Паспорт проекта:
Название проекта: «Коляда, коляда, отворяй ворота!»
Авторы проекта: Кузнецова Елена Александровна
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Продолжительность проекта: среднесрочный (ноябрь - январь), групповой, творческо-информационный
Образовательные области:
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
Вид проекта: коллективный, среднесрочный (1,5 месяца), интегративный, творческий, продуктивный.
Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели старшей и подготовительной групп, родители, дети старших и подготовительных групп.
Актуальность проекта
В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится одним из приоритетных направлений развития образования и российского общества в целом.
Историк В. О. Ключевский сказал: "Кто не помнит своего прошлого у того нет будущего..." и это действительно так.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Это относится к прошлому нашего народа: Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?
Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе. И сегодня каждый из нас понимает потребность в возрождении и развития духовных традиций нашего Отечества.
Дошкольный возраст – это очень важный период в воспитании ребенка. В это время начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния в языке своего народа, который усваивает ребенок, в его музыке, песнях, играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда и быта, нравов и обычаев людей среди которых он живет…
К постановке таких вопросов мы, как носители русской народной культуры, стараемся подводить детей с целью пробуждения у них патриотических чувств к своей родной земле.
Поэтому в рамках программы «Социокультурные истоки» мы поставили перед собой задачу познакомить своих воспитанников с народным творчеством и некоторыми видами народного искусства.
Содержание проекта:
- носит интегративный характер;
- соответствует ФГОС ДО;
- расширяет кругозор детей.
Цель: в рамках программы «Социокультурные истоки» познакомить детей с традиционными ценностями отечественной культуры на примере рождественских колядок.
Задачи:
дидактические:
- приобщить дошкольников к традиционным, нравственным ценностям русского народа;
- сформировать представления о традиции проведения рождественских колядок;
- организовать работу творческой группы педагогов по планированию и осуществлению совместной проектной деятельности;
- привлечь родителей к сотрудничеству.
развивающие:
- развивать связную речь, умение эмоционально, образно ее окрашивать (разучивание колядок и стихов);
- развивать образное мышление и фантазию, воображение и творческие способности;
- формировать коммуникативную компетентность дошкольников;
- развивать эмоциональную сферу через использование игровых технологий.
воспитывающие:
- воспитывать любовь к Родине, семье;
- приобщать детей к духовно-нравственным ценностям нашего народа через знакомство с народными обрядами, обычаями, песнопениями и устным народным творчеством.
Проблема:
- Как люди готовились к Рождеству?
- Как в старину колядовали наши предки?
Предполагаемый результат:
- осознание детьми себя, как части народа, имеющего общие нравственные идеалы, установки и ориентиры;
- формирование познавательной активности, коммуникативной компетентности и развитие творческих способностей воспитанников;
- разработка конспектов интегрированных мероприятий непосредственно образовательной деятельности, сценария колядования, игр и иных видов образовательной деятельности при реализации проекта;
- совершенствование взаимодействия с родителями на принципах социального партнерства.
Продукт проекта: Фотоальбом «Приходила Коляда»
Результат проекта: Проведение праздничного развлечения «Рождественские колядки»
Этапы проекта:
- Этап подготовительный:
- Этап практический (основной)
- подбор детской художественной литературы
- подбор материала для презентации и её создание
- подбор наглядного материала по данной теме
- подбор песенного материала
- подбор дидактических и сюжетно-ролевых игр по теме
- оснащение развивающей предметно-пространственной среды
- беседы по картинам русских художников
- чтение художественной литературы, загадывание загадок
- подбор народных игр, потех
- прослушивание и разучивание рождественских колядок
- ознакомление с музыкальными произведениями
- рассматривание иллюстраций, связанных с празднованием Рождества
- изготовление подарков, поделок, масок
- участие родителей в тематической выставке
- просмотр презентация по теме, обсуждение
3. Этап заключительный:
- Проведение праздничного развлечения «Рождественские колядки»
- Организация фотосессии участников проекта
- Фотоальбом «Приходила Коляда»
- Сценарий «Рождественских колядок»
План реализации проекта:
1 этап – Подготовительный:
- Подбор и знакомство с литературой по теме «Рождественские традиции».
- Подбор музыкального репертуара – колядки, святочные рассказы детских писателей.
- Изготовление рождественского вертепа, кукол для вертепа, рождественской звезды, изготовление декораций, украшений для оформления зала.
