Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96125

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 17.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой.

Дата публикации:

Автор:
Воспитатель, МАДОУ детский сад № 78 "Серебряное копытце", г. Нижневартовск, ХМАО - Югра, Тюменская область

Цель: Обобщение опыта работы по теме

Задачи: Повышение квалификации педагога по данной теме

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №83 комбинированного вида»

Опыт работы

по теме: «Использование дидактических игр и упражнений при коррекции звукопроизношения»

Учитель-логопед:

Смирнова Е.Г.

Опыт работы представлен 22.03.16г.

на педагогическом совещании сотрудников МБДОУ №83

Орел

2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1.Теоретическое обоснование темы.

1.1. Нарушение звукопроизношения: понятие, этиология………....……5

1.2. Общая характеристика речи ребенка с дислалией………….…….…7

2. Практическое обоснование опыта.

2.1. Исследование влияния дидактических игр и упражнений на коррекцию звукопроизношения……………….…………………………………8

2.2. Взаимодействие с родителями и педагогами………………………13

Заключение………………………………………………………………..16

Приложение 1 (Картотека дидактических игр и упражнений)

Приложение 2 (Проект «Веселая артикуляционная гимнастика»)

Приложение 3 (Логопедические пятиминутки)

Фотографии

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Сухомлинский В.А.

Введение

В современных условиях наблюдается огромный рост речевой патологии, в частности нарушения звукопроизношения.

Потребность преодоления того или иного нарушения речи диктуется социальным значением речи, а возможность преодоления зависит как от тяжести нарушения, так и от правильного понимания его сущности, что дает возможность применения наиболее эффективных средств его преодоления.

«Своевременное устранение речевых недостатков имеет крайне важное значение для общего развития ребенка, т.к речевой дефект, каким бы он ни был по степени выраженности, никогда не существует сам по себе». (Л.С.Выготский).

Цель опыта: теоретически обосновать и практически апробировать наиболее эффективные приемы, методы коррекции нарушений звукопроизношения, предполагающие использование дидактических игр и упражнений.

Объектом исследования являются нарушения звукопроизношения у дошкольников и их коррекция.

Предмет исследования: коррекция звукопроизношения у дошкольников с использованием дидактических игр и упражнений.

Гипотеза исследования: логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников будет более эффективной, если учитывается:

- ведущий вид деятельности дошкольников

- этиология, механизм и структура нарушения звукопроизношения.

-коррекционная работа осуществляется с использованием дидактических игр и упражнений .

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.На основе изучения теоретических источников рассмотреть особенности нарушений звукопроизношения и пути их преодоления.

2.Выявить и систематизировать нарушения звукопроизношения у дошкольников.

3.Разработать и апробировать задания и игровые упражнения по преодоления нарушений звукопроизношения у дошкольников, предполагающие использование наглядности различных видов.

4.Определить эффективность логопедической работы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1.Теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования.

2.Психолого-педагогический эксперимент.

3.Количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.

Практическая значимость опыта заключается в предложенных заданиях, упражнениях, направленных на коррекцию звукопроизношения у дошкольников.

Главной логопедической задачей является предупреждение речевых расстройств, помощь в естественном стремлении ребенка преодолеть возрастные, а иногда патологические недостатки речи, разработка и совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.

Дети-логопаты зачастую имеют ослабленное соматическое и психическое состояние, они быстро утомляются на занятиях, ухудшается внимание, память. В связи с этим, для решения поставленной задачи, требуется оптимизация коррекционного процесса.

Мы знаем, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, значит, эта форма организации жизнедеятельности является наиболее доступной и интересной для ребенка.

  • Теоретическое обоснование опыта.
    • Основная проблема, на решение которой направлен инновационный опыт.
    • Общая характеристика нарушений звукопроизношения.
  • Практическое обоснование опыта.
    • Исследование влияния дидактических игр и упражнений на коррекцию звукопроизношений.
    • Взаимодействие с родителями и педагогами.
  • Заключение.

Нарушение речи – достаточно распространённое явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанного лечения. На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т. д. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определённые изменения личности в цепи развития «ребёнок – подросток – взрослый», т. е. Ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

В раннем детстве несовершенства речи соответствуют психическому и физическому развитию ребёнка. В дальнейшем из-за недостатков речи возникают трудности в контакте с окружающими. Уже с 4 – 5 лет более развитые дети замечают недостатки своей речи и нередко болезненно переживают их. Дошкольный возраст – лучший для преодоления недостатков речи. Этому способствуют такие особенности дошкольника: высокая пластичность мозга, способность детей всё превращать в игру, что способствует более быстрым достижениям в коррекционной работе, стремление к овладению звуками речи и непрочность ошибочных речевых навыков. Если в это время не уделить должного внимания устранению нарушений звукопроизношения, то они превратятся в стойкий дефект.

