Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96374

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 24.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Исследовательская деятельность в старшей группе «Как вода с воздухом спорили»

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, МБДОУ детский сад № 35 "Соболек", Иркутская область; город Усть - Илимск

Цель: Расширять знания детей о неживой природе через опыты.

Задачи: Программное содержание: Расширять знания детей о неживой природе (воздух, вода) через опыты, как элемент экологического образования. Показать способы обнаружения воздуха; закрепить свойства воды, умение устанавливать связь между изменением температуры и состоянием воды. Показать способы очистки воды. Развивать у детей навыки учебной деятельности: умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказать свою мысль. Воспитывать интерес к экспериментированию.

Исследовательская деятельность в старшей группе

«Как вода с воздухом спорили»

Программное содержание: Расширять знания детей о неживой природе (воздух, вода) через опыты, как элемент экологического образования. Показать способы обнаружения воздуха; закрепить свойства воды, умение устанавливать связь между изменением температуры и состоянием воды. Показать способы очистки воды. Развивать у детей навыки учебной деятельности: умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказать свою мысль. Воспитывать интерес к экспериментированию.

Оборудование: аудиозапись, слайдовая презентация, трафарет капли, мешочки полиэтиленовые, иглы, трубочки, стакан, емкость с водой, пластмассовая коробка, предметы для определения формы воды, замороженная вода в формочках, фильтры: вата, бумага, марля, воронки, стаканчики; листы бумаги квадратной формы, карандаши, фломастеры, восковые мелки, подставки для знаков, сюрпризы.

Ход

Дети входят в группу под тихую музыку

В: Ребята, сегодня к нам в гости пришли два друга: вода (показ капли) и воздух (пустой пакет). Хоть они и хорошие друзья, но все время спорят, кто из них важнее. Давайте разрешим их спор, поможем разобраться.

В: Скажите пожалуйста, для чего нужен воздух? (дышать) Для чего нужна вода? Может быть, мы сможем обойтись и без нее? (умываться, поливать, стирать, пить, поливать)

В: Так кто же из них важнее?

Вы слышали, воздух и вода, вы оба важны и нужны для всего живого на земле.

Стук в дверь, приход Буратино.

Б: Здравствуйте ребята! Я за дверью подслушал ваш разговор и совершенно с вами не согласен: «Подумаешь, воздух, подумаешь, вода! И без них можно обойтись! Кто его, этот воздух видел – то? Может его и вовсе нет. Я вот никогда не видел воздух. Да и вода не такая уж важная!»

В: Погоди, Буратино. Во – первых, подслушивать нехорошо, во – вторых, зря ты продал свою азбуку и не пошел в школу. Сейчас бы знал, что и вода и воздух действительно нужны. А то, что ты не видел воздух, не беда, мы тебе его сейчас покажем и про воду много интересного расскажем. Усаживайся поудобнее.

В: Итак, отправляемся путешествовать! Сегодня мы с ребятишками познакомимся с некоторыми интересными явлениями, которые существуют в природе.

Возьмите в руки мешочки и скажите, что у них внутри? (ничего, воздух)

Опыт с мешочком

Скрутите мешочек. Что случилось? (надулся) Кто же надул мешочек? (воздух) Давайте проверим, действительно ли в мешочках поселился воздух. Возьмите иголочки, но не забудьте, что эти предметы представляют опасность, аккуратно проколите мешочек и направьте дырочкой друг на друга. Что вы чувствуете? (воздух)

В: Правильно, в мешочке был воздух. Он невидим, но его можно обнаружить. А теперь помашите возле лица рукой. Что вы чувствуете? Да, это движение воздуха. Как вы думаете, можно ли воздух увидеть? Что произойдет, если опустить трубочку в воду и подуть?

Опыт с трубкой и стаканом воды

В: Знаете ли вы, почему пузырьки воздуха поднимаются вверх? Оказывается, воздух легче воды. Как вы думаете, что произойдет с салфеткой, если ее положить в стакан, а стакан опустить в воду? Предлагаю проверить.

Опыт со стаканом и салфеткой

В: Что же не дает салфетке намокнуть, а воде попасть в стакан? Теперь попробуем опустить стакан в воду, наклонив его набок. Маша, иди выполни задание.

В: Что же произошло? Что за пузырьки поднимаются вверх?

У меня есть маленькая волшебная коробочка. Как вы думаете, утонет она, если опустить ее в воду? Проверим.

Опыт с коробочкой

В: Действительно, не тонет. Но почему? Внутри коробочки находится воздух, он – то и держит ее на воде, как спасательный круг, так как воздух легче воды. Помните, как мы взвешивали и сравнивали воздух? Вот поэтому огромные тяжелые корабли, сделанные из железа и стали, не тонут в воде: внутри их находится воздух.

