Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96446

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Коррекционно - педагогический прект

Дата публикации:

Автор:
Учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад № 18" пос. Яйва, Пермский край, г. Александровск

Цель: Использовать технологию «мнемотехника» в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.

Задачи: • Расширять и обогащать словарный запас детей; развивать грамматически правильную связную речь; закреплять произношение звуков в словах, фразах. • Развивать мелкую моторику рук. • Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции. • Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира. • Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе. • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. • Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления. • Развивать творческие способности детей, умение самим составлять схемы и воспроизводить их. • Снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

Проект

«Использование приемов мнемотехники в процессе работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

Разработала учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 18» пос. Яйва

Пахомова Татьяна Федоровна

Аннотация проекта

Опыт работы учителем – логопедом в детском саду показывает, что количество детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается. Одним из принципов дошкольного образования, определенным Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Логопед должен найти наиболее интересный для ребенка путь преодоления речевых нарушений. Необходимо постоянно искать новые пути, методы, приемы коррекционной работы с детьми. Одним из таких методов является мнемотехника. В данном проекте представлена система работы по развитию разных сторон речи детей старшего дошкольного возраста с помощью приемов мнемотехники. Раскрывается актуальность темы, цель, задачи, сущность и последовательность работы по их реализации. Представлен перспективный план работы, критерии анализа достигнутых результатов.

Введение

Основная идея проекта заключается в использовании моделей-символов, мнемотехники помогающих в работе учителям-логопедам при формировании познавательно-речевого развития у детей с нарушениями речи. В предлагаемом материале описаны основные теоретические положения, на которых основывается проект.

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д. Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников — очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В основе моделирования лежат факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Л.В. Эльконина и др., — наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Прием моделирования эффективен при формировании лексико – грамматического оформления речи, связной речи, при автоматизации звуков. Это развивает не только речь ребенка, но и обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире. Здесь идет эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Общие условия успешного запоминания:

1. Когда материал интересен для запоминающего. Играя с образами в шифровальщиков, дошкольник воспринимает задание с интересом и желанием.

2. Когда материал осмыслен, предельно ясен, он легче подвергается классификации. Прикрепление к слову или картинке собственного аналогичного образа заставляет ребенка невольно обобщать или, напротив, ввести заданное в какой либо класс.

3. Разнообразие, избежание монотонности в работе памяти. Информация для запоминания часто подается дошкольнику на фоне цветового, зрительного тактильного или слухового восприятия.

4. Эффект запоминания увеличивается, если в запоминании зрительного или слухового материала участвуют несколько чувств. Хороший эффект возникает при запоминании в движении, особенно у детей – кинестетиков и у детей с гиперактивностью.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;

- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Актуальность проекта

За последние десятилетия резко возросла речевая патология детей дошкольного возраста. Острота проблемы состоит в том, что у детей с недостаточно сформированной устной речью отсутствует готовность к началу школьного обучения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. В речи детей существуют множество проблем.

Одна из актуальных задач дошкольного воспитания — развитие речевой компетентности детей, то есть умение решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения. Одним из средств формирования речевой компетентности является прием моделирования.

У дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, а замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение свободному владению родным языком.

  • Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.
  • Применение мнемотехники — использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт.
  • Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Анализ ситуации

Анализ результатов логопедического обследования, которое проводилось в мае 2015 года, показал, что у 86 % детей старшей и подготовительной группы наряду с дефектами звукопроизношения встречаются:

- недостаточный словарный запас;

- многочисленные ошибки в грамматическом оформлении речи;

-дети испытывают трудности пересказе коротких рассказов, при составлении рассказов;

- для детей характерны небольшой объем памяти, недостаточно развитое внимание.

Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически, правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Проблема. Уровень развития связной речи не соответствует возрасту.

Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы.

Цель работы:

Использовать технологию «мнемотехника» в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.

Реализуя данную тему, поставила перед собой задачи проекта:

  • Расширять и обогащать словарный запас детей; развивать грамматически правильную связную речь; закреплять произношение звуков в словах, фразах.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  • Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира.
  • Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления.
  • Развивать творческие способности детей, умение самим составлять схемы и воспроизводить их.
  • Снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

Ожидаемый результат: в ходе реализации проекта дети научатся самостоятельно, с опорой на мнемосхемы, разучивать стихи, пересказывать небольшие сказки и рассказы; расширится их словарный запас; речь станет последовательной, грамматически правильной; увеличится объем памяти.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, нуждающиеся в коррекционном логопедическом воздействии.

