Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

43436

Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Как разместить публикацию Как получить свидетельство Способы оплаты

«Народы- как одна семья, хотя язык их разный»

Дата публикации: 12.04.18

Автор:
Плотникова Виктория Валерьевна Воспитатель, ОАО "Фармстандарт-УфаВИТА" Детский сад № 245, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Кирова, 37

Открытое акционерное общество

«Фармстандарт — Уфимский витаминный завод»

(ОАО «Фармстандарт — УфаВИТА»)

Детский сад № 245

Конспект

организованной образовательной деятельности

образовательная область

«Познавательное развитие»

на тему:

«Народы- как одна семья, хотя язык их разный»

для воспитанников

старшей группы

воспитатель старшей группы № 4

Плотникова В. В.

согласовано: старший воспитатель

_______________Дунюшкина О. А.

дата проведения: 27.02.2018

Уфа 2018

Технологическая карта ООД

Тема: «Народы — как одна семья, хотя язык их разный…»

Тип ООД: интегрированная образовательная деятельность

Возраст детей:5 лет

Время проведения:первая половина дня

Ф. И.О. воспитателя: Плотникова Виктория Валерьевна

Интеграция: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно - эстетическое.

Задачи:

Образовательные:

Формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять уважение к культуре и обычаям других национальностей.

Расширять представления детей о родной стране, о Республике Башкортостан (многонациональная республика), столица - город Уфа; познакомить с национальными костюмами.

Словарная работа:

-Обогащение: косоворотки, порты, картуз, кокошник, корот, сабантуй, кашмау, елян, камзол, тюбетейка, кумыс, айран, катык, очпочмак, зур бэлиш, баурсак, вак балеш, аул, калфак, ичиги, науруз, каргабоктасы, тувыр, йолаш, шовыр, кафтан,ушто,шарпан, кусото.

-Активизация: лапти, сарафаны, масленица, курай, чак-чак.

Развивающие: развивать представления детей дошкольного возрастао том, что люди не похожи друг на друга, но все равны.

Формировать социальные способы поведения в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения друг к другу;

Воспитательные: Воспитывать интерес к культуре своего народа и уважительное отношение к культуре других народов РБ.

Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо национальной принадлежности. Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей.

Современные образовательные технологии: ИКТ

Методические приёмы:

Игровой (использование сюрпризных моментов).

• Наглядный (картинки «Предметы старины», презентация «Народы РБ»).

• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

• Поощрение, рефлексия.

Средства:

Демонстрационный материал: видеопрезентация «Народы РБ», картинки : Монумент Дружбы, народы РБ : татары, башкиры, марийцы, русские.

Раздаточный материал: картинки «Предметы старины», елян, элементы башкирского орнамента, картинки для игры «Что кому принадлежит?».

ИКТ – телевизор, ноутбук.

Алгоритм проведения:

Организационная часть (настрой на ООД, приветствие гостей).

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап), т. е. введение в проблему (стихотворение «Дружно живут », предложение отправиться в гости к народам РБ).

Основная часть (содержательный, деятельностный этап) (посещение народовРБ, дидактические игры).

Заключительная часть (рефлексивный этап) (дружба народов).

Предварительная работа: беседа «Народы Башкортостана»,просмотр презентаций «Национальная одежда русских, башкир, татар, марийцев», слушание башкирских, татарских, марийских, русских, мелодий.

Литература:

  • Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан.- Уфа: Издательство БИРО, 2006.
  • Агишева Р.Л. Я- башкортостанец. .- Уфа: РУНМЦ МО РБ, 2003.
  • Азнабаева Ф. Г. «Социально – личностное развитие» пособие для воспитателей. Издательство БИРО Уфа 2006.
  • Гасанова Р.Х. Социокультурное развитие детей дошкольного возраста: Монография. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011. – 144 с.
  • Гасанова Р. Х., Петухова О. В. Фольклор и литература Республики Башкортостан.- Уфа: Издательство ГУП «Башкортостан», 2004.
  • Гасанова Р. Х. Я Родину свою хочу познать. .- Уфа: Издательство ИРО РБ,2011.
  • Галяутдинов И. Г. Башкирские народные детские игры. Уфа: Китап - 2002 г.
  • Сагитова Ш.Х. Башкирские традиции - Уфа, 2004г.
  • С чего начинается Родина? - Под ред. Кондрыкинской Л.А. Москва, 2003г.
  • Учебник хрестоматия «Я познаю Башкортостан» воспитателям дошкольных образовательных учреждений, учителям начальных классов и родителям для ознакомления детей с родным краем. Р.Л. Агишева, Ф.Х. Губайдуллина, - Уфа -2006 г.
  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.- М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

Ход ООД:

Воспитатель:

Встретиться я с вами рада, в этой горнице детсада,

Сколько здесь моих друзей – всех национальностей!

