Муниципальное образовательное учреждение
«Детский сад № 220 Тракторозаводского района Волгограда»
Экологический проект для дошкольников «Ох, уж эти растения!»
(выращиваниесемян)
Составила: воспитатель
Фоменко Лариса Александровна
Волгоград, 2018
Актуальность проблемы: Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Дети тесно общаются с природой. Они хорошо знают растения, растущие рядом, животных, которые обитают рядом с ними. Умение вырастить на своем земельном участке овощи, плоды и ягоды, вселяет в них чувство гордости и победы. Дети ежегодно видят, как родители сажают лук, сеют семена овощных культур, осенью убирают, используют их в различных целях. Но ни разу не задумывались: как самим вырастить семена. Данный проект позволит детям вырастить семена моркови и свеклы на своем огороде.
Идея проекта: вырастить семена своими руками
Вид проекта: познавательно – исследовательский, долгосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: май – сентябрь
Цель: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе выращивания семян.
Задачи:
1) Образовательные:
Организовать деятельность детей, направленную на выращивание семян моркови и свеклы.
Способствовать знакомству детей с овощными культурами, строением, особенностями выращивания, уходом, сбором урожая.
Организовать деятельность детей, направленную на формирование понятия о культурных растениях.
Способствовать формированию навыков исследовательской деятельности в процессе наблюдения за ростом и созреванием семян, умения анализировать, делать выводы.
2) Развивающие:
Способствовать развитию воображения, мышления в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
Создать условия для формирования интереса к опытнической и исследовательской деятельности в процессе выращивания семян.Организовать работу по закреплению умения передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
3) Воспитательные:• Создать условия для формирования трудовых навыков, взаимопомощи.
Способствовать развитию умения правильного безопасного труда на огороде.
Способствовать совместному творчеству родителей и детей.
Организовать деятельность детей, направленную на воспитание бережного отношения к природе.
Способствовать воспитанию чувства гордости за выращенные семена.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
Выставка детских работ.
Сбор семян. Подведение итогов эксперимента.
Название итогового мероприятия: выставка работ из овощей «Дары осени»
Продукты проекта:
для детей – семена, рисунки, аппликация, поделки, ведение календаря.
для воспитателей — презентация, оформление стендов.
для родителей — совместная с детьми выставка работ из овощей «Дары осени»
Предполагаемый результат:
Дети познакомятся с разнообразие посевного материала.
Дети продолжат работу по выращиванию растений и уходу за ними, в процессе созревания семян. С помощью опытнической работы дети получат необходимые сведения, способствующие росту растений (влияние влаги, света, тепла, наличие плодородной почвы).
Научаться умению анализировать, делать выводы, использовать практические знания в выращивании овощей.
У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру, чувство гордости за выращенные семена. Дети научатся фиксировать свои наблюдения в календаре наблюдений за развитием и ростом свеклы и моркови, созреванием семян.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Интеграция образовательных областей:
познание, социально — коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическая культура
Педагогические принципы:
системность;
наглядность;
доступность;
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
Описание проекта «Вырастим семена»
Подготовительный этап:
Подготовка материала для деятельности детей, (подбор овощей: свеклы и моркови, для посадки на огороде)
Поисковая работа: подбор литературных произведений об овощах, фруктах, о способах их произрастания, подбор иллюстративного материала репродукций картин, открыток, фотографий, посвященный садово– огороднической деятельности
Рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций в книгах.
Слушание музыки; песен по теме проекта.
Чтение произведений художественной литературы по теме.
Подготовка материала для изобразительной деятельности.
Договориться с родителями, по сбору материала
Реализация проекта
Познавательная, социально – коммуникативная области
1.НОД ФЦКМ «Овощи». Программное содержание: Организовать деятельность, направленную на обобщение представлений о многообразии овощей, формированию умения обобщать по существенным признакам, пользуясь при этом простейшей моделью.
2. Беседы с детьми:«Чем полезны овощи?», «Витамины и здоровый организм», «Зачем овощи заготавливают на зиму?» «Если бы не было овощей…?»
Программное содержание: Способствовать развитию представлений, знаний детей об овощах, их пользе и значимости в жизни людей.