Вид проекта: долгосрочный.

Тип проекта: коррекционно – педагогический.

По доминирующей деятельности: познавательный.

По количеству участников: групповой и индивидуальный.

Срок реализации проекта: октябрь 2015 – май 2016 года.

Этапы работы по реализации проекта

Этап

Сроки реализации

Содержание работы

1 этап. Организационный

октябрь 2015 г

  • Мониторинг речевого развития детей старшей и подготовительной группы.
  • Анализ результатов мониторинга.
  • Изучение литературы по данной проблеме.
  • Подбор и изготовление необходимых дидактических пособий.
  • Составление плана работы.

2 этап. Основной

ноябрь 2015–

апрель 2016 г

Последовательность работы с использованием мнемотехники:

  • знакомство детей с условными обозначениями;
  • составление словосочетаний;
  • составление предложений из 3,4 и более слов;
  • придумывание загадок;
  • разучивание коротких (1-2 предложения) чистоговорок, потешек;
  • разучивание стихотворений;
  • пересказ коротких рассказов;
  • самостоятельное составление коротких описательных рассказов.

3 этап. Заключительный

май 2016 г

  • Мониторинг (логопедическое обследование детей).
  • Оценка результатов работы.

Приемы развития речи

Наглядные

Словесные

Игровые

Показ картинок, схем, иллюстраций

Речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопрос

Игровые персонажи,

сюрпризный момент,

разные виды игр

Прямые (объяснение, речевой образец, указание)

Косвенные (напоминание, реплика, подсказ)

В педагогической практике все приемы используются комплексно в зависимости от задач, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Перспективный план работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с помощью приемов мнемотехники.

месяц

неделя

тема

задачи

Содержание работы с детьми

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1

2

Знакомство с мнемоквадратами

(предмет и объект)

Расширение и активизация словаря по темам «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Одежда и обувь», «Дикие и домашние животные», «Птицы».

Закрепление навыков звукопроизношения в словах.

-Называние предметных картинок (соотнесение слова с предметной картинкой)

Игры «Лото» (по всем темам)

Упражнение «Запомни и назови»

Игра «Цепочка слов»

Игра «Чего не стало»

Игра «Что изменилось»

Игра «Микрозагадки»

Знакомство с элементами схем, символами. Составление словосочетаний по цепочке из опорных схем и символов.

Составление и зарисовка мнемоквадратов, мнемодорожек.

Последовательность работы по всем направлениям:

- ребенок по готовой схеме повторяет словосочетание вслед за взрослым;

- ребенок самостоятельно придумывает словосочетание по предложенной мнемосхеме;

- ребенок самостоятельно придумывает словосочетание, выкладывает или зарисовывает мнемосхему, мнемодорожку.

3

Мнемоквадрат «мой»

Учить составлять словосочетания с притяжательными местоимениями «мой, моя, мое, мои».

Активизация словаря.

Закрепление навыков звукопроизношения.

-Упражнение «Мой, моя, моё, мои» (составление словосочетаний типа: мой стул, мой карандаш)

Выкладывание мнемодорожки из двух карточек.

-Игра «Подбери картинку» (про что говорят: мой, моя моё, мои)

4

Мнемоквадраты «колличество»,

«один – много»

Закрепить умение согласовывать существительные с числительными, правильно использовать окончания слов. Закрепить навыки счета в пределах 10. Активизация словаря.

Закрепление навыков звукопроизношения.

Игры и упражнения «Посчитай, не ошибись»

«Два и пять»,

«Один – много»

«Один или одна»

«Два и две»

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1

Мнемоквадраты «Цвет» (основные и дополнительные цвета)

Закрепить знание основных цветов и их оттенков.

Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными, обозначающими цвет предмета.

Активизация словаря.

Закрепление навыков звукопроизношения.

Игры (с предметными картинками и без) «Что бывает такого цвета?» (голубое небо, голубое платье, голубая чашка и т.п.)

Составляется простая мнемосхема:

цвет – предмет.

Игра «Назови предмет и его цвет»

Игра «Посмотри вокруг»

Игра «Раскрась картинку»

Игра «Художники»

2

3

Мнемоквадраты

«действие»

Схематическое изображение глаголов (идет, стоит, бежит, спит, сидит, плывет, едет, летит, прыгает и т.д.).