Среди детей дошкольного и школьного возраста неправильное произношение звуков чаще всего является единственным дефектом речи ребёнка. Такие случаи нарушения звукопроизношения принято называть дислалией.

Дислалия - это нарушение произносительной (звуковой) стороны речи при сохранной иннервации речевого аппарата, которое наиболее часто проявляется в детском возрасте. Неправильное произношение может фиксироваться родителями и окружающими довольно рано, поскольку овладение артикуляцией звуков удается детям лишь постепенно. Принято считать, что ошибки в произношении, проявляющиеся до 5 лет, являются физиологически обусловленными и преодолеваются спонтанно в тех случаях, когда у ребенка нет отклонений в речедвигательном и слуховом анализаторе.

Уже давно дислалию стала разделять на две подгруппы: механическую и функциональную. Правда, это деление весьма условное. Механическая дислалия зависят от неправильного развития артикуляционного аппарата, т.е. анатомических дефектов губ, зубов, языка, твердого и мягкого нёба и т.д.

К функциональной дислалии М.Е. Хватцева, Ю.А. Флоренская относят случаи неправильного произношения различных звуков: шипящих, свистящих, р и л и др. При данном расстройстве речи, как правило, не отмечается аномалий развития органов, принимающих участие в образовании речи, не наблюдается и признаков органического поражения центральной нервной системы. В анамнезе таких детей обычно нет указаний, которые бы говорили о перенесенных ребенком мозговых заболеваниях.

Этиология возникновения дислалий различна. Данные указывают, что ряд детей-дислаликов в раннем возрасте перенесли инфекционные заболевания с последующей задержкой в развитии. В отдельных случаях отмечались токсикозы во время беременности.

Причины механической дислалии.

Это, прежде всего врожденные или приобретенные дефекты костного и мышечного строения периферического речевого аппарата:

1) недостатки строения челюстно-зубной системы:

а) дефекты в строении зубного рода (отсутствие передних зубов, редкие передние зубы, двойной ряд зубов);

б) дефекты в строении челюстей:

прогнатия (верхняя челюсть резко выдвинута вперед);

прогения (нижняя челюсть резко выдвинута вперед);

передний открытый прикус;

боковой (правосторонний, левосторонний), двусторонним

прикус;

укороченная или слишком массивная уздечка языка;

2) патологические изменения величины и формы языка (слишком маленький или, наоборот, слишком большой язык);

3) неправильное строение твердого и мягкого нёба (узкое, высокое, плоское, укороченное) -при таких аномалиях наиболее заметно нарушается правильное произношение шипящих и свистящих звуков, сонорных, страдает внятность речи в целом;

4) атипичное строение губ (толстые, массивные губы, узкие, тонкие, малоподвижные) приводит к неправильному произношению губных, губно-зубных, а также гласных звуков.

В зависимости от количества нарушенных групп звуков дислалия делится на мономорфную (страдает одна группа звуков, ни пример свистящих -с, сь, з, зь. ц) и полиморфную, когда нарушено две и более групп звуков.

По количеству нарушенных звуков различаются дислалия простая (от 1 до 4 звуков) и сложная (от 4 и более звуков).

Р.Е. Левина отмечала, что нарушения звукопроизношения в речи ребенка могут проявляться по-разному:

1) звук отсутствует: ампа (лампа), акета (ракета);

2)звук произносится искаженно, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо нормативного р произносится «горловой» или «боковой» р; вместо нормативного с -межзубный с;

3)звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л→у).

Замены звуков могут быть следующими:

а) замена звуков, одинаковых по способу образования, но различных по месту артикуляции (замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и д: дамат -гамак);

б) замена звуков, сходных по месту артикуляции, но различных по способу образования (замена фрикативного переднеязычного переднеязычным взрывным т: тумка -сумка, тапоги -сапоги);

в) замена звуков, одинаковых по способу образования, но различных по участию органов артикуляции (замена язычного ф губно-зубным: фофна -сосна);

г) замена звуков, одинаковых по месту и способу образования, но различающихся по участию голоса (замена звонких звуков глухими: папушка -бабушка);

д) замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу, но различающихся по признаку твердости и мягкости (замена мягких твердыми и твердых мягкими: сянки вместо санки. Чаще нарушаются трудные по артикуляции звуки: язычные и л], группа свистящих [с, з, ц] и группа шипящих [ш, ж, ч, щ]. Твердые и мягкие пары согласных нарушаются обычно в одинаковой степени.

