Исследовательская деятельность в старшей группе
«Как вода с воздухом спорили»
Программное содержание: Расширять знания детей о неживой природе (воздух, вода) через опыты, как элемент экологического образования. Показать способы обнаружения воздуха; закрепить свойства воды, умение устанавливать связь между изменением температуры и состоянием воды. Показать способы очистки воды. Развивать у детей навыки учебной деятельности: умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказать свою мысль. Воспитывать интерес к экспериментированию.
Оборудование: аудиозапись, слайдовая презентация, трафарет капли, мешочки полиэтиленовые, иглы, трубочки, стакан, емкость с водой, пластмассовая коробка, предметы для определения формы воды, замороженная вода в формочках, фильтры: вата, бумага, марля, воронки, стаканчики; листы бумаги квадратной формы, карандаши, фломастеры, восковые мелки, подставки для знаков, сюрпризы.
Ход
Дети входят в группу под тихую музыку
В: Ребята, сегодня к нам в гости пришли два друга: вода (показ капли) и воздух (пустой пакет). Хоть они и хорошие друзья, но все время спорят, кто из них важнее. Давайте разрешим их спор, поможем разобраться.
В: Скажите пожалуйста, для чего нужен воздух? (дышать) Для чего нужна вода? Может быть, мы сможем обойтись и без нее? (умываться, поливать, стирать, пить, поливать)
В: Так кто же из них важнее?
Вы слышали, воздух и вода, вы оба важны и нужны для всего живого на земле.
Стук в дверь, приход Буратино.
Б: Здравствуйте ребята! Я за дверью подслушал ваш разговор и совершенно с вами не согласен: «Подумаешь, воздух, подумаешь, вода! И без них можно обойтись! Кто его, этот воздух видел – то? Может его и вовсе нет. Я вот никогда не видел воздух. Да и вода не такая уж важная!»
В: Погоди, Буратино. Во – первых, подслушивать нехорошо, во – вторых, зря ты продал свою азбуку и не пошел в школу. Сейчас бы знал, что и вода и воздух действительно нужны. А то, что ты не видел воздух, не беда, мы тебе его сейчас покажем и про воду много интересного расскажем. Усаживайся поудобнее.
В: Итак, отправляемся путешествовать! Сегодня мы с ребятишками познакомимся с некоторыми интересными явлениями, которые существуют в природе.
Возьмите в руки мешочки и скажите, что у них внутри? (ничего, воздух)
Опыт с мешочком
Скрутите мешочек. Что случилось? (надулся) Кто же надул мешочек? (воздух) Давайте проверим, действительно ли в мешочках поселился воздух. Возьмите иголочки, но не забудьте, что эти предметы представляют опасность, аккуратно проколите мешочек и направьте дырочкой друг на друга. Что вы чувствуете? (воздух)
В: Правильно, в мешочке был воздух. Он невидим, но его можно обнаружить. А теперь помашите возле лица рукой. Что вы чувствуете? Да, это движение воздуха. Как вы думаете, можно ли воздух увидеть? Что произойдет, если опустить трубочку в воду и подуть?
Опыт с трубкой и стаканом воды
В: Знаете ли вы, почему пузырьки воздуха поднимаются вверх? Оказывается, воздух легче воды. Как вы думаете, что произойдет с салфеткой, если ее положить в стакан, а стакан опустить в воду? Предлагаю проверить.
Опыт со стаканом и салфеткой
В: Что же не дает салфетке намокнуть, а воде попасть в стакан? Теперь попробуем опустить стакан в воду, наклонив его набок. Маша, иди выполни задание.
В: Что же произошло? Что за пузырьки поднимаются вверх?
У меня есть маленькая волшебная коробочка. Как вы думаете, утонет она, если опустить ее в воду? Проверим.
Опыт с коробочкой
В: Действительно, не тонет. Но почему? Внутри коробочки находится воздух, он – то и держит ее на воде, как спасательный круг, так как воздух легче воды. Помните, как мы взвешивали и сравнивали воздух? Вот поэтому огромные тяжелые корабли, сделанные из железа и стали, не тонут в воде: внутри их находится воздух.
В: Если взять два одинаковых листа бумаги, один из них скатать в шарик и бросить с одинаковой высоты, какой лист быстрее упадет? А, может быть, они упадут одновременно?
Опыт с бумагой
В: Это опять проделки воздуха! Когда мы скомкали бумагу, ее поверхность уменьшилась, воздуху не во что было упереться (ухватиться), поэтому бумажный шарик упал быстрее, а лист бумаги летит медленно, планирует. Так воздух помогает парашютистам: он поддерживает парашют своими невидимыми руками.
