Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95414

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 28.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» на тему «Башкортостан – заповедный уголок»

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, ОАО "Фармстандарт Уфа-ВИТА" Детский сад №245, Республика Башкортостан г.Уфа

Цель: Цель: Формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края.

Задачи: Задачи: Образовательные:  Расширять и углублять знания об особо охраняемых территориях Башкортостана.  Формировать представления о заповедниках, национальных парках, памятниках природы. Словарная работа: - Обогащение словаря: Зянгер куль, бортничество, мэргены, бай, тетива. - Активизация словаря: Название рек, гор, водохранилищ, пещер, водопадов; название деревьев. Развивающие:  Обогащать словарный запас детей с новыми словами.  Развивать слуховое внимание.  Развивать у детей чувство импатии через умение приходить к друг другу на помощь, сочувствовать и действовать совместно.  Развивать интерес к родному краю.  Закреплять умение передавать своё отношение к природе в рассказах продуктивных видах деятельности. Воспитательные:  Воспитывать осознанное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.  Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Открытое акционерное общество

«Фармстандарт — уфимский витаминный завод»

(ОАО «Фармстандарт — УфаВИТА»)

Детский сад № 245

Конспект

организованной образовательной деятельности

образовательная область «Познавательное развитие»

на тему «Башкортостан – заповедный уголок»

для воспитанников подготовительной к школе группы

воспитатель подготовительной к школе группы №

Хайдаровой М.Х.

г. Уфа

2017 год

Структура технологической карты

организованной образовательной деятельности (ООД)

Тема: «Заповедный уголок Башкортостана»

Тип ООД: Интегрированная образовательная деятельность

Возраст детей: 6 лет.

Время проведения: первая половина дня

Ф.И.О. воспитателя: Хайдарова Миляуша Хафизовна

Интеграция образовательных областей:

  • Речевое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять и углублять знания об особо охраняемых территориях Башкортостана.
  • Формировать представления о заповедниках, национальных парках, памятниках природы.

Словарная работа:

- Обогащение словаря: Зянгер куль, бортничество, мэргены, бай, тетива.

- Активизация словаря: Название рек, гор, водохранилищ, пещер, водопадов;

название деревьев.

Развивающие:

  • Обогащать словарный запас детей с новыми словами.
  • Развивать слуховое внимание.
  • Развивать у детей чувство импатии через умение приходить к друг другу на помощь, сочувствовать и действовать совместно.
  • Развивать интерес к родному краю.
  • Закреплять умение передавать своё отношение к природе в рассказах продуктивных видах деятельности.
  • Воспитывать осознанное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Воспитательные:

Методические приемы:

Словесные, наглядные, демонстрационные.

Средства:

1. Демонстрационный материал:

Таблички с экологическими знаками, макет заповедников Башкортостана, национального парка “Башкирия”, фотоальбомы: рек, водопадов, пещер, гор, Санаторно-курортные места, кроссворд, название слов (Атыш, Зилим, пчела, Белая, Капова, Аслыкуль, Ямантау, Павловское, Инзер, воздух)

2. ТСО:

Магнитофон.

Алгоритм проведения:

1.Организационная часть.

2. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап), т.е. введение в проблему.

3. Основная часть (Содержательный, деятельный этап).

4. Заключительная часть (рефлексивный этап)

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы:

- Бианки Виталий Валентинович «Лис и мышонок», «Сова», «Хитрый лис и умная уточка»

- Воронкова Людмила Федоровна «Как человек приручил растения»;

- Дворецкая Татьяна Николаевна «Чудесное спасение».

Рассматривание иллюстраций

Отгадывание загадок

Разучивание стихотворений.

Литература:

1. Бондаренко Т.М Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 190с

2. Кузьмин А.Г !00 Самых красивых месть Башкортостана иллюстрированный путеводитель. – 3е издание. – Уфа: Китап, 2014.-216с

3. Николаев С.Н Парциальная программа «Юный эколог» «Система работы в подготовительной к школе группе детского сада». – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.-208с

4. Холодов И.А, Александрова Г.С, Корнеева Л.В Экологические походы как инновационная форма реализации ФГОС в основной образовательной программе ДОО. Сценарии походов, образовательная деятельность детей 6-7 лет в походах – Волгоград: Учитель, 2016.-180с

Ход

Орг. момент.

- Здравствуйте, уважаемые дети!

Мы уже не раз говорили об охране природы, а сегодня продолжим нашу тему.

Послушайте стихотворение и ответить на вопрос: «О чём просит поэт человека в стихотворении?».

Взгляни на глобус – шар земной –

Ведь он вздыхает, как живой.

И шепчут нам материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек!

В тебя мы верим, не солги.

«Ты береги нас, береги!»

Е. Шклавской.

- О чём говорит поэт в этом стихотворении? (Ответы детей.)

- Да правильно в этом стихотворении говорится, чтоб мы берегли природу.

А чтобы сберечь этот удивительный природный мир, поражающий нас своими фантастическими красками и звуками, запахами цветов и лугов, люди стали задумываться, как же сделать так, чтобы сохранить нашу красивую природу, как исправить свои ошибки.