Активизировать глагольный словарь.

Закрепить умение согласовывать существительные с глаголами.

Активизация словаря.

Закрепление навыков звукопроизношения.

Игры с подбором предметных картинок и составлением словосочетаний по схеме:

действие – предмет (объект).

«Так бывает или нет?»

«Скажи, что делает»

«Найди друзей»

«Кто как передвигается»

«Что происходит»

«Есть у каждого работа»

4

Мнемоквадраты «предлог»

Схематическое изображение предлогов (на, за, над, под, около, между, в, от, к, с и т.п.).

Учить использовать в речи предлоги пространственного расположения предметов. Познакомить со схематичным изображением предлогов.

Активизация словаря.

Закрепление навыков звукопроизношения.

Составление и проговаривание словосочетаний по схеме: предлог – предмет.

Упражнения:

«Где находится?» (на столе, под столом, около стола, между столами)

«Команды» (положи мяч под стул; книгу на стол; карандаш около часов и т.п.)

«О чем мечтает Нина»

«Кто за деревом, кто за забором»

Самостоятельное зарисовывание схем предлогов.

Я

Н

В

А

Р

Ь

2

Мнемоквадраты

«форма»

Схематическое изображение формы предметов (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал).

Закрепить знания о форме предметов. Закрепить умение согласовывать слова в словосочетании.

Активизация словаря.

Закрепление навыков звукопроизношения.

Схема: форма – предмет.

Игры:

«Что бывает круглым?» (квадратным, овальным, прямоугольным, треугольным)

Например: круглое солнце, круглый блин, круглое блюдце; квадратный стол, квадратный дом, квадратная книга и т.п.

«Назови форму предмета»

Игра «Найди предметы одинаковой формы»

3

Мнемоквадраты

«антонимы»

Схематическое изображение антонимов (высокий - низкий, большой – маленький, широкий – узкий, длинный – короткий, веселый – грустный, толстый – худой, добрый – злой и т.д.)

Учить правильно употреблять в речи антонимы. Составлять словосочетания.

Активизация словаря.

Закрепление навыков звукопроизношения.

Схема: антоним – предмет.

«Подбери картинку».

Например: большой слон – маленький мышонок, добрый дедушка – злой колдун и т.п.

Игра «Скажи наоборот»

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

4

(январь)

1

2

Составление и распространение предложений с использованием мнемоквадратов и мнемодорожек.

Учить детей придумывать предложения из 3 и более слов. Составлять схему предложения. Закрепить навыки согласования слов в предложении в роде, числе, падеже.

Учить замечать и исправлять ошибки в предложениях.

Активизация словаря.

Закрепление навыков звукопроизношения.

Последовательность работы

- Повторение вслед за педагогом предложений с использованием мнемоквадратов и мнемодорожек.

- Самостоятельное составление ребенком предложения с опорой на мнемодорожку, предложенную педагогом.

- Самостоятельное составление мнемодорожки и проговаривание придуманного ребенком предложения.

Игры и упражнения:

«Придумай предложение»

«Путаница»

«Закончи предложение»

«Дополни предложение»

3

Отгадывание загадок, зарисовка загадок

Активизация словаря.

Развитие логического мышления, воображения.

Закрепление навыков звукопроизношения.

Последовательность работы:

-педагог читает загадку, ребенок ее отгадывает и рисует отгадку.

- педагог читает загадку, ребенок смотрит на мнемотаблицу и отгадывает загадку.

- ребенок слушает загадку, зарисовывает мнемодорожку и отгадку.

-ребенок сам придумывает загадку, выкладывает ее из схем или зарисовывает.

М

А

Р

Т

4

(Февраль)

1

Разучивание чистоговорок, потешек с использованием мнемосхем, мнемоквадратов.

Обогащение и активизация словаря.

Закрепление навыков грамматически правильной речи.

Закрепление навыков звукопроизношения.

Развитие внимания, памяти.

Взрослый предлагает ребенку повторить потешку, чистоговорку с опорой на картинку.

Самостоятельное зарисовывание простых чистоговорок.

Игры

«Не ошибись»

«Шкатулочка»

«Про лисичку»

2

3

4

Разучивание стихотворений

Обогащение и активизация словаря.

Закрепление навыков грамматически правильной речи.

Закрепление навыков звукопроизношения.

Развитие внимания, памяти.

Этапы работы над стихотворением:

- Выразительное чтение стихотворения.

- Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

- Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

- Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.

- Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

- Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

- Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Стихи для разучивания: «Овощи», «Листопад», «Белый мишка», «Хлеб», «Дикие животные», «Киска», «Подарки осени», «Потешка», «Мишка милый», «Весна пришла»

А

П

Р

Е

Л

Ь

1

2

Составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц

Учить детей составлять описательный рассказ, ориентируясь на схему.

Развивать навыки грамматически правильной связной речи. Активизировать словарь.

Закрепление навыков звукопроизношения.

Дети по предложенной мнемотаблице составляют описательный рассказ об игрушке (на выбор);

овоще, фрукте, домашнем и диком животном, посуде.

Игра «Кто в домике живет»

«Узнай по описанию»

М

А

Й

3,4 (апрель)

1

Пересказ рассказов с использованием мнемосхем

Учить детей последовательно передавать содержание короткого рассказа, опираясь на схему.

Развивать навыки грамматически правильной связной речи. Активизировать словарь.

Закрепление навыков звукопроизношения.

Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель.

Этапы работы над текстом при пересказе:

- Воспитатель объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.

- Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины.

- Беседа по содержанию текста.

- Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.

- Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу, либо рассказ в целом.

На фланелеграфе или магнитной доске в линейном порядке располагаются опорные картинки и схемы в соответствии с последовательностью фрагментов рассказа.

Дети используют схему-модель как план пересказа;

неоднократное повторение рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель

Управление и обеспечение проекта

Управление проектом осуществляется руководством ДОУ в лице заведующего.

Обеспечение проекта:

Ресурсы

Кадровые

Информационные

Временные

Материально – технические

Учитель – логопед, I квалификационная категория, стаж работы – 20 лет.

Логопедический кабинет оснащен достаточным количеством современной методической литературы, в детском саду имеется компьютер с доступом к сети Интернет, принтером, функционирует сайт ДОУ.

Проект рассчитан на 8 месяцев, считаю, что данного времени достаточно для его реализации и получения первичных результатов.

В логопедическом кабинете имеются наглядные, дидактические пособия по развитию разных сторон речи детей дошкольного возраста.

Оценка результатов проекта осуществляется в следующих видах:

1. Диагностика детей группы

2. Анкетирование родителей

3. Фотоматериалы

4. Анализ проведенных мероприятий

5. Обобщение опыта.

Критериями и показателями эффективности проекта могут служить следующие умения и навыки, сформированные у детей:

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Речь ребенка связная, последовательная, грамматически правильная, без дефектов.

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.

  • Ребенок умеет работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  • У ребенка сформировано целостное восприятие окружающего мира.
  • Сформированы навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Описание достигнутых результатов

Конечный мониторинг и подведение результатов проекта проводился в мае 2016 года. По его итогам можно сделать вывод, что в ходе реализации проекта у детей:

улучшилось звукопроизношение,

речь детей последовательная, грамматически правильная.

у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;

появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

дети без труда заучивают небольшие по объему стихи и потешки;

дети стремятся преодолевать робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

К концу подготовительной группы дети уверенно пользуются схемами, самостоятельно зарисовывают простейшие загадки, потешки; составляют наглядные планы рассказов.


В ходе реализации проекта создан продукт деятельности:

1. Разработка перспективного плана по теме: «Развитие речи старших дошкольников с помощью приемов мнемотехники».

2. Оформление альбомов «Мы придумали загадки», «Учим стихи по картинкам».

3. Создание картотеки «Учим чистоговорки, скороговорки, потешки с помощью мнемотехники».

4. Создание дидактического пособия «Мнемотехника для детей».

5. Консультация для воспитателей «Мнемотехника – это интересно».

6. Мастер – класс для воспитателей «Учим стихи по картинкам».

7. Оформление стенда для родителей.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта

Работа по реализации проекта показала, что овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков при заучивании стихотворений, при составлении описательных рассказов увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Чем раньше детей будут учить рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовят их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательно использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Применять модельные схемы можно не только на логопедических занятиях, но и в непосредственно образовательной деятельности по другим образовательным областям, а также в совместной деятельности воспитателя с детьми.

Мнемотехника многофункциональна. На ее основе можно создать разнообразные дидактические игры.

Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Список литературы

1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

2. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6 лет. Москва, 2005.

3. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.

4. Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.

5. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

7. Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.

Наши новости:

Разместить свою публикацию