Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Иловлинский детский сад «Солнышко» Иловлинского
муниципального района
Методическая разработка
непосредственной образовательной деятельности
для детей старшей группы.
Тема : «Семья – это прошлое, настоящее и будущее».
Выполнила:
Клецкова Г.В.
Иловля 2017год.
Тема: « Семья-это прошлое, настоящее и будущее».
Цель: Формировать у детей представление о семье через организацию разных видов деятельности.
Задачи:
1. Систематизировать представления детей о семье:
закрепить умение называть членов своей семьи, понимать роль
взрослых и детей в семье.
2. . Вызывать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье. Вызывать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями
3. Воспитывать привязанность ребенка к своему дому, любовь и
заботливое отношение к членам своей семьи; умение выражать свои чувства по отношению к близким людям.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.
Методы и приемы:
Игровой
Сюрпризный момент: разгадывание ребуса; речевые игры «Хорошие и плохие поступки», «Что бы вы хотели пожелать своей семье»; физкультминутка «Делаем все вместе»; психогимнастика «Семья».
Словесный:
Беседа о Петре и Февронии; вопросы, поощрения, художественное слово (стихи, загадки).
Наглядный:
показ иллюстраций на мультимедиа, рукописные семейные книги, генеалогическое древо семьи Вагиной Лады.
Предварительная работа:
Беседы на тему: « Я и моя семья», «Как мы отдыхали всей семьей», «Наши семейные традиции», «Мои братья и сестры», «Кем были бабушка и дедушка».
Коммуникативные ситуации общения при рассматривании альбома с семейными фотографиями детей.
Рассматривание сюжетных картинок с изображением членов семьи и их занятий.
Чтение художественной литературы: Л. Квитко «Бабушкины руки»; А. Яковлев «Мама»; Дора Габе «Моя семья»; Л. Воронкова «Что сказала бы мама», К.Д.Ушинский «Петушок с семьей», разучивание загадок и потешек о семье.
Игровые ситуации: «У нас в гостях бабушка», «Как мы маме помогали», «В гости к бабушке».
Дидактические игры: «Чей малыш», «Назови ласково», «Узнай по описанию», «Собери картинку», «Кому что подходит».
Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Строим дом».
Подвижные игры: «Курочка-хохлатка».
Пальчиковые игры: «Ладушки», «Моя семья», «Дом»
Работа с родителями: изготовление при участии родителей семейного альбома с фотографиями и вовлечение детей в ситуации речевого общения при его рассматривании в самостоятельной деятельности.
Материал и оборудование:
Мультимедийный экран, музыкальный центр, выставка рукописных семейных книг, круги с изображением тучек и солнышек, генеалогическое древо,
Ожидаемый результат: расширенные знания детей об истории происхождения семьи; проявление любви и заботливого отношения к членам своей семьи; познавательный интерес к истории возникновения своей семьи, воспитание юного патриота России.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас и предлагаю вам немного позаниматься со мной. Давайте встанем в круг и образуем хоровод.
Покажите свои ладошки.
Потрите их друг о дружку.
Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (ответы детей)
А теперь поделитесь теплом и добротой своего сердца друг с другом, взявшись за руки.
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Улыбнитесь друг другу. В таком хорошем настроение мы начнем наше занятие.
А чтобы узнать чем мы сегодня будем заниматься, надо отгадать ребус. (На доске ребус «7я»).
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре семь добавлю Я-
Что получится? (Семья).
Молодцы, отгадали. Сегодня мы будем говорить о семье.
Я хочу познакомить вас с одним из самых замечательных праздников. В России, 8 июля, объявлен днем Семьи, Любви и Верности!
На Руси, есть свои святые покровители семьи, семейного счастья.
На Руси есть сказ о том,
Как Феврония с Петром
Были парою примерной,
Дружной, любящей и верной.
Много бед перенесли,
Но расстаться не смогли.
Пролетела та пора,
Как Февроньи нет, нет Петра.
Но они - пример семьи,
Честной, искренней любви!
Воспитатель, на фоне музыкального сопровождения, показывает слайды на мультимедийном экране.
