Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96446

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Использование устного творчества башкирского народа в формировании исторических представлений у старших дошкольников

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, МАДОУ Детский сад № 58, г.Уфа

Цель: Цель статьи определить роль устного народного творчества в процессе формирования исторических представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста.

Задачи: 1. Определить характерные черты устного народного творчества башкирского народа. 2. Определить уровень сформированности представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста об истории родного края на основе разработанных критериев.

Использование устного творчества башкирского народа в формировании исторических представлений у старших дошкольников

В традициях народа, обычаях фиксируются исторически сложившиеся нормы и принципы, утвердившиеся в социуме, способствующие его выживанию и полноценному функционированию. Как коллективная память, они являются неотъемлемым элементом этнического сознания. Бесценно значение устного народного творчества в процессе формирования личности ребенка. К сожалению, современная педагогика во многом подменила действительно глубокое духовное содержание традиционного воспитания набором формальных слов, инструкций, наставлений, системой голых запретов; была утеряна эффективная традиционная психотехника взаимодействия взрослого с ребенком, обращения к ребенку, внушения, формы группового и межличностного общения детей.

К формам ознакомления детей с устным народным творчеством можно отнести:

- чтение произведений устного народного творчества (ответы на вопросы по содержанию прочитанного);

- разучивание пословиц и поговорок;

- рисование по содержанию прочитанной сказки, легенды или предания;

- поделки из пластилина по содержанию сказочно-мифологического произведения;

- посещение историко-краеведческих музеев;

- посещение исторических и культурных памятников;

- проведение утренников и мероприятий, посвященных народным праздникам;

- встреча со специалистами устного народного творчества (библиотекари, этнографы, поэты, писатели) и т.д.

Этнопедагогика - наука, исследующая закономерности и особенности народного, этнического воспитания. Она изучает механизмы влияния народных традиций на воспитание и обучение детей. Ведущая идея этнопедагогики - достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека [13].

Этнопедагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках. Она как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания и пользуется методами и источниками педагогики, но вместе с тем для нее чрезвычайно актуально применение этнографических, этнолингвистических, археологических, этнопсихологических и социологических методов. В ней анализируются социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия и взаимовлияния образовательно-воспитательных традиций того или иного этноса. Использование народной педагогики на протяжении долгих лет не было однозначным.

Воспитательный потенциал произведений устного народного творчества заключается в следующем:

  • Устное народное творчество обладает необычной эстетикой: оригинальностью образной системы, непосредственностью, искренностью чувств и идей.
  • Оно доступно для детского сознания, понятно и близко.
  • Является отражением психологии самого ребенка, психологии творчества.
  • Содержит много игровых элементов, юмора, живости жизненных зарисовок.
  • Оно напевно, мелодично. Поэтому возможно влияние на развитие пластики и гармонии движений, развитие голоса, правильного дыхания, понимания красоты народной культуры и творчества [6].
    • Культура народов является действенным средством формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.
    • Для решения задачи формирования личности средствами национальных культур необходимо повышать этнографическую грамотность воспитателей, детей и их родителей.
    • При отборе содержания произведений, объектов национальной культуры каждого народа необходимо руководствоваться принципом дифференцированного подхода.
    • Культурно-историческая среда является условием развития потенциальных возможностей личности ребенка. Глубокое знание аспектов взаимодействия культурно-исторической среды и личности ребенка позволит педагогу плодотворно управлять этим процессом, способствовать достижению результатов в формировании личности.
    • Одно из условий формирования личности ребенка – его интерес к национальной культуре [6].

Изучение и анализ культуроведческой, этнографической, психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы:

Наши новости:

Разместить свою публикацию