Автор: Жарко Елена Борисовна – воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ «Золотой ключик», Тюменской области, город Ноябрьск
« Зимующие птицы» (составление описательных рассказов, с опорой на схему)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи (старший дошкольный возраст)
Составила: Е.Б.Жарко
Цели: Создание комфортных условий совместной деятельности взрослого и детей.
Развивать умение слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и говорить.
Задачи:
- Упражнять в составлении описательных рассказов по предметным картинкам, с опорой на схему описания;
активизировать в речи использование глаголов, выражающих различные состояния и действия: сидит, летит, клюёт, стучит;
упражнять в образовании притяжательных прилагательных
(воронье, воробьиное, голубиная).
- Развивать зрительное, слуховое внимание, зрительную память, способствовать развитию познавательной активности.
- Воспитывать бережное отношение к объектам живой природы, приучать детей заботиться о птицах.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Методические приёмы:
- Словесный (вопросы, объяснение, описание по схеме).
- Наглядный (картинки, презентация, схема описания).
- Игровой (Д/и «Послушай, угадай», «Разгадай ребусы»).
- Практический (составление головоломок).
- Наблюдение за работой детей, советы.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц; наблюдение за птицами в природе; разучивание стихотворений, пословиц о птицах, прослушивание аудиозаписей с голосами птиц; изготовление домиков-кормушек для птиц.
Оборудование: чудесный мешочек, ноутбук, проектор, картинки с изображением зимующих птиц, схема описания птиц, панно «Птичьи прятки», части зимующих птиц из игры «Крылья, лапы и хвосты». Презентация «Птицы» (изображения птиц в природе, голоса птиц, персонаж лисенок Тим)
Ход.
Воспитатель: (Воспитатель приглашает детей в группу и обращает их внимание на чудесный мешочек)
-Здравствуйте, ребятки! Сыграем с вами в прятки?
Посмотрим в мешок и вытащим стишок!
(Воспитатель вынимает из мешочка картинку с изображением компьютера и игрушку лисёнка)
- Ребята, как вы думаете, что бы это значило? (Предположения детей)
(Воспитатель предлагает детям присесть на стулья и посмотреть видиосообщение от лисенка - озвучивать лисенка может воспитатель.)
-Лисёнок: « Я по лесу гулял. Птиц рассматривал, загадки, стихи сочинял, хотел ребятам рассказать, да вот беда: пока сюда добирался, все загадки перепутал, хотел тогда нарисовать птиц, да вот что получилось.
(Воспитатель показывает панно «Птичьи прятки»: несколько птиц, состоящих из частей разных птиц)
Воспитатель: Это лисёнок, головоломка у тебя получилась. Ребята,
а вы любите отгадывать головоломки? / Да/
Тогда давайте поможем Тиму её решить.
- Головоломка не простая:
Посмотрите на экран и попробуйте по голосу определить птицу.
Если птица угадана, верно, лисенок расскажет стихотворение о данной птице, а если не верно, вы увидите часть птицы (крыло, хвост, клюв) и загадку лисенка о ней.
(Дети узнают птиц по голосам, при затруднении на экране появляется изображение части птицы и загадка о ней; все справляются с головоломкой)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему лисенок перепутал всех птиц? (Высказывания детей)
Воспитатель: (подводит итог высказываний) Чтобы не путать птиц, нужно больше узнать о них: строение, питание, где живет, как гнезда вьет. Расскажем лисенку о птицах?
(Да)
Перед каждым из вас лежит картинка с изображением зимующей птицы, вы должны описать свою птицу, а чтобы вам было легче это сделать, используйте схему описания, которая находиться у вас на столах.
Обратите внимание, с чего начинается описание, о чём рассказывается далее, чем описание заканчивается. (Если детей много можно описывать птиц по подгруппам- 3-4 ребенка в одной подгруппе. Описание проводится по цепочке один начинает, второй продолжает и т. д. Дети могут сами определить очередность, при затруднении воспитатель помогает)
Схема описания:
- Строение (размер, окрас перьев)
- Зимующая / перелётная
- Где живёт
- Чем питается
- Какую пользу приносит природе.
-Прежде чем вы начнёте описание, давайте разомнёмся.
Физ. минутка «Снегири»:
Вот на ветках, посмотри по 4 хлопка руками по бокам
В красных майках снегири по 4 наклона головы на слово
Распушили пёрышки, на 1-е слово строки- частое
потряхивание руками,
Греются на солнышке. на 2-е- 1 хлопок по бокам.
Головою вертят, улететь по 2 поворота головы на
хотят каждую строку.
Кыш! Кыш! Улетели! дети разбегаются по ковру
За метелью! За метелью! взмахивая руками, как
крыльями.
- Ну, лисёнок Тим, слушай внимательно описания птиц.
Воспитатель даёт образец описания птицы.
- 1.Дятел - небольшая птица. Тело у него продолговатое с коротким хвостом, лапы сильные, короткие с 4-мя пальцами: 2 вперёд, 2 назад и цепкими когтями. Крылья у него короткие, голова круглая, клюв острый, крепкий, оперенье пёстрое: в чёрно-синий цвет окрашена часть головы, спина, хвост, крылья. Сверху на голове дятла красная шапка, щёчки белые, на крыльях большое овальное зеркало, сверху, внизу рядами маленькие «зеркала». 2.Дятел – зимующая птица. Он не боится холода и поэтому не улетает на зиму в тёплые края. 3. Живёт дятел в лесу.4.Питается он насекомыми, личинками, которых вытаскивает из-под коры дерева, ест он также орехи, семена шишек сосны и ели. 5. Дятел очень умный и трудолюбивый. За 1 день он успевает осмотреть и очистить от вредителей не менее 100 деревьев. Вот почему его называют лесным доктором.
( После каждого описания на экране всплывает изображение птицы)
- Мы на славу потрудились и наверно, утомились,
так давайте отдохнём и пальчики разомнём.
Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
(Можно использовать п. игру «Воробьи и вороны»)
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?
(ритмично сжимают и разжимают кулаки)
Мы расскажем: 2 синицы, воробей, 6 щеглов и голубей
дятел в пёстрых пёрышках.
(на каждое название птицы загибают по 1 пальчику)
Всем хватило зёрнышек.
(опять сжимают и разжимают пальцы)
Воспитатель: Ребята, вы рассказали лисенку о зимующих птицах, а давайте для него придумаем головоломку составим из частей чудо – птиц и дадим им имя.
(Дети на магнитной доске из частей составляют чудо – птиц: например: голова голубиная, тело снегириное, хвост – воробьиный. Далее придумывают названия птиц)
По ходу составления детьми птиц, воспитатель уточняет, часть какой птицы использовали.
Лисёнок: Ай, да ребята, ай да молодцы, такую интересную игру придумали.
Воспитатель: А ты приходи к нам чаще, ребята тебе много интересных игр покажут.
(Встреча заканчивается проводами лисенка в лес и обсуждением с детьми интересных находок.)