Конспект занятия по «Формированию целостной картины мира» в подготовительной группе
Тема: Лес и его обитатели.
Цель: Закрепление знаний о деревьях, ягодах, грибах и обитателях леса.
Задачи:
Образовательные задачи:
1.Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе.
2. Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.
Развивающие задачи:
1.Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения).
2. Развивать в детях чувства сопричастности ко всему живому и прекрасному.
3.Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе.
2.Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы.
Словарная работа: березовая роща, березняк, хвойный лес, ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес, дубовая роща, дубрава, дубравушка, лиственный лес, смешанный лес.
Оборудование: карточки «Деревья», Грибы, ягоды, изображение лиственного, хвойного и смешанного леса, «Диких животные и их жилища», знаки «Правила поведения в природе».
Интеграция областей: формирование целостной картины мира, экология, коммуникация.
Тип занятия: закрепление.
Предварительная работа: беседа о лесе, о его пользе, рассматривание иллюстраций с изображением лиственного, хвойного, смешанного лесов, альбомов: «Звери леса»; «Времена года», «Дикие животные», «Вот так птички – птички невелички», «Насекомые», «Съедобные и ядовитые грибы», «Ягоды», «Царство цветов», заучивание стихов, пословиц, песен о лесе; отгадывание загадок на лесную тематику; рисование на тему «лес».
Ход занятия:
Воспитатель:
Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться,
И загадку отгадать.
Сейчас я вам ее прочитаю:
Загадка
Я люблю гулять по лесу
В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Дружу я с дубом, с вербой, с кленом,
Зверей понятен мне язык.
Зовусь я дедом Спиридоном.
Я не волшебник, я — …
Дети: Лесник.
Воспитатель: Молодцы, ребята, загадку правильно отгадали. Письмо пришло от Лесничего — от дедушки Спиридона. Вот что он пишет: «Дорогие ребята! Приглашаю вас на прогулку в лес. Я знаю от лесных обитателей, что вы их большие друзья. И Лес будет рад видеть вас у себя в гостях. До встречи. Дедушка Спиридон».
Воспитатель: Ну что, принимаем приглашение дедушки Спиридона? Отправляемся на прогулку в лес, тогда закройте глаза и скажите 1,2,3 – В лес попади.
И вот мы с вами в лесу. Лес – это целый мир! Это дом для зверей, птиц, насекомых, растений.
- Без чего не возможно представит лес? (без деревьев)
- а какие деревья вы знаете, мы сейчас проверим
1. От дровец ее в печи уголечки горячи
Из дощечек ладят бочки
Для больных готовят почки
А когда растет она-
Белоствольна и стройна. ( береза)
- а если лист с березы, то он какой? …(березовый)
- если в лесу растут одни березы? …..(березовая роща, березняк)
2. Кузовочки, лапоточки
Что за дерево дает?
И в июле пахнет медом,
Ароматом пчел зовет..(липа)
- какие листья …..(липовые)
-а какие дары нам приносит липа?......( липовый мед, цветки липы заваривают и пьют от простуды)
3. Дружно к деревцу спешат
Птицы и зверята-
Витаминами зимой
Ягода богата….( рябина)
- какие листья?.....(рябиновые)
4. У дерева этого листья немножко
Похожи на пальцы раскрытой ладошки
Какое же дерево шлет нам поклон?
Не дуб, не береза, а дерево…( клен)
- какие же листья у клена?...( кленовые)
5. Если на небе появятся тучи
Прячутся птицы под кроной могучей
Здесь кабаны у него под корнями
Громко похрустывают желудями. (дуб)
- какой лист у дуба?... дубовый
-- как называется лес, где растут одни дубы?...(дубрава)
- назовите дары дуба?
- а как называются все эти деревья, о которых мы сейчас говорили?... лиственные.
Какие еще лиственные деревья вы знаете?...(осина, тополь, ольха..)
- если в лесу растут одни лиственные деревья, как он называется?... (лиственный)
6. Это дерево не елка.
Хоть есть шишки и иголки.
Как колонна каждый ствол, сверху крона, как шатер…(сосна)
- если в лесу растут одни сосны?.... (сосновый бор)
Сосна- это высокое дерево, поэтому нижних веток у нее нет. Она очищает воздух от микробов.. смола очень полезна.
7. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица, ничего сама не шьет
А в иголках круглый год…( елка)
Елка солнца не любит. Она очищает воздух. Из ее древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.