Внешне хоть и не похожи, для меня вас нет дороже,

Все красивы и умны, все талантливы, скромны,

Песни звонкие поют, ну а дружно ли живут?

Дети: ДРУЖНО!

Воспитатель: Дети, как называется Республика в которой мы живём?

Дети: Республика Башкортостан.

Воспитатель:В нашей Республикеживут много народов. У каждого народа свой язык, своя культура, свои обычаи. Скажите, пожалуйста, какие национальности проживают на территории Башкортостана.

Дети: Башкиры, татары, русские, марийцы.

Воспитатель: Я предлагаю вам отправится в гости к людям разных национальностей.

Закрывайте глазки. Звучит волшебная мелодия. Дети открывают глаза.

На экране появляются русские. Русские здороваются.

Воспитатель и дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Посмотрите, люди какой национальности нас встречают?

Дети: русские.

Воспитатель: Какой национальный костюм у русского народа?

На Руси мужчины носили косоворотки и штаны – порты. Ворот косоворотки, рукава и низ украшали вышивкой. На голове мужчины носили картуз, а на ногах лапти. Женщины носили рубахи, а поверх рубах одевали сарафаны или юбки понёвы. Украшали его вышивкой и лентами. На голове носили кокошник, тоже украшенный лентами, бусами.

Воспитатель: Как называлось их жилище, что было внутри жилища?

Дети: Русские жили в избе. В русской избе все сделано руками самих людей. Мебель была самодельная, деревянная и очень простая. В каждой избе была русская печь, она являлось местом для приготовления пищи, также на ней спали, мылись.

Воспитатель: печь была «героиней» русских народных сказок. Назовите мне эти сказки:

Дети: «Гуси лебеди», «Колобок» «По щучьему веленью», «Волк и семеро козлят».

Воспитатель: Какие национальные блюда у русского народа?

Дети: пельмени, блины, щи, каша.

Воспитатель: Какие вы знаете национальные праздники у русского народа?

Народный праздник – масленица, пасха, рождество.

Воспитатель: Правильно. Русский народ хочет с нами поиграть.

Дидактическая игра ««Предмет старины»

Воспитатель показывает различные предметы и предметы русской избы. Дети должныназвать и рассказать для чего они нужны (ухват, кочерга, чугун, ушат, садник, сковородник, коромысло, крынка, самовар, веник).

Воспитатель: Спасибо вам, русский народ! До свидания! А мы отправляемсядальше. Закрывайте глазки. Звучит волшебная мелодия. Дети открывают глаза.

На экране появляются башкиры. Здороваются на своём языке.

Воспитатель и дети: хаумэхэгэз!

Воспитатель: Люди какой национальности нас встречают?

Дети: Башкиры.

Воспитатель: Какой национальный костюм у башкирского народа?

Дети: Женщины косила на голове кашмау, елян, камзол, мужчины на голове носили тюбетейку, на ногах кожаные сапоги, елян, камзол.

Воспитатель: Дети, как называлось жилище башкирах?

Дети: Башкиры жили в юртах. Юрта делилась на:

1. Женскую половину. Она всегда меньше и располагается неизменно по правую сторону от входа. Здесь хранятся предметы, необходимые для ведения домашнего хозяйства: кухонная утварь, запасы еды, детская и женская одежда.

2. мужскую половину. Левая часть размерами больше и всегда используется в качестве гостиной. По всей комнате вывешиваются красочные ковры, скатерти, полотенца и постельные принадлежности. Решетчатые стены закрываются не только узорными работами, но и снаряжение воина, украшенное национальными орнаментами. Здесь можно увидеть колчаны для стрел, футляры для пороха, подсумок для дроби и конскую упряжь.

Почетное место для гостей – урын – располагается напротив входа. Здесь же размещается резной деревянный сундук на красивой подставке. На нем складываются самые ценные вещи: ковры, паласы, одеяла и подушки. Они бережно связываются узорной лентой с цветными орнаментами на красном или черном фоне.

Воспитатель: Какие национальные блюда у башкирского народа?

Дети: национальные блюда чак-чак, кумыс (это кислое кобылье молоко), зур бэлеш, вак балеш.