В: Итак, мы определили, что воздух невидим, но его можно почувствовать и обнаружить.
Буратино, тебе понравилось с нами экспериментировать? Теперь ты веришь, что воздух существует?
Б: Да, красота! Теперь я и папе Карло расскажу и даже покажу воздух.
В: Поиграй с нами, Буратино.
Физминутка – хоровод
(на мелодию «По малину в сад пойдем)
Мы на речку все пошли, все пошли, все пошли,
И к водице подошли, подошли, подошли.
Вкусная, чистая, прохладная водица,
Для купанья, умыванья детям пригодится.
А теперь мы в лес пошли, в лес пошли, в лес пошли,
Друга встретили в пути, мы в пути, мы в пути.
Мы не видели его, но дышали глубоко:
Воздухом, воздухом, очень чистым воздухом.
Вода: (аудиозапись)
Вы привыкли, что вода ваша спутница всегда
Без меня вам не умыться
Не наестся, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без меня вам не прожить.
Б: Ребята, мы забыли, что у воздуха есть подружка – вода. Расскажите мне о ней (дети называют свойства воды)
Б: Как это вода не имеет формы? Она же всегда капля!
В: Ребятишки, может быть Буратино прав? Тога давайте докажем ему, что вода формы не имеет.
Опыт с формой
(дети наливают воду в предметы разной формы)
В: Какой же формы у тебя вода, Настя? А у Коли? Конечно, вода принимает форму того предмета, в который ее наливают.
В: Всегда ли вода в жидком состоянии? (нет) Как она может превратиться в другие состояния? (заморозить, вскипятить)
Опыт со льдом
В: Вы помните, ребятишки, что вчера вечером мы налили воду в формочки и поставили на холод. Хотите посмотреть, что произошло с водой? Как вы думаете, что с ней могло произойти? (замерзла, превратилась в лед)
В: А когда же вода бывает в парообразном состоянии? (кипит чайник, горячая вода на плите, кипяток в ванной)
Опыт с горячей водой
(вода накрыта стеклом, на котором образуются капельки воды от пара)
В:Ребята, всегда ли вода бывает чистой? Где вы видели грязную воду? (лужа, берег реки, аквариум, ваза после цветов)
В: Да, некоторые люди не берегут воду, они не думают о том, что чистая вода может исчезнуть совсем. Так произошло в сказке, которую я вам хочу рассказать. А называется она «Жила – была речка» (книга «Не просто сказки» стр. 26 – 28, использую слайдовую презентацию)
В: Посмотрите, ребятишки, Буратино заскучал, ему очень жаль речку. А вам? Как бы ей помочь? Вспомните, как можно очистить воду? (фильтры) Давайте воспользуемся подручными средствами, которые есть у вас на столах. Что вы выбрали? (марлю, бинт, салфетку, бумагу, стаканчики, воронки)
Опыт «Фильтрация воды»
В: Есть ли в воде грязь? Можно ли эту воду пить? А какую воду нужно пить? (кипяченую)
Б: Вы слышите – тишина. Перестали вода с воздухом спорить, поняли они, что очень нужны и людям и птицам, и животным, и растениям: всему живому на земле.
Б: Да, я послушал вас ребята и понял, что в детский сад вы ходите не зря, много нового узнаете, да и знаете уже очень много всего интересного. А я вот что придумал: давайте нарисуем природоохранные знаки, т.е. знаки, которые запрещают обижать природу. Мы расставим их везде, люди будут смотреть и перестанут обижатьи загрязнять воду и воздух (дети рисуют знаки)
В: А у нас уже и подставки для знаков готовы, их нам наши папы приготовили (укрепляю готовые знаки, дети коротко рассказывают о них)
Б: Молодцы, ребятишки! Здорово! Хорошие вы помощники! За ваши знания, за умелые руки я вам подарочки приготовил (раздает капельки, внутри маленькая конфета) До свидания!
В: Ребята, понравилось вам наше сегодняшнее путешествие? Что вы запомнили? В моей корзиночке лежат веселые и грустные смайлики. Я предлагаю вам прикрепить веселый смайлик, если наше путешествие удалось, вы узнали много нового, интересного, а если вам не очень понравилось путешествовать с нашим другом Буратино, прикрепите грустный смайлик (дети прикрепляют смайлики). Всем спасибо! Наше путешествие окончено.