- Изготовление рождественской газеты – поздравления.
- Подготовка шаблонов для изготовления рождественских поделок.
- Подбор русских народных игр.
- Подготовка элементов костюмов ряженых.
- Осуществление фотосъемки фрагментов проектной деятельности.
- Размещение на информационном сайте ДОУ материалов о проекте «Коляда, коляда, отворяй ворота!».
II этап – Основной (формирующий)
Мотивирование детей на проектную деятельность.
Постановка проблемных вопросов.
Проектная деятельность:
- Знакомство на группах с русской народной традицией празднования рождественских колядок.
- Работа с родителями:
2)Изготовление поделок, рисунков по замыслу. Изготовления масок для колядования. Изготовление подарков для родителей и друзей. Изготовление праздничных рождественских открыток, газеты-поздравления. Выставка изделий.
3)Прослушивание и разучивание рождественских колядок:
- «В ночном саду прозрачно и светло»
- «Коляда, коляда, уж ты клюшечка…»
- «Приходила Коляда»
- «Сею, вею, посеваю»
- «Ай, спасибо тому»
- «Коза пришла»
- «Добрый тебе вечер, ласковый хозяин»
- «Рождество Христово, ангел прилетел»
- Хоровод «Зимушка-зимушка, как ты хороша!»
4)Прослушивание святочных рассказов, стихов детских писателей. Загадывание загадок.
- Л.Медведев «В сочельник»
- Н.Хвостов «Сочельник в лесу»
- Г.Гейне «Божья елка»
- А.Плещеев «Елка в школе»
- Б.Пастернак «Рождественская звезда»
- О.Ефремов «Рождество Христово»
- Н.Гоголь «Коляда»
- А.Корифонский «Христославы»
5)Ознакомление с характерными для святочного времени народными играми, потехами:
- «Бабка Ежка»
- «Прялица»
- «Башмачник»
- Игра-классификация «Какие животные могли быть в вертепе?»
- Игра-классификация «Символы Рождества»
- «Золоченый сундучок»
- «Заря-зареница»,
- «Уж я улком шла, переулком шла»
- «Растяпа»
- «Челнок»
- «Суп варить»
- «Поясок»
- «Тесто»
- «Жмурки»
6)Беседы по картинам русских художников.
- Н.Пимоненко "Святочные гадания"
- А.Кившенко «Колядки» (иллюстрации к повести Н.Гоголя «Ночь перед рождеством»)
- К.Маковский «Святочное гадание»
- Б.Кустодиев «Балаганы», «Ярмарка», «Карусель»
- К.Брюллов «Гадающая Светлана»
- П.Каверзиев «Ряженые»
7)Ознакомление с музыкальными произведениями:
- П.Чайковский «Январь У камелька», «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»
- Вивальди «Зима»
- В.Моцарт «Колокольчики звенят»
- А.Хачатурян «Вечерняя сказка»
- В.Суслин «Менуэт ёлочных игрушек»
- А.Хачатурян «Вечерняя сказка»
- Ознакомление с народным праздничным этикетом (оформление интерьера, столовый этикет, преподнесение детям рождественских подарков).
- Беседа об обычаях и традициях праздника.
- Консультация на тему «Святки».
- Слушание и разучивание колядок.
- Подбор народных загадок, пословиц, поговорок, колядок, детских гаданий.
- Изготовление «Рождественской звезды», шапочек «Козла», «Волка», «Медведя», «Зайца», элементов костюмов Бабы Яги и домовенка Кузи.
III этап – Заключительный
- Проведение праздничного развлечения «Рождественские колядки»
- Организация фотосессии участников проекта
- Фотоальбом «Приходила Коляда»
- Сценарий «Рождественских колядок»
Литература:
- Блинова Г.П. «Русские народные праздники». М.: Вузовская книга, 2000.
- Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду». СПб.: Детство-Пресс, 2008.
- Дайн Г. «Детский народный календарь». М.: Детская литература, 2001.
- Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008
- Истомин С.В. Энциклопедия «Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи». М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.
- Капранова Л.Н. «Бабушкины забавушки». Ростов на Дону: Феникс, 2008.
- Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду». М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Харлицкий М.С., Хромов С.С. «Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды». М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1996.
- Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008
- Журналы «Свечечка» 2007, 2008, 2009 гг
- ЛевкодимовГ. Е. «Рождественская елка», АОЗТ РИФМЭ, Москва, 1996г
- Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия, К. 1999