Использование устного творчества башкирского народа в формировании исторических представлений у старших дошкольников
В традициях народа, обычаях фиксируются исторически сложившиеся нормы и принципы, утвердившиеся в социуме, способствующие его выживанию и полноценному функционированию. Как коллективная память, они являются неотъемлемым элементом этнического сознания. Бесценно значение устного народного творчества в процессе формирования личности ребенка. К сожалению, современная педагогика во многом подменила действительно глубокое духовное содержание традиционного воспитания набором формальных слов, инструкций, наставлений, системой голых запретов; была утеряна эффективная традиционная психотехника взаимодействия взрослого с ребенком, обращения к ребенку, внушения, формы группового и межличностного общения детей.
К формам ознакомления детей с устным народным творчеством можно отнести:
- чтение произведений устного народного творчества (ответы на вопросы по содержанию прочитанного);
- разучивание пословиц и поговорок;
- рисование по содержанию прочитанной сказки, легенды или предания;
- поделки из пластилина по содержанию сказочно-мифологического произведения;
- посещение историко-краеведческих музеев;
- посещение исторических и культурных памятников;
- проведение утренников и мероприятий, посвященных народным праздникам;
- встреча со специалистами устного народного творчества (библиотекари, этнографы, поэты, писатели) и т.д.
Этнопедагогика - наука, исследующая закономерности и особенности народного, этнического воспитания. Она изучает механизмы влияния народных традиций на воспитание и обучение детей. Ведущая идея этнопедагогики - достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека [13].
Этнопедагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках. Она как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания и пользуется методами и источниками педагогики, но вместе с тем для нее чрезвычайно актуально применение этнографических, этнолингвистических, археологических, этнопсихологических и социологических методов. В ней анализируются социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия и взаимовлияния образовательно-воспитательных традиций того или иного этноса. Использование народной педагогики на протяжении долгих лет не было однозначным.
Воспитательный потенциал произведений устного народного творчества заключается в следующем:
- Устное народное творчество обладает необычной эстетикой: оригинальностью образной системы, непосредственностью, искренностью чувств и идей.
- Оно доступно для детского сознания, понятно и близко.
- Является отражением психологии самого ребенка, психологии творчества.
- Содержит много игровых элементов, юмора, живости жизненных зарисовок.
- Оно напевно, мелодично. Поэтому возможно влияние на развитие пластики и гармонии движений, развитие голоса, правильного дыхания, понимания красоты народной культуры и творчества [6].
- Культура народов является действенным средством формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.
- Для решения задачи формирования личности средствами национальных культур необходимо повышать этнографическую грамотность воспитателей, детей и их родителей.
- При отборе содержания произведений, объектов национальной культуры каждого народа необходимо руководствоваться принципом дифференцированного подхода.
- Культурно-историческая среда является условием развития потенциальных возможностей личности ребенка. Глубокое знание аспектов взаимодействия культурно-исторической среды и личности ребенка позволит педагогу плодотворно управлять этим процессом, способствовать достижению результатов в формировании личности.
- Одно из условий формирования личности ребенка – его интерес к национальной культуре [6].
Изучение и анализ культуроведческой, этнографической, психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы: