Волшебный пластилин.
В настоящее время специальная педагогика все больше внимания уделяет развитию творческих способностей детей с ОВЗ. Эта проблема актуальна, так как в процессе творческой деятельности у ребенка с особыми образовательными потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Свои чувства и эмоции ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, нежели вербально. Совместная деятельность способствует расширению познавательных возможностей ребенка с ОВЗ, обогащая его эмоциональную жизнь.
Используя на занятиях нетрадиционную технику работы с пластилином- пластилинографию, мы развиваем моторику рук, стимулируем их речевую активность, обогащаем чувственный опыт детей, а это способствует более полному познанию окружающей действительности, формирует более точные представления об окружающем мире и стимулирует умственное развитие дошкольников с ОВЗ.
Эта техника позволяет создавать пластилиновые картинки с помощью приема надавливания на маленькие шарики из пластилина или их размазывания по поверхности основы. Такие плоские пластилиновые изображения могут служить как основа для дальнейшей работы (фоновый рисунок), а также может выступать как самостоятельное изображение.
Достаточно трудно в процессе обучения учитывать особенности каждой категории детей, связанные с первичным дефектом. Поэтому часто используем индивидуальную работу, адаптируя задание с учетом потенциальных возможностей ребенка. Можно, например, изменить размеры изображения, количество деталей и так далее. При выборе способа лепки следует учитывать возраст и индивидуальные психофизические способности ребенка. Если моторные навыки развиты слабо, то лучше лепить поделки, используя как можно меньше деталей. Так же в работе нужно обратить внимание ребенка на свойства самого материала: цвет, форму, пластичность.
Пластилинография сочетает в себе все необходимые средства развития образного мышления и воображения, что впоследствии окажет благотворное влияние на развитие речи ребенка.
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ:
*развивает точность движения пальцев рук, глазомер, способность работать руками под контролем сознания.
*концентрация внимания.
*стимулирует развитие памяти, умение следовать устной инструкции.
*совершенствует трудовые навыки, учит аккуратности.
*способствует созданию игровых ситуаций, в ходе которых решаются задачи развития речи детей.
Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии ОНР у ребенка особое внимание необходимо уделять тренировке его пальцев.
Меня заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок в технике пластилинография, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, произвольности всех психических процессов, повышения эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения. Применение некоторых поделок в непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи, помогает проведению коррекционной работы с детьми, имеющими ОНР, развивает психические процессы, мелкую моторику пальцев рук, способствует формированию произвольного поведения, социальной адаптации, помогает раскрыть способности ребенка. Работа над образами заставляет детей думать, анализировать, делать выводы. В ходе игровой и театрализованной деятельности происходит развитие диалогической речи, активизируется и обогащается словарь, развивается звуковая культура речи, ее интонационный строй. Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, и проявляются в разных видах детской активности - речи, движениях, музыке, изодеятельности.
Пластилинография является универсальным способом в коррекционной работе, можно прекрасно сочетать с занятиями по развитию связной речи, театрализованной деятельностью. В процессе занятий с пластилином дети проявляют творческие способности, а для формирования личности ребенка с ОВЗ это необходимо для дальнейшего взаимодействия с окружающей действительностью.