Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96361

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 24.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Становление театрализованной деятельности в дошкольном детстве

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, МАДОУ№41 г. Первоуральск, Свердловская область,г. Первоуральск ул. Трубников 38-70

Цель: На теоретическом уровне проанализировать содержание деятельности воспитателя,позволяющий оптимизировать процесс становления театрализованной деятельности в дошкольном детстве.

Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования с целью выявления содержания понятия "театрализованная деятельность дошкольников" 2. Дать психолого-педагогическую характеристику раннего и дошкольного возраста с точки зрения возможностей становления театрализованной деятельности в дошкольном детстве. 3.Охарактеризовать динамику становления театрализованной деятельности детей с 3 до 6 лет.

Исполнитель:

Крупина Ольга Викторовна

студентка БУ-21zПР

заочного отделения

Научный руководитель:

Н.Г. Капустина

кандидат педагогических

наук, доцент

Научная статья

Становление театрализованной деятельности в дошкольном детстве

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности с самого раннего возраста. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Дошкольники очень любят игры, напоминающие театральные представления, где одни дети-артисты, другие-зрители. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам дет­ского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведе­ния в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, прави­лами этикета, обрядами, традициями. Театрализованная деятельность в детском саду - это хорошая воз­можность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творче­ской направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты, в обыденном. В дошкольном учреждении - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и восприятия детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию. Синтетический характер театрального искусства (взаимосвязь художественного слова, музыки, декорационно-художественного оформления) выступает как активный, индивидуальный процесс, объединяющий способности воспринимать специфическое сценическое искусство и осуществлять разные по характеру творческие действия (продуктивные, исполнительские, оформительские.) Такой синтез создает условия для развития и совершенствования эмоциональной сферы творчества детей.

Однако, понимая всю значимость искусства, воспитатели пока не готовы к такой организации педагогического процесса, при которой художественная культура на основе синтеза искусств станет и развивающей средой, и фактором воспитания творческой личности.

В педагогической и психологической литературе встречаются разные названия театрализованной деятельности: театрально-игровая деятельность, театрально игровое творчество, театр, театрализованные игры, театрализованные представления, театральная самостоятельная деятельность, театрализовано-игровая деятельность. Под театрализованной деятельностью понимается специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой её участники осваивают доступные средства сценического искусства и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.) участвуют в подготовке и разыгрывании различного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре. Любая деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат. В самом общем смысле деятельность можно представить как специфически человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры. Деятельность меняет и преобразует действующего индивида. Главная деятельность в дошкольном возрасте – это игра. Игра одна из форм деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить на сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно-ролевой игрой и является ее разновидностью. Сюжетно-ролевая и театрализованная игра имеют общую структуру (строение). Они включают в себя замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие, правило. Все театрализованные игры – это игры представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. Театрализованные игры делятся на две группы: режиссерские игры и игры- драматизации. Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

- знакомство с театром данного жанра

- знакомство с текстом художественного произведения

- освоение выразительных средств передачи образа

- изготовление макетов, атрибутов, декораций

- проигрывание содержания на макете

-организацию театральной постановки

В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются задачи разных образовательных направлений, связанных с речевым, социально-коммуникативным, художественно-эстетическим, познавательным развитием ребенка, физическим развитием.

Формирование возможностей становления театрализованной деятельности в дошкольном детстве начинается с раннего возраста и развивается в дошкольном. Психолого-педагогическая характеристика детей с точки зрения возможностей становления театрализованной деятельности в дошкольном детстве позволяет заключить, что становление театрализованной деятельности начинается с раннего возраста. Многие считают, что интерес к театрализованной деятельности проявляется только у детей дошкольного возраста в связи с возрастанием возможностей перевоплощения и с появившимся в этом возрасте стремлением проигрывать литературные сюжеты. Вместе с тем уже в раннем возрасте малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Воспитатель при этом является образцом творческого поведения, владеет опытом театральных выступлений, обладает артистическими качествами. Театрализованная деятельность в период дошкольного детства имеет свои характерные особенности для раннего и дошкольного возраста.

Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях — как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета), исполнительское (речевое, двигательное) и оформительское (декорации, костюмы и т.д.), которые могут объединяться.

Условия для проявления самостоятельности и творчества дошкольников в театрализованных играх следующие:

-содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;

-педагогическое сопровождение необходимо строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;

-театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся.

- в создании театрально-игровой деятельности принимают участие дети.

Эффективность детской театрализованной деятельности и создание оригинальных сценических образов обусловлены степенью готовности дошкольника к ним.

Показатели развития ребенка в театрализованной деятельности меняются в соответствии с возрастом детей. Для работы воспитателю необходимо в ДОУ составить программу по театрализованной деятельности для всех возрастов дошкольного детства. Программу разработать на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ. Определить в ней критерии оценок результатов театрально-игровой деятельности детей, позволяющие отслеживать динамику уровня развития детей дошкольного детства в театрализованной деятельности и самой этой деятельности. Руководство педагога в театрализованной деятельности с дошкольниками должно быть четким, грамотным с выраженной изменчивостью непрерывно переходящее в последующее развитие театрализованной игрой от раннего возраста до старшего дошкольного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста. – СПб.,2010. – 62 с

2. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. № 4- С.24-32.

3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: книга для

воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1991. – 125с

4. Бахтин H.H. Детский театр и его воспитательное значение // Игра. Периодическое издание, посвященное воспитанию посредствам игры. Пг., 1918.-243 с.

5.Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2011. – 256 с.

6.Миланович А.,Сорокина Н. Кукольный театр и театральные игры для детей от 3 до 5 лет (в семье и детском саду). М.: мет. изд. Обруч,2012.-240 с.

7.Мерзлякова С.И, Куцакова Л.В. Театр и театрально - игровая деятельность.//Раздел программы «Москвичок» по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста: М.: изд. Владос, 2004-368 с.

8.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка 4-е изд., дополненое. М.: «А Темп», 2006.-944 с

9. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.- Екатеринбург: издательский дом «Ажур»,2014-23с

10. Эльконин Д.Б. Психология игры: Монография. М.: Педагогика, 1978. -304 с.

Наши новости:

Разместить свою публикацию