реализации

Месяца

Педагог

1 этап
Аналитический

Сентябрь

2016 г.

1. Анализ контингента детей.

2. Проведение и анализ диагностики по
развитию речи по методике О. С.
Ушаковой.

3. Беседы с родителями «Что может ваш ребенок?».

2 этап Организационный

Октябрь - Ноябрь 2016 г.

1. Составление анкеты для родителей:
«Пальчиковые игры в детском саду и
дома».

2. Разработка планов работы с детьми и
родителями.

3. Изготовление игр, пособий.

4.Составление алгоритма по
ознакомлению с пальчиковыми играми.

3 этап Практический

Сентябрь - Январь

2016г. -2017г.

1.Оформление информационного
материала для родителей. «Возраст
почемучек» - решаем проблемы развития
речи.

•консультации;

•рекомендации по проведению пальчиковых игр.

2. Проведение обучающих тренингов по
пальчиковым играм: «Играем - вместе».

3. «Мастер-класс» по изготовлению
«кукол на руке».

4. Выбор сказки для показа.

5. Распределение ролей с учетом
желаний.

6. Обучение навыкам кукловождения.

4 этап Заключительный

Февраль 2017 г.

1. Диагностический срез по выявлению
уровня сформированности пальчиковых
поз.

2. Оформление афиши для презентации
сказки.

Этапы реализации

Месяца

Дети

1 этап
Аналитический

Сентябрь 2016 г.

1.Участие детей младшего и среднего возраста в диагностике по развитию речи.

2 этап Организационный

Октябрь - Ноябрь 2016 г.

1. Ознакомление с пальчиковыми
играми, позами с акцентом на
индивидуальную работу.

2. Ознакомление с русскими
народными сказками, малыми
фольклорными формами, стихами.

3. Рассматривание иллюстраций в
книгах разных издательств.

3 этап Практический

Сентябрь - Январь

2016г. -

2017г.

1. Разучивание и использование
пальчиковых игр, упражнений в
совместной деятельности.
«Наши пальчики расскажут, все
сумеют и покажут»

* Ежедневный массаж для пальчиков с использованием речитатива.

2. Проигрывание этюдов: «Трусливый
зайчик»:

«Хитрая лиса»; «Храбрый петушок».

3. Разучивание стихотворных строк к
сказке.

4. Проигрывание отдельных сцен.
5. «Кукла на руке».

4 этап Заключительный

Февраль 2017 г.

1. Презентация сказки «Заюшкина избушка» для воспитанников раннего возраста, и детей со сложной структурой дефекта, на традиционной

неделе: «Ах, это чудо театр».

Этапы реализации

Месяца

Родители

1 этап
Аналитический

Сентябрь 2016 г.

1. Анализ способностей и возможностей ребенка.

2 этап Организационный

Октябрь -Ноябрь 2016 г.

1. Участие родителей в
анкетировании: «Пальчиковые
игры в детском саду и дома»;

2. Пополнение и обогащение
театрально игровой среды.

3 этап Практический

Сентябрь - Январь

2016г. -

2017г.

1. Закрепление пальчиковых
игр, упражнений дома с детьми.
«Играем дома»;

2. Составление, мини -
презентаций по проведению
пальчиковых игр дома. «Дома
мы играем и пальчики
развиваем»:

3. Практическое участие в
мастер-классе по изготовлению
«кукол на руке» (варежковый
театр).

4. Участие в обучающих
тренингах. «Играем вместе
сообща».

4 этап Заключительный

Февраль 2017 г.

1.Драматизация сказки: «Заюшкина избушка». Родители - детям.

Результативность

  • У детей речь становится более выразительной, эмоциональной.
  • Дети стараются согласовывать речь с движениями.
  • Дети становятся более общительными со взрослыми и сверстниками.
  • Совершенствуются творческие способности в театрально-игровой деятельности.
  • Улучшается состояние мелкой моторики: пальцы рук более подвижны, гибки (по выполнению пальчиковых поз из 100% детей: 64% правильно выполняют пальчиковые позы по словестной инструкции, 36% затрудняются)
  • Формируется заинтересованное взаимодействие с педагогами по проблеме.
  • Совершенствуются навыки пальчиковых игр в домашних условиях.
  • Совершенствуется использование новых форм работы педагога с родителями.

Взаимодействие с родителями.

Анкета

«Пальчиковые игры в детском саду и дома»

*Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты.

1. Имеете ли вы представление, что такое пальчиковые игры?

- да;

- нет;

- не совсем;

2. Как вы думаете, для чего нужны пальчиковые игры?

(нужное подчеркнуть)

- для развития гибкости пальцев;

- для развития речи;

- для общения;

- не нужны;

- другое мнение;

3. Как часто вы играете с детьми в пальчиковые игры?

- часто играю;

- иногда играю;

- не играю;

4. В какие пальчиковые игры вы играете с ребенком?

(примеры названий)

-

-

-

5. Нуждаетесь ли в помощи по проведению пальчиковых игр с ребенком?

- да;

- нет;

- другое мнение;

6. Какая помощь необходима?

- консультации;

-мастер- класс;

- совместные игры;

* Благодарим за сотрудничество.

График ознакомления родителей с пальчиковыми играми.

Сентябрь

1-2 неделя

3-4 неделя

«Игрушки»

«Игрушки»

Октябрь

1-2 неделя

3-4 неделя

«Пальчики в лесу»

«Фруктовая ладошка»

Ноябрь

1-2 неделя

3-4 неделя

«Помощники»

«Зимушка - зима»

Декабрь

1-2 неделя

3-4 неделя

«Зайчик»

«Лисонька - лиса»

Январь

1-2 неделя

3-4 неделя

«Петушок»

«Козленок»

Февраль

1-2 неделя

3-4 неделя

«Собачка»

«Пирожки для зверят»

Март

1-2 неделя

3-4 неделя

«Туки- туки- туки - тук…»

«Сказки»

Апрель

1-2 неделя

3-4 неделя

«Весна - красна»

«Солнышко - ведрышко»

Май

1-2 неделя

3-4 неделя

«Насекомые»

«Цветы»

«Играем дома».

«Будем с Машей мы играть, ручки вместе развивать»


«Мастер-класс» по изготовлению кукол.

«Куклы - рукавички мастерят, родители для своих ребят»


«Кукла - учит, воспитывает, организует!»

Наши новости:

Разместить свою публикацию