В зависимости от того, какие звуки не сформированы или нарушены, выделяются нижеперечисленные виды недостатков.

1. Сигматизм - недостатки произношения свистящих [с,с'] и шипящих [ш, ж, ч, щ] звуков. Это один из самых распространенных видов нарушений произношения.

2. Ротацизм - недостатки произношения звуков [р и р'].

3. Ламбдацизм -недостатки произношения звуков [л и л'].

4. Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм - звуков [к и к']; гаммацизм - звуков [г и г']; хитизм - звуков [х и х']; йотацизм - звука [й].

5. Дефекты озвончения - недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими: [б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к] и т.д. Этот недостаток нередко встречается у детей, страдающих снижением перефирического слуха.

6. Дефекты смягчения - недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми: например, [д'-д, п'- п, р'-р] и т.д. (тота -тётя, Анута -Анюта, пат -пять).

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели логопедического воздействия.

Одной из важных общепедагогических задач является формирование установки на занятия: логопед должен - установить с ребенком доверительные отношения, расположить его к себе, адаптировать к обстановке логопедического кабинета, вызвать у него интерес к занятиям и желание в них включиться.

В задачи подготовительного этапа входит развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций, особенно аналитических операций, операций сравнения и вывода.

К специальным логопедическим задачам относятся: умение опознавать (узнавать) и различать фонемы и формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков.

Работа над формированием восприятием звуков речи строится с учетом характера дефекта. В одних случаях работа направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других — в ее задачу входит развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В третьих — ограничивается формированием слухового контроля как осознанного действия.

Для формирования артикуляционной базы разработаны типы упражнений, дидактические требования и методические рекомендации, пособия по исправлению произношения.

Требования, которые необходимо предъявлять к проведению артикуляционных упражнений:

1. Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

2. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

3. Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу.

4. Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид работы.

5. Уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.

6. По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, логопед переходит к отработке движений, обязательных для других звуков.

Конкретными задачами индивидуальных занятий по постановке звукопроизношения являются: постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений), а также умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференцировать).

Необходимость решения указанных задач в процессе логопедической работы вытекает из закономерностей онтогенетического овладения произносительной стороной речи.

Постановка звука достигается применением технических приемов, подробно описанных в специальной литературе. В работах Ф.Ф. Pay выделяются три способа: по подражанию (имитативный), с механической помощью и смешанный.

По мере того как звук оказывается поставленным в одной из слоговых позиций, ведется работа по его включению в речь, или автоматизации.

Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков.

Работа над дифференциацией звуков способствует нормализации операции их отбора.

При работе над дифференциацией звуков одновременно подключаются не более пары звуков, если для работы необходимо большое количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно.

Случаи сложных или комбинированных функциональной и механической дислалии требуют четкого планирования занятий, разумной дозировки материала, определения последовательности в исправлении звуков, а также представления о том, какие звуки могут быть включены в работу одновременно, а какие должны отрабатываться последовательно.

Таким образом, на основе изучения теоретических источников можно сделать следующие выводы:

педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и коррекционно-воспитательного характера.

основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.

осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;

принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука; варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи;

безошибочно использовать звук во всех видах речи.

Необходимо отметить, что не во всех случаях патологических отклонений в строении артикуляционного аппарата имеет место нарушение звукопроизношения. Компенсаторные возможности каждого ребенка и взрослого различны, поэтому при наличии определенных дефектов артикуляционных органов в отдельных случаях наблюдается правильное воспроизведение звуков. Данная сложная работа не должна утомлять ребенка. Поэтому необходимо опираться на ведущую деятельность ребенка в дошкольном возрасте.

Потребность в игре заложена в ребёнке самой природой. Авторские игры вовлекают дошколят в практическую деятельность, целями которой являются развитие фонематической стороны речи, а также пробуждение потребности постоянного общения со звуком и желание постоянно совершенствовать правильное звукопроизношение. Дети получают удовольствие от процесса игры. И хотя речевые игры часто требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакции диктуемой инструкцией, дети считают, что играть в них вовсе не трудно. Именно поэтому дети вступают в игру без опасения и боязни, увлекаясь красочностью предметных картинок, играют, не обращая внимания на время и возможную усталость.