Д/упражнение «Береги свою природу»

З

И

Л

И

М

А

Т

Ы

Ш

П

Ч

Е

Л

А

К

А

П

О

В

А

П

А

В

Л

О

В

С

К

О

Е

Б

Е

Л

А

Я

В

О

З

Д

У

Х

Я

М

А

Н

Т

А

У

И

Н

З

Е

Р

А

С

Л

Ы

К

У

Л

Ь

  • Какая река в Башкортостане начинается с буквы «З»
  • Какой водопад не замерзает зимой?
  • Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой, похлопочет над цветком и поделится медком.
  • В какой пещере можно увидеть наскальные рисунки первобытного человека
  • Самое крупное и красивое водохранилище в Башкирии
  • Самая крупная река в Башкирии.
  • Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. он невидимый и все же, без него мы жить не можем.
  • Самая высокая гора в республике Башкортостан.
  • Самая бурная и быстрая река в Башкортостане.
  • Самое большое озеро в республике.

- И что у нас получилось? (Дети читают слово, называют – это Заповедник)

- Да, молодцы у нас получилось слово заповедник.

Воспитатель: Во всем мире были созданы множество заповедников, национальных парков, памятников природы. Они все призывают нас к охране окружающей среды

- А что такое заповедник?

Дети: Заповедник – это природная территория, для охраны и изучения природного комплекса в целом.

Воспитатель: - Ребята, а сколько всего заповедников в Республики Башкортостан? (ответ детей) - Какие?

Дети: Южно-Уральский государственный природный заповедник, Башкирский государственный природный заповедник, заповедник Шульган-Таш.

Молодцы! А мы идем дальше.

Загадка:

Мы шли к ней длинным перевалом,

Завал, штурмуя за завалом.

Потом карабкались на кручу,

Набрав камней в ботинки кучу.

И вот взошли на пик, ура!

Ты покорилась нам…(Гора)

Воспитатель: Посмотрите какая красивая природа Башкортостана. Здесь есть и густой таежный лес, и степи, и высокие горы. Какие горы знаете вы?

Ребенок показывает, дети называют.

Дети: Уральские горы, Ямантау, Янгантау, Иремель.

- А самая высокая гора это ….?. (ответ детей)

Воспитатель: Кто может вспомнить и рассказать легенду об Уральских горах?

Ребенок коротко рассказывает легенду, «Как возникла Луна и Уральские горы».

Давным – давно на небе было два солнца. И эти два солнца беспрерывно и неустанно озаряли лик земли. И сильно страдали от этого люди. Не в силах спать от постоянного света. И сказал тогда один бай: «Кто сможет сбить выстрелом одно из двух солнц, получит в жены мою дочь, кроме дочери дам еще богатства». Весть эту разослали повсюду, куда письмо дойдет и лошадь доскачет.

После этого стали собираться мелкие стрелки – мэргэны. Многие пытались стрелять в небеса, но не могли нанести солнцам никого ущерба. И каждого неудачливого стрелка бай отправлял обратно домой со словами: «Кому нужна такая ваша меткость?» Одним из последних приехал батыр по имени Урал, чтобы свою сноровку попробовать. Взял он свой лук, натянул тетиву- все вокруг так и зазвенело ,и загудело. Стрела попала прямо в одно из солнц, пробило его насквозь, развалив его на две части и полетело дальше. «Ай! Ай!» - только и крикнул весь народ.

Одна половинка солнца осталось висеть на небе, другая упала на землю и потом превратилась в большую гору, богатую всякими сокровищами. Расколовшись надвое, солнце потеряло свой блеск.

После этого люди привыкли спать по ночам в темноте, а при дневном свете трудиться. Ввиду того, что люди на земле при раздели солнца стали кричать «Ай», одну часть расколотого солнца стали называть «Ай». Гору, которая образовалась из второй половины, в честь Урала батыра стали называть Уральскими.

- Вот так и появились Уральские горы.

Молодцы! А мы продолжаем свой путь.

Физкультминутка «Лес»

Только в лес мы вошли, (Ходьба)

Появились комары. (Хлопают в ладоши)

Дальше по лесу шагаем,

И медведя мы встречаем (раскачиваются)

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки к верху поднимаем,

Дыши ровно, глубоко (вдох, выдох, вдох, выдох)

Да, идти нам нелегко.

Дальше по лесу идем –

Вдалеке там водопад (смотрят вдаль)

Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы смелее,

Раз, два. Раз, два. (прыжки вперед, назад)

Впереди у нас вода.

К водопаду подойдем

И беседу заведем.

Воспитатель: - А какие вы знаете водопады? (ответы детей)

Дети: Гадельша, Атыш, Куперля, Шальган, Шармала

Молодцы!

- А скажите пожалуйста какой водопад зимой не замерзает? (ответ детей)

Совершено верно это водопад Атыш.

