ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ
О ВРЕМЕНИ
Актуальность исследования обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать».
Исследования представлений ребенка о времени проводились как за рубежом (Ж.Пиаже, П.Фресс, П.Жане и др.), так и в отечественной психологии (К.А.Абульханова-Славская, А.А.Кроник, Е.А.Головаха, Т.Д.Рихтерман, Д.Г.Элькин), однако их сравнительно немного, а различия в подходах исследователей делают затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений.
Непосредственное восприятие временной длительности выражается в нашей способности чувствовать ее, оценивать и ориентироваться во времени без всяких вспомогательных средств. Эту способность называют «чувством времени». В разных видах деятельности чувство времени выступает в качестве чувства темпа, либо чувства ритма, или чувства скорости или длительности. Факторы, формирующие чувство времени:
- знание временных эталонов;
- переживание - чувствование детьми длительности временных интервалов в деятельности;
- развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.
Наряду с развитием «чувства времени» необходимо формировать у детей представления об особенностях времени, давая представления о отрезках суток, днях недели как отражении смены суток, о временах года, их последовательности и сменяемости.
Это формирование Ф.Н. Блехер рекомендует организовать на основе ознакомления детей с календарем. Календарное время - это определенные промежутки времени, продолжительность которых зафиксирована общественным опытом в общепринятых мерах времени.
Таким образом, дошкольный возраст можно характеризовать как начальный этап становления «теоретического» знания ребенком временных ориентировок и формирования единства чувственного и логического отражения во времени. Свободное оперирование временными категориями является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды деятельности. Оно рассматривается как одно из профессионально важных качеств.
Основными методами и приемами обучению представлениям о времени при этом выступают: наблюдения, беседы (вопросы), объяснения, показ, художественное слово, упражнения, приучение, дидактические игры и др.
- Веракса Н.Формирование единых временно-пространственных представлений.//Дошкольное воспитание.-1976-№5
- Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста СПб.: «Детство-пресс», 2008.
3.Нищева Н.В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи у дошкольников СПб.: Детство-Пресс, 2003.