- если в лесу растут одни ели?……….(ельник)
- что же у ели и сосны вместо листьев?.........хвоя
8. Есть у родственницы елки неколючие иголки
Но в отличие от елки – опадают все иголки…(лиственница)
-если в лесу растут одни сосны, ели, лиственница, как называют такой лес?...........(хвойный)
- Ребята, а мы с вами оказались в лесу, где разные деревья, хвойные, лиственные, как лес называется?....(смешанный)
д/и « Раздели деревья». Ребята посмотрите на все эти деревья давайте их поделим на лиственные и хвойные.
Одним из даров природы, которымчеловек научился пользоваться это дерево.
- как мы его используем?...
- Мы ходим по деревянному полу, закрываем и открываем двери из дерева, окна, сидим на деревянных стульях, за деревянными столами. Храним одежду в деревянных шкафах, игрушки и книги на деревянных полках. Но прежде чем все это сделать, кто же валит лес? …- лесорубы.
- правильно, они валят деревья, обрубают ветки, вывозят из леса на больших машинах на деревообрабатывающий завод. Где их распиливают на доски, а потом строят дома, заборы, мебель.
Физминутка для глаз.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса!
Наши глазки отдыхают, упражненье выполняют,
А теперь мы их откроем, через реку мост построим,
Нарисуем букву О,
Получается легко, вверх поднимем, глянем в низ,
Вправо, влево повернём,
Заниматься вновь начнём.
- Ребята, вот есть такая пословица: « Возле леса жить – голодному не быть». Чем же в лесу можно полакомиться?...(грибами, ягодами, орехами). Правильно, пойдёмте посмотрим какие ягоды и грибы выросли на наших полянках.
- какиеягоды на нашей полянке?....(земляника, черника, брусника, малина, костяника)
- Какие грибы вы видите здесь?...( белый, подосиновик, подберезовик, сыроежку, опенок…..)
- грибы можно собирать только со взрослыми, не следует брать в руки, тем более пробовать на вкус незнакомые или ядовитые грибы.
- послушайте загадку: «Возле леса на опушке,
Украшая темный бор
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый…….мухомор
- можно ли уничтожать мухоморы?
- правильно, нельзя, мухоморы- лекарство для лосей.
Давайте вернёмся обратно,в лесу есть не только растения, но и животные. Попробуйте угадать какие.
Она не ходит по земле,
Как птица не летает.
Предпочитает жить в дупле,
Орешки запасает. (белка)
Как называют жилище белки( дупло).
Я хитрая и ловкая,
Меня зовут плутовкою.
А мне вот больше нравится,
Когда зовут красавицей. (лиса)
Как называют жилище лисы (нора)
Комочек пуха,
длинное ухо,
прыгает ловко,
любит морковку. (Заяц)
Где дом у заяц ?
Серовато, зубовато,
по полю рыщет,
телят, ягнят ищет. (Волк)
Как называют жилище волка ( логово)
Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь)
Как называют жилище медведя (берлога) Как называются все эти животные? (Дикие)
-Где живут дикие животные? (в лесу)
- Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в лесу?..... (давайте вспомним правила поведения в лесу), возьмите карточки и расскажите что на них изображено.
“ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ”.
1. Ветки не ломать, деревья не калечить, не делать на них вырезки, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2. Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к гнезду, иначе птицы могут покинуть гнездо насовсем.
3. Береги муравейники. Помни – муравьи – санитары леса.
4. Не разжигай костер. От огня погибают растения, задыхаются животные и насекомые.
5. В лесу можно поиграть, пошуметь, покричать, поаукать, но главное – никому не мешать, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
6. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.
7. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.
8. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.
д/и « можно- нельзя»
Дети анализируют варианты поведения людей в лесу, Хлопают руками можно, топают ногами нельзя:
можно(нельзя) : ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костры, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, разорять муравейники, отдыхать на пне, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять после себя мусор.
Ребята, вы так много знаете о лесе может вы и мне поможете мне недавно подарили картину, но на ней что-то не так, помогите мне разобраться, что не так с моей картиной, поможете мне?
Путаница.
Молодцы ребята я вижу, что все вы хорошо знаете лес, но нам пора возвращатьсяв сад давайте закроем глаза и скажем 1.2.3 в группу нашу попади.
Рефлексия:
Но вот мы и в группе понравилось вам наша прогулка, что больше всего вам понравилось.
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу на прощанье,
Мы подарим обещание:
Будем с лесом мы дружить, охранять его, любить!
За то, что вы так хорошо знаете лес, лесничий дедушка Спиридон просил вам передать вот такие награды и сказал, что будет рад вас снова увидеть у себя в гостях.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №20 «Росинка» комбинированного вида».
Конспект итогового занятия по формированию целостной картины мира
В подготовительной группе. По теме: « Лес и его обитатели».
Разработала: воспитатель 2 санаторной группы
Варфоломеева Елена Геннадьевна.
Берёзовский.
Май 2018г.