Игры, которые я использую в коррекционной работе, формируют у детей способность добиваться максимальной чёткости в произнесении слов и фраз с заданным звуком и умение оценивать их качество.
Используя игры, необходимо вдумчиво готовиться к индивидуальной и подгрупповой НОД:

- тщательно подбирать материал с отрабатываемым звуком и без него,

- проверять материал и оборудование игр, что помогает активизировать не только процесс произнесения звуков, но и различные психические процессы, необходимые в дальнейшем школьном обучении.

Очень трудной и несколько монотонной для дошкольника является работа по автоматизации звуков. Детям приходится многократно повторять одни и те же слоги, словосочетания и предложения. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать, в работе используются разнообразные дидактические игры и упражнения.

При коррекции звукопроизношения в работе выделяются следующие виды дидактических игр:

-для развития артикуляционного аппарата;

-для развития речевого дыхания;

-для развития мелкой моторики;

-для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;

-для развития фонематического восприятия;

Игры, которые я хочу представить вашему вниманию, многофункциональны. Данные игры служат для автоматизации и дифференциации звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию лексико-грамматических категорий. (Приложение1.)

За время проведения исследования анализ звукопроизношения детей старшей логопедической группы показал положительную динамику.

Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями, так как включение последних в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка.

Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Перед учителем-логопедом и родителями стоят единые задачи, но отличаются лишь пути их реализации.

Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:

-сотрудничество - учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;

-индивидуализация-ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка;

-непрерывность и эффективность обратной связи - осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;

- комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.

Работа с родителями в рамках проекта «Веселая артикуляционная гимнастика»:

  • Сообщение в рамках родительского собрания «Артикуляционная гимнастика и ее влияние на формирование правильного звукопроизношения».
  • Консультация «Формирование правильного звукопроизношения у детей. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?».
  • Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков.
  • Создание папки-передвижки "Артикуляционная гимнастика - помощник в постановке звуков»
  • Задание родителям подобрать картинки для знакомства с артикуляционными упражнениями и придумать артикуляционные сказки. (Приложение 2.)

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя

В задачу воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решения коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта.

В детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи воспитателю предоставлены все возможности для всестороннего формирования личности ребенка с речевым дефектом.

В задачу воспитателя входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедической непосредственно образовательной деятельности, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов.

Речь воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

Воспитание мотивации к занятиям по развитию речи имеет особое корригирующее значение. Наряду со специальной логопедической работой интерес к языковым явлениям, к соответствующему речевому материалу, к различным формам занятий содействует успешному развитию ребенка, преодолению недостатков речи, закреплению достигнутых результатов. Воспитатель должен уделять внимание формам работы, стимулирующим инициативу, речевую активность, способствовать снятию отрицательных переживаний, связанных с дефектом.

Таким образом, воспитатель обязан хорошо знать реальные и потенциальные способности дошкольников, тщательно изучать, что ребенок умеет делать сам, а что может сделать с помощью взрослого.

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и специалистов ДОУ

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ осуществляется в следующем:

учитель-логопед и педагог-психолог - психологическая диагностика, психологическая коррекция, определение психологической нагрузки, подготовка консилиумов;

учитель-логопед и воспитатель - педагогическая диагностика, составление и реализация индивидуальных программ развития, реализация образовательных программ, участие в психолого-медико-педагогических консилиумах;

учитель-логопед и заместитель заведующей по воспитательной работе -помощь в организации взаимодействия, координационное функционирование, отслеживание результатов, анализ;

учитель-логопед и медицинские работники - медицинское обследование детей, определение нагрузки по каждому ребенку, подготовка консилиумов;

учитель-логопед и музыкальный руководитель - педагогическая диагностика, логоритмика, музыкально-речевые игры;

учитель-логопед и инструктор по физической культуре - педагогическая диагностика, двигательная активность, дыхательная гимнастика, речевая нагрузка, мелкая моторика, координация речи с движением.

Основные задачи взаимодействия специалистов ДОУ:

1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) и повышение их профессионального уровня.

2. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

3. Разработка карты взаимодействия со специалистами, построенной на основе комплексной диагностики.

4. Подбор дидактических игр и упражнений для развития:

- общей и мелкой моторики,

- лексико–грамматических категорий и связной речи,

- психических процессов,

- просодической стороны речи,

- слухового внимания и фонематического слуха. (Приложение 3.)

Устранение нарушений звукопроизношения у дошкольников – одна из важнейших задач логопедии. От её решения зависит развитие ребёнка, имеющего нарушения звукопроизношения. Всестороннее развитие ребёнка предполагает учёт не только психолого – педагогического но и логопедического фактора при устранении нарушений звукопроизношения у детей.