В Башкирии расположено довольно большое количество водопадов. Все они разные по величине и своей привлекательности. Но есть такие, которые посетив один раз, захочется приехать и увидеть еще неоднократно, настолько красива и заманчива природа в горах Башкирии. Водопад Гадельша - это один из крупнейших водопадов республики Башкортостан.

Название свое, водопад Гадельша или Туялас получил благодаря нахождению рядом с деревней имеющей такое же название. Это трехкаскадный водопад. Каждый каскад водопада имеет разную величину. Гадельша очень красивый и зрелищный водопад. Из-за паводков, разливов рек, водопад становится полноводным, бурным и привлекает туристов своей красотой.

Давайте послушаем звуки водопада.

На поверхности земли, недалеко от водопада, появляются залежи яшмы, растут растения, которые были занесены в красную книгу.

Водопад Гадельша - это очень красивое и живописное место в Башкирии, куда обязательно стоит съездить.

Молодцы! А мы продолжаем свой путь.

Воспитатель: А вы знаете, что обозначают голубые линии на этой карте? (это реки)

- А какие вы знаете реки?

Дети: Белая (Агидель), Инзер, Дема, Караидель, Уфимка и т. д.

Воспитатель: Наша Башкирия богата не только горными вершинами, реками, водопадами, но богата и лесами. Ими покрыто большая часть территории.

-Ребята, а какие деревья и кустарники растут в наших лесах?

Дети:Растут у нас береза, ель, пихта, сосна, липа, дуб клен, черемуха, рябина, орешник, боярышник, шиповник, можжевельник).

- Совершенно верно!

Воспитатель: А ещё богат и разнообразен животный мир Башкортостана. На территории нашей республики по подсчетам ученых обитают около 270 видов птиц. 40 видов рыб, 10 видов земноводных, более 70 видов зверей.

-А какие животные обитают у нас в лесу

Дети: косули, волки, лисы, хори, зайцы, медведи, барсуки, куницы, рыси, тетерева, рябчики, глухари).

Скажите, пожалуйста, как прекратили вырубку лесов, какие звери появились у нас?

Дети: Бобры и Кавказская выдра

Молодцы! А мы идем дальше.

Ребенок читает стих «Голубое озеро Башкирии» Тамара Зайнуллина

Недалеко от столицы БАШКИРИЙ.

Славный града УФА.

Есть маленькое море синее.

Озера природная краса.

И путника всякого оно.

Магнитом словно к себе манит.

Как превосходное стекло.

Любого прохладой одарит.

Воды его что небо синь.

Хранят могущественные скалы.

О,ЗЯНГЕР КУЛЬ КАК ТЫ КРАСИВ.

ТЕБЯ всегда я буду славить.

Воспитатель:- Какое озеро называют «Зянгер куль»? (ответ детей)

Совершенно верно - это голубое озеро.

- А почему его назвали голубым озером? Давайте расскажем нашим гостям

Рассказ ребенка: Башкиры называют его Зянгяр куль – Голубое озеро. Голубое озеро, похожее по форме на блюдце. Название озеро получило за голубоватый цвет воды. В такой цвет вода окрашивается из-за того, что дно озера сложено голубой целебной глиной. Вода в озере зимой не замерзает, а летом остается холодной. В озере бьет несколько сильных родников.

Молодцы!

Воспитатель: Ребята скажите чем славиться Башкортостан?(ответ детей)

Конечно медом. Одним из главных богатств Башкортостана является мёд. Башкортостан называют страной пчеловодства и бортничества. Бортничеством башкиры занимаются с древних времен.

- Ребята, а что такое борть?

Дети: Это старое дерево, в дупле которого жили дикие пчелы и собирали там мёд.

Воспитатель: - А как называется бортневая пчела? (ответ детей Бурзянка).

- А где её разводят? (ответ детей – её разводят в пчелином заповеднике)

- А что вы знаете об этой пчеле? (ответ детей – Бурзянская пчела выдерживает любые морозы, и этот вид занесли в Красную книгу.)

Молодцы!

Вот мы с вами о многом поговорили. Что мы должны делать, чтоб наша природа оставалась такой же красивой.

Дети:- Мы должны беречь и любить свой край. И об этом Сабина и Лианапрочитают стихотворения.

Башкортостан:

Валентина Доброгорская

Башкортостан-республика моя!

Люблю твои зеленые края,

Твои высокие горы, голубые озёра.

Все, что связано с тобой-

Это край любимый мой.

Этот край родной люблю

в сердце бережно храню...

Башкортостан

автор: Любава Беляева

Я люблю тебя, мой край родной!

В целом мире ты один такой!

Край любимый, я тобой горжусь.

Я с тобою плачу и смеюсь.

Мне не счесть твоих красивых рек,

Всех лесов, лугов, полей за век.

Ярко солнце светит над тобой.

Счастье здесь найдет свое любой.

Благодатны на твоей земле цветы.

Край медовый, лучший в мире ты.

Знай, не дам тебя в обиду я -

Мой Башкортостан, ты жизнь моя!

Наши новости:

Разместить свою публикацию