Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 19 «Сказка» КОНСПЕКТ комплексного занятия по ознакомлению с миром природы для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В мире животных» Подготовила воспитатель МАДОУ № 19 «Сказка» Тедеева И.К. Реутов, 2017 г. |
Непосредственно образовательная деятельность:
Тема «В мире животных».
- образовательная область;
- социально-коммуникативная;
- речевая;
- художественно-эстетическая.
Задачи:
- Обучающие:
- Развивающие:
- Воспитательные:
- Словарь:
- Материал:
- Предварительная работа:
- обобщить и закрепить знания детей о диких животных;
- совершенствовать речь детей, закреплять умение самостоятельно составлять рассказы;
- учить детей отвечать на вопросы полными предложениями;
- закрепить умение и навыки лепки диких животных.
- развивать у детей творческое воображение;
- развивать связную речь внимание.
- воспитывать любовь к животной природе, бережное отношение к ней;
- воспитывать умение слушать друг друга, помогать при необходимости.
шустрый, бурый, резвый, проворный, дрессировка, опушка, хвоя.
искусственные ёлки; игрушки: зайчик, белочка, лиса, медведь; природный материал: шишки, орехи; шоколадные конфеты по количеству детей.
- чтение произведений В. Бианки, К. Сутеева, О. Пришвина, Г. Снегирева о животной природе, жизни леса и его обитателей;
- рассматривание иллюстраций с изображениями лесных животных;
- слушание музыкальных произведений.
Ход образовательной деятельности.
В группе создана имитация леса из искусственных елок. Под елками игрушки: белка, лиса, заяц, медведь.
Воспитатель: ребята, мы получили письмо от очень интересного человека. Вам хотелось бы узнать, кто этот человек?
Дети: да!
Тогда отгадайте загадку:
Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,
Чтобы новые леса поднимались в небеса,
Их под звон и голос птичий
Охраняет КТО?
Дети: лесничий.
Воспитатель: правильно отгадали. Письмо пришло от лесничего, деда Василия, который охраняет лес. Вот, что он пишет:
«Дорогие ребята! Скоро День рождение леса. Я знаю, что вы большие друзья леса. Любите лес и заботитесь о нем. Лесные обитатели рады видеть вас на своем празднике»
Лесничий «Дед Василий»
Воспитатель: ребята, вы принимаете приглашение, согласны пойти в лес на встречу лесным обитателям? Если да, то вы должны отгадать еще одну загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
Дети: весной.
Воспитатель: правильно, дети. Мы сегодня пойдем с вами в весенний лес.
(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года». Дети вместе с воспитателем идут в «лес»).
Воспитатель: дети, какие деревья мы видим в этом лесу?
Дети: елки.
Воспитатель: правильно, мы здесь видим одни елки. У них вместо листьев иголки, то есть хвоя, поэтому этот лес называется хвойным. А какие еще деревья растут в лесу, кроме елок?
Дети: липы, березы, рябины, осины.
Воспитатель: мы с вами стоим на краю леса. Называется край леса – опушка.
(Дети вместе с воспитателем входят в «лес»).
Воспитатель: кого мы с вами хотели бы встретить в лесу?
Дети: диких животных.
Воспитатель: для того, чтобы с ними встретиться нужно снова отгадать загадку:
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Дети: белка.
(После отгадывания загадки воспитатель достает белку из-под елки).
Воспитатель: правильно, это белка, она очень рада встрече с вами. Давайте сделаем ей подарок – расскажем о ней стихотворение.
Белка с кисточками ушки –
Гриб увидит на опушке –
Прыг за ним с густых ветвей
И несет домой скорей.
Воспитатель: молодцы! А теперь составьте маленький рассказ об этом красивом зверьке.
Рассказ детей:
«Белка – дикое животное. Она живет в лесу, где есть для нее корм: шишки, орехи, желуди, ягоды. Белка очень резвая, подвижная. Белки летом носят рыжую шубку, а зимой серую. Так белке легче спрятаться от врагов, серый цвет не виден зимой, а рыжий летом. Живет белка в дупле дерева, куда она несет свой корм. В дупле белка делает запасы корма на зиму. Весной у белки рождаются маленькие бельчата. Белок можно легко приручить, но живя в неволи, они часто болеют и погибают».
Воспитатель: давайте, дети, подарим белке наш подарок. Что мы ей принесли?
Дети: шишки.
(Дети сажают белку под елку и кладут рядом шишки).
Воспитатель: а теперь пойдем на встречу с другими обитателями леса.