Дислалия – это речевое нарушение, при котором ребёнок не может произнести те или иные звуки, заменяет их другими или смешивает их между собой.

Логопедическую работу по преодолению дислалии необходимо строить с учётом развития звукопроизношения в онтогенезе.

Для успешной коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников необходимо осуществлять дифференцированный подход, который предполагает:

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

- этиологию, механизм, структуру речевого дефекта.

- использование методов обучения, выбор которых зависит от этапа логопедической работы.

Взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса в группах компенсирующей направленности приводит к положительным результатам. Взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы игр и упражнений для детей с общим недоразвитием речи («Логопедические пятиминутки») и карты взаимодействия специалистов ДОУ.

Все это позволяет детям намного легче адаптироваться в следующем этапе образования – начальной школе.

Таким образом, цель, задачи нашего исследования достигнуты. Гипотеза о том, что логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников будет более эффективной, если учитывается: ведущий вид деятельности дошкольников; учитываются этапы развития звукопроизношения в онтогенезе; учитывается этиология, механизм и структура нарушения звукопроизношения при дислалии – подтверждена.

Дидактические игры для развития артикуляционного аппарата

Перед знакомством с артикуляционной гимнастикой я рекомендую использовать игру «Сказочка-указочка», для уточнения названий частей лица и органов артикуляции. Вначале читается стихотворение и вместе с ребенком показываются части лица и артикуляционные органы.

Не устала ты пока, Подбородок тянем вниз,

Покажи, моя рука: Чтобы с челюстью отвис.

Это – правая щека, Там – к прогулкам не привык -

Это – левая щека. Робко прячется язык.

Ты сильна, а не слаба, А вокруг-то – целый ряд -

Здравствуй, верхняя губа, Зубки нижние стоят:

Здравствуй, нижняя губа, Боковые – слева, справа,

Ты не меньше мне люба! Впереди – зубов оправа.

Есть у губ одна черта – Нёбо вместо потолка

В них улыбка заперта: Есть во рту у языка.

Вправо – правый угол рта, А когда открылся рот,

Влево – левый угол рта. Язычок пошел вперед.

Интересная картинка:

Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края –

Все про ротик знаю я!

После того, как ребенок усвоил название частей лица и артикуляционных органов, можно приступать к выполнению артикуляционных упражнений.

Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, т.к. логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать название упражнения.

Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.

Для постановки свистящих звуков требуются следующие упражнения:

«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный

язык на нижнюю губу.

«Горка (Киска сердится)» - открыть рот. Кончик языка упереть в нижние

зубы, а сам язык приподнять вверх.

«Катушка» - кончик языка упереть в нижние передние зубы.

Боковые края языка прижать к верхним коренным

зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и

убирать в глубь рта.

«Чистим нижние зубки» - рот приоткрыть в улыбке, «почистить» кончиком

языка нижние зубы с внутренней стороны, делая

движения из стороны в сторону. Нижняя челюсть

и губы неподвижны. Движущийся из стороны в

сторону кончик языка должен находиться у

десен.

«Дудочка» - открыть рот и немного высунуть широкий язык.

Боковые края языка загнуты вверх. Подуть в

получившуюся «дудочку».

Для постановки шипящих звуков требуются следующие упражнения:

«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный

язык на нижнюю губу.

«Чашечка» - широко открыть рот и положить широкий

расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять

края языка, не касаясь верхних зубов.

«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, широким языком «слизать

варенье» с верхней губы сверху вниз и спрятать

язык.

«Маляр» - открыть рот. Широким кончиком языка, как

кисточкой, водить по нёбу вперед – назад, не

отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.

«Парус» - открыть рот. Поднять язык вверх и докоснуться до

бугорков (альвеол).

«Лошадка» - открыть рот и поцокать языком. Цокать медленно и

сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя

челюсть и губы не двигаются.

«Грибок» - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его

от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Язык не должен отрываться от неба.

«Качели» - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно

то к носу, то к подбородку. Рот при этом не

закрывать.

Для постановки звука Л требуются следующие упражнения:

«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный

язык на нижнюю губу.

«Иголочка» - рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь

его, сделать узким.

«Чашечка» - широко открыть рот и положить широкий

расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять

края языка, не касаясь верхних зубов.

«Грибок» - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его

от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Язык не должен отрываться от неба.

«Качели» - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно

то к носу, то

Наши новости:

Разместить свою публикацию