Художественно – эстетическая область
3. НОД Рисование «Подарки Осени», «Картина про лето», «Как мы трудились на огороде», с использованием нетрадиционной техники рисования.
Программное содержание:
Способствовать развитию умения передавать красоту увиденного в коллективной работе;
Материал: альбомные листы, акварельные краски.
4. НОД Аппликация: «Огурцы и помидоры лежат на тарелке». Программное содержание:
Организовать работу по закреплению умения детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое; красиво располагать изображение на листе, искать лучший вариант, подбирать изображение по цвету.
Способствовать развитию художественного вкуса.
Материал: ваза с овощами и фруктами, лист бумаги голубого цвета, цветная бумага
5. НОД Лепка «Корзина с овощами»
Программное содержание: Способствовать развитию умения детей передавать форму и характерные особенности овощей при лепке с натуры, использовать знакомые приемы, сопоставлять изображение с натурой и оценивать его в соответствии с тем, как она передана в лепке.
Материал: корзина с овощами, пластилин, дощечки для лепки, стеки
Музыка. Пение песен: «Огородная» муз. Т. Можжевелова, «Урожай» муз Ю. Слонова, слова В. Малкова
Программное содержание:
Создать условия для эмоционального восприятия музыки и песен
Рассматривание репродукции картин.
«Натюрморт с кабачками и корзиной» (А. Куприн) и «Картофель» (Ван Гог);
Программное содержание:
Организовать деятельность детей направленную на развитие умения описывать предметы по картине, выделяя их характерные признаки. Способствовать развитию умения проникнуться тем настроением, которое отразил художник в своем пейзаже, и передавать свои чувства, ощущения в высказываниях, развитию чувства цвета, композиции.
Речевое развитие
Чтение художественной литературы
– заучивание и чтение стихотворений Ю. Тувим « Овощи», Е. Благининой «Приходите в огород»; И.Токмакова «Про растения», О.Емельянова «Что растёт на огороде».
– чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Про репку», «Огородники» «Как человек приручил растения»
– чтение рассказа В. Куприн. «Отцовское поле»
– чтение русских народных сказок «Вершки и корешки», «Пых»,
Отгадывание загадок об овощах.
Составление описательных рассказов об овощах.
Деятельность детей
Подготовка моркови и свеклы к посадке.
Посадка овощей.
Каждодневный уход за растениями: полив, рыхление, опрыскивание.
Сбор семян.
Наблюдение за ростом растений и созреванием семян моркови и свеклы.
Ведение календаря фиксации развития и роста растений.
– рисование «Подарки Осени», «Картина про лето», «Как мы трудились на огороде»
– аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»,
– лепка «Корзина с овощами»
– подвижные игры «Собери все овощи», «Собираем урожай», «Сад и огород»
– дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус»– настольные игры: «Сложи картинку (овощи)», лото «Овощи и фрукты»
Работа с родителями:
1.Беседа с родителями «Наш огород».
2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода
3.Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про овощи для оформления альбома.
4.Консультации для родителей: «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
«Витамины на нашем столе», «Как научить ребенка употреблять овощи».
5.Совместное изготовление поделок из овощей «Дары осени».
Завершающий этап
Сбор семян
Выставка детских работ
Выставка совместной работы детей и родителей из овощей «Дары осени»
Выводы:
Я считаю, что в проделанной работе есть положительные результаты: дети вырастили хорошие семена. Наблюдая за ростом растений, рассуждали, делали самостоятельные выводы, видели их постепенный рост и зарисовывали в дневнике наблюдений. При совместной деятельности детей и родителей была организована выставка «Дары осени». Работы приняли участие в международном конкурсе «Осенняя фантазия» и заняли I место.
Заключение
Проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребёнка, стимулирует его познавательную активность, повышает интерес к новому и интересному. Выращенные семена будут использованы как материал для проекта «Свекла и морковь для салатов и борщей»
Список литературы:
1.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
2.Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования. Москва, УЦ «Перспектива», 2013 г.
3.В.А. Деркунская « Проектная деятельность дошкольников» М.: Центр педагогического образования, 2013г.
4.Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва, 2014г.
5.А.И. Иванова «Методика организации Экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Изд. ТЦ Москва, 2003г.