В славном городе Муроме княжил Павел. И был у него брат Петр. Случилась у Павла беда. Стал прилетать страшный Змей к его жене. Пожаловалась она мужу своему, а Павел наказал ей выведать у Змея тайну его смерти. И рассказал Змей, что суждено ему умереть от Петрова плеча да Агрикова меча. И решился Петр помочь брату – уничтожить Змея проклятого. Взмахнул мячом и поразил супостата. Но забрызгал Змей Петра своей ядовитой кровью. И покрылось тело его язвами. Никто не мог вылечить Петра от тяжкой болезни. Смирился Петр, приготовился умирать. Но Господь надоумил его: есть на Рязани девушка, которая исцелит его. Нашли слуги князя девушку, которую звали Феврония. И сказала она, что может исцелить его, но после выздоровления своего, князь должен взять ее в жены. Согласился князь. После исцеления своего, Петр и Феврония поженились. Прошли годы их жизни в любви и согласии. Они скончались в один день и час. Похоронили святых супругов вместе, около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Так гласит легенда.
Ребята, а как вы думаете, что такое семья? (ответы детей). Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Семья есть у каждого человека. Это самые близкие и родные люди. Все члены семьи любят друг друга, заботятся, стараются сделать все, чтобы не расстраивать друг друга.
Ребенок: В семейном кругу мы с вами растем.
Начало начал – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем.
Основа основ – родительский дом.
А как еще можно назвать маму, папу, наших бабушек, дедушек? - Родственники, родные, близкие.
С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа). Я знаю, что вы дома с родителями составляли свои генеалогические древа. Мне и нашим гостям было бы очень интересно сегодня на занятии послушать рассказы о ваших семьях. Давайте послушаем сейчас рассказ Вагиной Ладыо своей семье .(Рассказ ребенка).
А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки.
1.Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная…. (семья).
2. Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша... (мама)
3. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый... (папа)
4. Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)
5. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки.
А теперь он стар и сед,
Мой родной, любимый дед.
6. Я у мамы не один,
У нее еще есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший... (брат)
7. Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка).
- Молодцы! Мы хорошо поработали. Пришла пора размяться и сделать зарядку.
Осенью, весной, летом и зимой
Мы во двор выходим дружною семьей (шагаем на месте)
Встанем рядом по порядку,
Каждый делает зарядку. (имитируем движение: «Равняйсь! Смирно!)
Мама руки поднимает, (далее движения по тексту)
Папа бодро приседает,
Повороты вправо – влево
Делает мой братик Сева
А я сам бегу трусцой и качаю головой.
А еще, я знаю, вы дома вместе с родителями изготовили рукописные книги о семье. Давайте рассмотрим некоторые из них, узнаем какие у вас всемье есть традиции.(рассматриваем 2-3 книги ).
А теперь давайте поиграем с вами.
Я вам раздам по одному солнышку и тучке, и буду называтьхорошие и плохие поступки. Вы на плохой поступок поднимайте тучку, а на хороший – солнышко.
Нарисовали красивую картинку для мамы.
Подрались с другом.
Съели всю кашу на завтрак.
Убрали игрушки на место
Порвали книгу.
Не вымыли руки перед едой.
Уступили место бабушке в автобусе.
Помогли маме полить цветы.
Молодцы! Я думаю, вы никогда не будете совершать плохие поступки, а будете всегда радовать своих родителей и нас, воспитателей своим хорошим поведением и добрыми делами.
Я думаю, все вы сегодня придете домой и скажете своим мамам и папам как вы их любите. Я вам желаю, чтоб ваши семьи всегда были самыми крепкими и самыми счастливыми.
Психогимнастика «Семья»
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они радуются? Посмотрите, как Егор радуется, давайте у него спросим, когда папа и мама бывают такие радостные?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они удивляются? Интересно когда это папа и мама удивляются?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они сердятся? У Лизы было такое выразительное лицо, хочется у нее спросить. Когда папа и мама сердятся?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они испугаются? Когда пугаются родители, Катя? Что их так может напугать?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они спокойны?
