Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических пособий.
В современном мире одной из актуальных задач является проблема развития речи детей дошкольного возраста. Многие современные дети испытывают затруднения в произношении звуков, вследствие чего страдает связная речь. Многие дети не могут пересказать увиденный мультфильм или прослушанную сказку, т. е. все проблемы начинается с раннего детства.
Дошкольный возраст отмечается повышенной чувствительностью к речи, к овладению ею. Ребёнок впитывает звуки, слова, предложения. Дети, у которых небольшой словарный запас, начиная посещать детский сад, развиваются быстрее. Обучение детей должно быть в соответствии с его возрастными особенностями и проходить в игровой форме. Дети очень сосредоточены в игре. Обучение в игре проходят весело и непринуждённо. Учиться играя, намного интереснее. Уровень развития речи зависит от развития тонкой моторики пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстаёт, задерживается и речевое развитие.
Чтобы ребёнок говорил правильно необходимо развивать подвижность пальцев. В этом могут помочь пальчиковые игры. Они стимулируют разнообразные чувственные (сенсорные) ощущения, что в свою очередь, способствует развитию внимательности, памяти. Кроме этого, развивается звукоподражание и речь ребёнка, т. к. используются короткие стихи с повторяющимися слогами и словами. Чем более развиты пальчики детей — тем более развит ум.
В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОО.
Работая над проблемой развития речи у детей дошкольного возраста, был изготовлен пальчиковый театр «Дружная семья» и дидактическое пособие «Ласковое солнышко».
Пальчиковый театр «Дружная семья».
Цель: развитие речи, развитие мелкой моторики.
Задачи:
- развитие координации движений мелких мышц пальцев;
- активизировать словарный запас и активизировать речевые функции;
- развитие памяти, внимания, фантазии;
- формирование и совершенствование чувства ритма.
Материал: шапочки для пальцев: мама, папа, ребёнок.
Игровые действия:
- Поочерёдно сгибать пальчики, произнося слова:
- Загибать пальчики под песню «Дружная семья»:
Этот пальчик – дедушка,
(большой палец)
Этот пальчик – бабушка,
(указательный пальчик)
Этот пальчик – папочка,
(средний палец)
Этот пальчик – мамочка,
(безымянный пальчик)
Этот пальчик – я,
(мизинец)
Вот и вся моя семья!
Знаю я , что у меня дома дружная семья:
Это мама, это я, это – бабушка моя.
Это папа, это –дед, и у нас разлада нет.
Дидактическое пособие «Ласковое солнышко»
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи:
- способствовать закреплению умения различать понятия «длинный - короткий», настроение «грустный - весёлый», название частей лица;
- развитие умения пристёгивать, прилеплять;
- воспитание усидчивости и терпеливости в работе;
- обогащать словарный запас;
- различать цвета и использовать названия цветов в речи;
- воспитывать чувство коллективизма в игре.
Игровые действия: пристегнуть лучики с чередованием длинный – короткий, прикрепи части лица, угадай настроение солнышка.