Формирование элементарных экологических представлений у детей средней группы «Колокольчики»
Из опыта работы воспитателя
МБДОУ «Детский сад «Аист»
Леготиной Валентины Викторовны
Наука, которая занимается изучением того, как живые существа связаны с окружающим миром, называется экологией. Слово образовалось из двух греческих слов: «экос»- дом и «логос»- наука. Вот и получается, что экология — это наука о нашем общем доме - Земле
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Одним из направлений экологического воспитания детей является ознакомление их с окружающим миром. У малышей формируются способности сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определённые свойства, группировать их.
Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:
- формирование основ экологического мировоззрения и культуры,
- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях,
- развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней,
- бережного отношения к своему здоровью.
У ребят пятого года жизнимы поддерживаеминтерес к явлениям природы, формируемумение взаимодействовать с окружающим миром. Учим делать элементарные выводы, делиться полученными впечатлениями от общения с природой, выражать отношение к миру природы в рассказах и продуктивных видах деятельности.
Знакомство детей с природой и экологическое воспитание продолжается не только на занятиях, но и во время наблюденийна прогулке, экскурсий, опытнической деятельности, подвижных, дидактических, сюжетно - ролевых игр.
- Во время занятий и игровой деятельностиобъясняемребятам, какую важную роль для здоровья человека играет питание. Подводим их к понятию того, что есть нужно не только то, что нравится, но и то, что полезно для роста и развития их организма (овощи, фрукты, ягоды, мясо, рыбу). Ведь человек - это тоже часть природы и его жизнь и здоровье нужно тоже охранять
- Продолжаем знакомить детей с такими явлениями природы, как снегопад, радуга, листопад и др., отличать и называть деревья, кустарники и травянистые растения.
- Обогащаеми уточняем их представление о многообразии растительного и животного мира.
- Закрепляем знания о домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь), уточняем какую пользу они приносят человеку, формируем желание ухаживать за животными, заботиться о них. По мере возможностинаблюдаем с детьми за животными. Учим правильно называть животных и их детёнышей, любоваться их красотой, силой и ловкостью, рассказываем о том, что домашние животные преданы своим хозяевам.
- Для закрепления знаний о животных играемво всевозможные игры:
дидактические «Животные и их детеныши», «Чей малыш?», лото, домино;
игры – драматизации, сюжетно-ролевые (в которых дети учатся имитировать движения животных, оценивать поведение животных - сказочных персонажей); «Изобрази животное»( один ребёнок изображает мимикой и жестами животное, а другие — угадывают) и др.
- Рассказываем обособенностях обитания животных в природе (звери — на земле, птицы — в воздухе, рыбы — в воде, червяки — в земле).
- Учимсравнивать млекопитающих, птиц, рыб и насекомых, выделять особенности их внешнего вида и движений (бабочка летает, муравей - ползает, жук летает и ползает).
- Знакомство детей с животными осуществляется и в процессе чтения художественной литературы и при рассматривании иллюстраций.
- В процессе ознакомления с природой учим детей делать элементарные выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (лесные растения являются пищей для лесных жителей).
На прогулках учим замечать изменения во внешнем виде деревьев и кустарников в зависимости от времени года, закрепляем представления о сезонных изменениях в природе.
Осенью расширяем знания об овощах и фруктах, ягодах и грибах. Закрепляем умение видеть красоту осенней природы и активно действовать с ней: создаём красивые букеты из осенних листьев, делаем поделки из природного материала, адля этогособираемкамешки, шишки, семена, листья и т. д.
Играем с ветром, используя вертушку или султанчики. Подводим к пониманию того, чем сильнее ветер тем быстрее движения вертушки, а если ветра нет, вертушка не вертится, султанчик не колышется.
Зимой уточняем представления о том, как зимуют животные (лиса, заяц, медведь), наблюдаем за поведением птиц, рассматриваемих следы, беседуем о том, как человек может помочь животным и птицам в трудную для них пору. Обращаем внимание на красоту зимней природы.
Весной учим выделять первые весенние признаки, наблюдаем за первыми растениями, за появившимися почками и первыми листочками, за цветением деревьев и кустарников. Подводим детей к пониманию того, что люди должны трудиться, чтобы сохранить деревья и осенью получить вкусные яблоки, груши, а в огороде урожай овощей.
Летом наблюдаем за погодой, закрепляем знания о свойствах воды, песка, камней и глины в процессе трудовой, игровой и опытнической деятельности. Закрепляем умения классифицировать овощи и фрукты по определённым признакам. (игры «Овощи и фрукты», «Что сажают в огороде?»).
Длярасширения знаний о временах года в группе создали уголок природы, в котором организуютсянаблюдения за погодой, растениями в живом уголке. Детипривлекаются к выполнению индивидуальных поручений: дежурство в уголке природы (воспитывается положительное отношение к труду).
Разъясняем детям значимость их труда и поощряем ребят, проявляющих инициативу в оказании помощи взрослым: осенью -в посильной уборке листьев на участке, зимой - убирать снег с дорожек, лепить снеговиков, покармливать птиц, в групповом уголке природы - поливать растения, протирать большие листья, опрыскивать их, обрезать сухие листья, рыхлить землю.
Большое познавательное значение имеет опытн0-исследовательская деятельность. В процессе проведения элементарных опытов подводим детей к пониманию того, что для роста растений необходимы свет, тепло и воздух, показываем значение воды в жизни человека, уточняем их знания о свойствах воды. В зимний период в процессе лепки снежных построек знакомим со свойствами снега.
Дети охотно играют с песком и снегом - это неисчерпаемый материал для творческий игр. Зимой замораживали цветные льдинки, рассматривали снежинки.
Вся эта огромная работадостигаетуспеха приподдержки наших родителей. Ребёнок открыт, чтобы воспринимать и усваивать экологические правила, превращать их в свои привычки. Поэтому экологическое просвещение родителей - одно из важных и в то же время наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Наиболее эффективными методами работы с семьёй является взаимодействие родителей и детей.Проводим совместные экологически праздники, организовываем экскурсии в природу. Мы всегда помним слова русского писателя - Ивана Сергеевича Соколова- Микитова, что любовь к природе, как и всякая человеческая любовь закладывается у нас с детства