(Дети останавливаются у другой елки; воспитатель просит их отгадать загадку).
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
Дети: лиса.
Воспитатель: ребята, вы правильно отгадали загадку – это лиса. Она рада встрече с вами. Поздоровайтесь с ней, чтобы лиса побыла еще с нами, прочитайте ей стихотворение.
Знает лисонька – лиса
В шубе вся ее краса,
Шубы нет в лесу рыжей,
Зверя нет в лесу хитрей.
Воспитатель: вы правы, ребята, конечно хитрей лесы в лесу нет зверя. А в каких сказках лиса проявляет свою хитрость?
Дети: в сказках «Волк и лиса», «Петух, заяц и лиса», «Колобок», «Лиса и журавль», «Лиса и заяц».
Воспитатель: расскажите, дети, что вы еще знаете о лисе?
Рассказ детей:
«Лиса – дикое животное. Она умная и хитрая, имеет хороший нюх, слух и зрение. Это помогает ей добывать еду. Есть лиса мышей, ящериц, лягушек. Летом она питается растениями. Весной в норе у лисы появляются лисята. К концу лета они вырастают и уже могут сами себе добывать еду».
Воспитатель: молодцы, ребята, вы очень много знаете о лисе. Она очень довольна вашим рассказом. А теперь мы попрощаемся с лисой и пойдем дальше.
Ребята, давайте продолжим нашу прогулку. Какие еще дикие животные живут в лесу? Вы бы хотели с ними встретиться? Пойдемте дальше. (Дети и воспитатель подходят к елке). Кто живет под этой елкой, угадайте?
Летом – серый,
Зимой – белый.
Дети: заяц.
Воспитатель достает из-под елки зайца и говорит, что он очень рад, что дети пришли к нему в гости.
Ребенок рассказывает ему стихотворение:
Прокатился шум лесной,
Под кустом притих косой,
Уши длинные прижал,
Долго эхо провожал.
Воспитатель: почему в нашем стихотворении зайчик испугался?
Дети: потому что у него в лесу очень много врагов.
Воспитатель: а что зайчик есть в лесу?
Дети: кору, траву, ягоды.
Воспитатель: давайте, ребята, подарим зайцу морковку, он будет рад вашему подарку.
(Дети дарят зайцу морковку и сажают его под елку).
Воспитатель: ребята, отгадайте еще одну загадку:
Любит груши, любит мед,
Сладкоежкою слывет,
Но всего сильнее он
Любит долгий крепкий сон.
Дети: медведь.
Воспитатель: правильно, вот он – медведь под елкой. Невеселый, потому что он еще не проснулся от зимней спячки. А где зимой медведь?
Дети: в берголе.
Воспитатель: а кто зимой появляется у медведицы в берлоге?
Дети: медвежата.
Воспитатель: весной медвежата и медведи выходят из берлоги в лес и делают свою медвежью зарядку. Давайте и мы с ними сделаем зарядку.
Физкультминутка
Три медведя шли зимой
Папа был большой – большой,
Мама с ними меньше ростом,
А сынок малютка просто,
Очень маленький он был
С погремушками ходил.
«Дзинь – дзинь – дзинь» (повторить 2-3 раза)
Воспитатель: а что любят есть медведи?
Дети:ягоды, фрукты, мед.
Воспитатель: подарим медведю банку меда.
(Дети дают медведю банку меда и сажают под елку).
Воспитатель: на этом наша прогулка в лес заканчивается. Теперь нам надо возвращаться в детский сад. Нас там ждут интересные игры.
(Дети выходят из «леса» и садятся за столы).
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Кто лишний?».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку, где изображены дикие животные и одно домашнее. Дети должны определить, кто лишний.
Поиграв в эту игру воспитатель предлагает детям взять листы бумаги обратной стороной и перевернуть их. На листах бумаги изображены дикие животные.
Воспитатель дает задание детям: напротив хищников поставить знак «плюс», а напротив травоядных – «минус».
После этой игры воспитатель предлагает слепить животных, используя при этом природный материал (шишки, желуди, орехи) и пластилин.
Дети лепят любое животное по желанию. Воспитатель оказывает им индивидуальную помощь. В конце занятия дети кладут вылепленных животных на доску с макетом леса из бумаги, который они делали на занятии по конструированию.
Воспитатель проводит анализ работы и хвалит детей за старания и трудолюбие. В конце занятия воспитатель раздает подарки детям от деда Василия, которые он прислал им вместе с письмо в посылке. (дары леса – очищенные орехи).