В: Если взять два одинаковых листа бумаги, один из них скатать в шарик и бросить с одинаковой высоты, какой лист быстрее упадет? А, может быть, они упадут одновременно?

Опыт с бумагой

В: Это опять проделки воздуха! Когда мы скомкали бумагу, ее поверхность уменьшилась, воздуху не во что было упереться (ухватиться), поэтому бумажный шарик упал быстрее, а лист бумаги летит медленно, планирует. Так воздух помогает парашютистам: он поддерживает парашют своими невидимыми руками.

В: Итак, мы определили, что воздух невидим, но его можно почувствовать и обнаружить.

Буратино, тебе понравилось с нами экспериментировать? Теперь ты веришь, что воздух существует?

Б: Да, красота! Теперь я и папе Карло расскажу и даже покажу воздух.

В: Поиграй с нами, Буратино.

Физминутка – хоровод

(на мелодию «По малину в сад пойдем)

Мы на речку все пошли, все пошли, все пошли,

И к водице подошли, подошли, подошли.

Вкусная, чистая, прохладная водица,

Для купанья, умыванья детям пригодится.

А теперь мы в лес пошли, в лес пошли, в лес пошли,

Друга встретили в пути, мы в пути, мы в пути.

Мы не видели его, но дышали глубоко:

Воздухом, воздухом, очень чистым воздухом.

Вода: (аудиозапись)

Вы привыкли, что вода ваша спутница всегда

Без меня вам не умыться

Не наестся, не напиться.

Смею я вам доложить:

Без меня вам не прожить.

Б: Ребята, мы забыли, что у воздуха есть подружка – вода. Расскажите мне о ней (дети называют свойства воды)

Б: Как это вода не имеет формы? Она же всегда капля!

В: Ребятишки, может быть Буратино прав? Тога давайте докажем ему, что вода формы не имеет.

Опыт с формой

(дети наливают воду в предметы разной формы)

В: Какой же формы у тебя вода, Настя? А у Коли? Конечно, вода принимает форму того предмета, в который ее наливают.

В: Всегда ли вода в жидком состоянии? (нет) Как она может превратиться в другие состояния? (заморозить, вскипятить)

Опыт со льдом

В: Вы помните, ребятишки, что вчера вечером мы налили воду в формочки и поставили на холод. Хотите посмотреть, что произошло с водой? Как вы думаете, что с ней могло произойти? (замерзла, превратилась в лед)

В: А когда же вода бывает в парообразном состоянии? (кипит чайник, горячая вода на плите, кипяток в ванной)

Опыт с горячей водой

(вода накрыта стеклом, на котором образуются капельки воды от пара)

В:Ребята, всегда ли вода бывает чистой? Где вы видели грязную воду? (лужа, берег реки, аквариум, ваза после цветов)

В: Да, некоторые люди не берегут воду, они не думают о том, что чистая вода может исчезнуть совсем. Так произошло в сказке, которую я вам хочу рассказать. А называется она «Жила – была речка» (книга «Не просто сказки» стр. 26 – 28, использую слайдовую презентацию)

В: Посмотрите, ребятишки, Буратино заскучал, ему очень жаль речку. А вам? Как бы ей помочь? Вспомните, как можно очистить воду? (фильтры) Давайте воспользуемся подручными средствами, которые есть у вас на столах. Что вы выбрали? (марлю, бинт, салфетку, бумагу, стаканчики, воронки)

Опыт «Фильтрация воды»

В: Есть ли в воде грязь? Можно ли эту воду пить? А какую воду нужно пить? (кипяченую)

Б: Вы слышите – тишина. Перестали вода с воздухом спорить, поняли они, что очень нужны и людям и птицам, и животным, и растениям: всему живому на земле.

Б: Да, я послушал вас ребята и понял, что в детский сад вы ходите не зря, много нового узнаете, да и знаете уже очень много всего интересного. А я вот что придумал: давайте нарисуем природоохранные знаки, т.е. знаки, которые запрещают обижать природу. Мы расставим их везде, люди будут смотреть и перестанут обижатьи загрязнять воду и воздух (дети рисуют знаки)

В: А у нас уже и подставки для знаков готовы, их нам наши папы приготовили (укрепляю готовые знаки, дети коротко рассказывают о них)

Б: Молодцы, ребятишки! Здорово! Хорошие вы помощники! За ваши знания, за умелые руки я вам подарочки приготовил (раздает капельки, внутри маленькая конфета) До свидания!

В: Ребята, понравилось вам наше сегодняшнее путешествие? Что вы запомнили? В моей корзиночке лежат веселые и грустные смайлики. Я предлагаю вам прикрепить веселый смайлик, если наше путешествие удалось, вы узнали много нового, интересного, а если вам не очень понравилось путешествовать с нашим другом Буратино, прикрепите грустный смайлик (дети прикрепляют смайлики). Всем спасибо! Наше путешествие окончено.

Наши новости:

Разместить свою публикацию