Воспитатель: Какие вы знаете национальные праздники у башкирского народа?

Дети: Национальный праздник башкирского народа – сабантуй.

Воспитатель: Башкирский народпредлагает нам поиграть.

Дидактическая игра «Украсьте елянузорами и орнаментамибашкирского народа»

Воспитатель: Спасибо вам, башкирский народ, до свидания hау булыгыз! Отправляется в гости к другим народам. Звучит волшебная мелодия. Дети открывают глаза.

На экране появляются татары. Здороваются на своём языке.

Воспитатель и дети: «Исеммэсыс»! Ребята люди какой национальности нас встречают?

Дети: татары.

Воспитатель: Какой национальный костюм у татарского народа?

Дети: татарский национальный костюм украшен мелкими оборками и волнами, рюшками, женщины носили на голове калфак, на ногах ичиги – кожаные сапоги, платье, камзол, мужчины носили рубаху широкого кроя, штаны «широкий шаг», на голове носят тюбетейку.

Воспитатель: Как называлось жилище татар?

Дети: Татары жили в домах, татарские деревни располагались вдоль рек, назывались аулы. Дом делился на мужскую и женскую половину. В доме была хлебопекарная печь со встроенным котлом для приготовления еды, без лежанки как у русской печи. Вдоль стен стояли сундуки, в них хранили вещи, на сундуках сидели, спали дети.

Воспитатель: Какие национальные блюда у татарского народа?

Дети: Национальные блюда – это супы мясные и с лапшой (токмач), бишбармак, кыстыбы, очпочмак.

Воспитатель: Какие вы знаете национальные праздники у башкирского народа?

Дети: Национальный праздник Сабантуй, Науруз, Каргаботкасы (встреча грачей). Праздник «Наурыз» отмечают в марте месяца, когда в природе наступает весна и день становиться длиннее.

Воспитатель: Татарский народ хочет с вами потанцевать.

Танец «Туган як»

Воспитатель: Спасибо вам, татарский народ, а мы пойдем в гости к другим народам. Сау булыгыз!

Звучит волшебная мелодия. Дети открывают глаза.

На экране появляются марийцы. Здороваются.

Воспитатель: Сайолда! Дети, люди какой национальности нас встречают?

Дети: марийцы!

Воспитатель: Какой национальный костюм у марийского народа?

Дети: Мужчины носили рубаху (тувыр), штаны, катан, вся одежда опоясывалась поясным полотенем (солык), а иногда поясом (ушто), шапку с полями. Обувью были кожаные сапоги, валенки, лапти. Женщины на голове носиликонусовидный колпак, шарпан — головное полотенце.

Воспитатель: Как называлось жилище марийцев?

Дети: Жилище марийцев - изба. В избе была русская печка, вдоль стен лавки, стол и стулья деревянные, спали на деревянной кровати.

Воспитатель: Какие национальные блюда у марийского народа?

Дети: Традиционная пища - вареники с начинкой из мяса или творога (подкогыльо), варёная колбаса из сала с крупой (шокта), слоёные блины (команмелна), творожные сырники (туара).

Воспитатель: Какие вы знаете национальные праздники у марийского народа?

Дети: Праздники и обрядыКyсото - священная роща. Священные рощи или священные деревья марийцы считают храмами доброты. В священных рощах нельзя ругаться, думать о плохом, рубить деревья и т.д. Мланде шочмо кече - день рождения земли. Обряд в честь Мланде шочмо кече был связан с запретами по отношению к земле: требуется отдых, покой и тишина. В этот день запрещалось шуметь, копать, рыть землю, забивать колья, стирать грязное белье, громко разговаривать. Убить пчелу было большим грехом, ухаживать за пчелами положено было в белой и чистой одежде.

Воспитатель: марийский народ хочет с нами поиграть.

Игра «Что кому принадлежит?»

Воспитатель: Спасибо вам, марийский народ. Чеверон.

Давайте ребята покажем, как дружат люди разных народов.

Давайте дружить друг с другом, как птица с небом, как трава с лугом, как поле с дождями, как дружит солнце со всеми нами.

Вот так народы подружились (поздороваться за руки)

Вот так народы соединились (взялись за руки)

Вот так народы обьединились ( обняли друг друга)

С тех пор наши народы живут в мире и согласии

Воспитатель:Скажите , пожалуйста, к кому мы ходили сегодня в гости? Что вам больше всего понравилось?

Скачать публикацию Скачали: 46 раз

Способы оплаты

Линии