А теперь я предлагаю вспомнить о чем мы сегодня говорили? Правильно о семье, дружной и крепкой.
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездка на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно, семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно.
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните.
Хочу, чтоб про вас говорили, друзья,
Какая хорошая ваша семья!
Речевая игра «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
Я предлагаю сказать слова пожелания своей семье, а свет от волшебной звездочки обязательно донесёт их до ваших близких. Пожелания детей своей семье: «Я желаю своей семье…». (Гаснет свет, дети передают светящуюся звездочку друг другу).
В каждой семье все стараются жить дружно, мирно, вместе делать добрые дела. Мы сегодня услышали про ваши дружные семьи и почувствовали ваше домашнее тепло. Ваши родители помогли вам не только рассказать, но и показать нам свою семью. Вместе с родителями вы оформили рукописные семейные книги и предлагаю поместить на выставку « Моя дружная семья».
Для решения поставленных задач использовались разнообразные методы и приемы.
Методы:
- Словесные – беседа, вопросы, поощрения, художественное слово(стихи, загадки, пословицы и поговорки);
- Наглядные – показ иллюстраций на мультимедийной системе, рукописные семейные книги, генеалогическое древо семьи Вагиной Лады.
- Игровые – игровая мотивация, сюрпризный момент – разгадывание ребуса, речевые игры: «Хорошие и плохие поступки», «Что бы вы хотели пожелать своей семье», физкультминутка «Делаем все вместе», психогимнастика «Семья»
Материалы и оборудование: мультимедийная доска, музыкальный центр, выставка рукописных семейных книг, круги с изображением тучек и солнышек, генеалогическое древо.
Была проведена предварительная работа:
Дидактические игры: «Чей малыш?», «Назови ласково», «Узнай по описанию», «Собери картинку», «Кому что подходит».
Сюжетно-ролевые игры: «Дочки - Матери», «Строим дом», «В гости к бабушке».
Подвижные игры: «Курочка-хохлатка».
Пальчиковые игры: «Ладушки», «Моя семья», «Дом».
Беседы на тему «Я и моя семья», «Как мы отдыхаем всей семьей», «Наши семейные традиции», «Мои братья и сестры», «Кем были бабушка и дедушка».
Коммуникативные ситуации общения при рассматривании альбома с семейными фотографиями детей.
Рассматривание сюжетных картинок с изображением членов семьи и их занятий.
Чтение художественной литературы: Л.Квитко «Бабушкины руки», Я.Яковлев «Мама», Дора Габе «Моя Семья», Л.Воронкова «Что сказала бы мама», К.Д Ушинский «Петушек с семьей», разучивание загадок и потешек о семье.
Формы организации совместной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Выполнению поставленных задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную, речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно и с побуждения воспитателя находить решение.
Структура занятия:
- Вводная часть: (организация детей) – 3 мин
- Основная часть: (практическая деятельность) – 20мин
- Заключительная часть: (подведение итогов) – 2 мин
Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.
Водная часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение.
Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности, на каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия, мультимедийное сопровождение, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве НОД.
Основная часть НОД - это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач.
В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности.
В середине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена физкультминутка.
Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, развивающих дидактических пособий.
Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения, а также в учёте педагогом особенностей мышления и темп восприятия каждого ребенка. Во время НОД старалась общалисьс детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировали над детьми. Отношения между педагогом и детьми выстраивались по принципу субъект-субъектных. Педагог был в позиции «рядом».
В заключительной части НОД подводился итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий.
Длительность НОД соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 25 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. НОД динамичная, она включает пять приемов, которые предусматривают смену деятельности.Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течении НОД позволили избежать утомляемости детей. Использование мультимедийной установки соответствовало рекомендациям СанПинов. Обращалось внимание на осанку детей.
Ожидаемый результат: расширенные знания детей об истории происхождения семьи, проявление любви и заботливого отношения к членам своей семьи, познавательный интерес к истории возникновения своей семьи, способность самостоятельно рассказать о своей семье, воспитание юных патриотов России.