Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в средней группе
«Путешествие в сказку».
Цели:закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования; учить детей отвечать на вопросы полным предложением; активизировать словарь; развивать связную речь детей, воображение, мышление; воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Содержание непосредственно-образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, вы хотите отправиться в сказочное путешествие? (Да)
Дружно, за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь,
Ты мой друг и я твой друг – становись скорее вкруг!
Быстро глазки закрывайте и за мною повторяйте.
Все вместе. Если сказка в дверь стучится, ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица, чуть спугнешь и не найти.
Воспитатель. Глазки открываются и сказка начинается. Ребята, посмотрите, что это? (Волшебный мешочек.) Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Потрогайте, что в нем может быть?
Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, что внутри. Легкое, мягкое, игрушка, а давайте посмотрим!
Воспитатель открывает волшебный мешочек и вынимает из него игрушку. Ребята, вы угадали – это игрушка Лисичка. А как в сказках называют лису?
Дети. Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна.
Воспитатель. Дети, а она хочет «поиграть» с вами.
3. Игра с игрушкой. Воспитатель подает игрушку детям по порядку, при этом задает вопрос. Дети отвечают на вопрос и возвращают лисичку воспитателю и так по кругу.
Воспитатель: « Какая шерстка у лисы?»
Ребенок: «У лисы мягкая (пушистая, рыжая) шерстка».
Воспитатель: «Какая мордочка у лисы?»
Ребенок: «У лисы острая, хитрая мордочка».
Воспитатель: « Какие ушки у лисы?»
Ребенок: «У лисы острые ушки, как треугольники».
Воспитатель: « Какой хвостик у лисы?»
Ребенок: «У лисы длинный (мягкий, пушистый) хвост».
Воспитатель: «А зачем лисе такой пушистый хвост?»
Ребенок: «Чтобы заметать свои следы».
Воспитатель: « А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках?»
Ребенок: «Лиса в сказках хитрая, обманщица, притворщица».
Воспитатель хвалит детей и приглашает сесть за столы.
- В каких еще сказках мы с вами встречали лису? (Лисичка со скалочкой, Лиса и журавль, Теремок, Рукавичка.)
2. Сюрпризный момент.
Раздается стук в дверь. Входит Лиса-взрослый.
Лиса. Здравствуйте, ребята.
Воспитатель. Здравствуй, лисичка.
Лиса. Я из сказки к вам пришла, вам загадки принесла.
Из какой узнаете, если отгадаете.
5. Игра с загадками.
В сказке лисонька плутовка обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь. Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог один смелый петушок. (Заюшкина избушка)
Лиса. Да ребята, сказку вы отгадали верно, а теперь загадки!
( Лиса загадывает загадки, услышав правильную отгадку, выставляет картинки с ними.)
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (заяц)
У меня отличный слух
Острый взгляд и тонкий нюх,
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я (собака)
Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный (волк)
Кто большой и косолапый,
Мед достал из бочки лапой.
Скушал сладость и реветь.
А зовут его? (медведь)
Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Крыльями хлопает громко.
Курочек верный пастух
Как зовут его? (петух)
Скачет по болоту
Зеленая квакушка.
Зелененькие ножки
Зовут меня (лягушка)
-Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали, а все ли эти герои из сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, лягушка из другой сказки).
5. Физминутка.
Лиса. Хотите со мной поиграть? Тогда встаем в круг.
У лисички острый нос,
У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса по лесу похаживает
Шубу рыжую поглаживает.
Заяц по лесу скакал,
Заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке
Поднялись как стрелки ушки.
Зайчик прыгнул, повернулся
И под деревом согнулся.
Вылез мишка из берлоги,
Разминает Миша ноги,
На носочках он пришел
И на пяточках ушел.
6. Моделирование сказки.
Воспитатель. Лисичка ты устала, присядь, отдохни, а мы с ребятами покажем, как хорошо знаем твою сказку.
На доске наборное полотно и карточки для демонстрационного материала, на столах у детей это же для индивидуальной работы.
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним сказку «Заюшкина избушка». Как она начинается?
1 Ребенок. Жили-были лиса да заяц … Выгнала лиса зайца из избушки и стала там жить (по ходу рассказа каждый ребенок вставляет в кармашки картинки со схематичным изображением героев).
Воспитатель. Что случилось дальше?
2 Ребенок. Идет заинька и плачет, а навстречу ему собаки… (выставляет карточку собаки). Испугались собаки и убежали.
Воспитатель. Кто нам расскажет, что было дальше?
3 Ребенок. Идет заинька плачет, а навстречу ему волк… (выставляет картинку с его изображением). Испугался волк и убежал.
Воспитатель. Правильно, а что же потом произошло?
4 Ребенок. Идет заинька плачет, а навстречу ему медведь… (выставляет карточку медведя). Испугался медведь и убежал.
Воспитатель. Даже медведь испугался лису, а заинька так и остался без дома? …. Нет, а кто нам дальше расскажет?
5 Ребенок. Идет заинька плачет, а навстречу ему петушок… Убежала лиса, а заинька с петушком стали жить поживать да добра наживать.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку «Заюшкина избушка». Лисичка тебе понравилась наша сказка?
Лиса. Да понравилась только скоро зима, а жить мне негде.
Воспитатель. Лисичка ребята тебе помогут… Ребята, что можно посоветовать Лисичке, чтобы она зайчика больше не обижала? (Ответы: построить свой дом каменный или деревянный)
Лиса. Спасибо ребята, побегу скорей в лес позову своих друзей волка да медведя и вместе мы быстро построим новый дом. До свиданья!
Воспитатель. Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад.
Дружно, за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь,
Ты мой друг и я твой друг – становись скорее вкруг!
Быстро глазки закрывайте и за мною повторяйте.
Все вместе. Сказка кончается, а день продолжается!