Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение
«Детский сад №11 комбинированного вида» г.Сыктывкара
(МБДОУ «Детский сад №11»г.Сыктывкар)
Старшая группа
Воспитатель – Гривина Валентина Владимировна
Конспект по познавательно-речевому занятию
Тема «Советы дляКолобка»
Задачи:
Развивать творческое воображение детей в речевой деятельности
Развивать логическое мышление, умение прогнозировать, фантазировать, находить выход из проблемной ситуации.
Воспитывать взаимоуважение друг к другу, умение слушать друг друга.
Оборудование: 1.демонстрационный материал :тесто, мука, яичная скорлупа, масло, соль, сахар, скалка, хлеб с плесенью, краски, материал для изменения запаха, горчица. перец, схемы, мультимедийное устройство, магнитная доска),музыкальное сопровождение
2. раздаточный: тарелочки (по2),тесто ,доски для лепки ,еловые иголочки, скорлупки от семян, сухая трава,песок, салфетки, тетради, фломастеры (карандаши),пищевые красители,кисточки…
Методы и приемы. Наглядный, решение проблемных ситуаций, практический, поисковый, словесный.
Ход занятия
Вступление:
-Ребята, а вы любите ездить в гости к своим бабушкам, дедушкам?
Веселый паровозик из Ромашкова – «Букашка» готов отвезти нас к одной такой бабушке в знакомую для нас сказку. Готовы ?Поехали?(дети строятся в паровозик, звучит музыка, дети двигаются под музыку по залу)
*слайд «паровозик»
Остановка. Приехалив сказку.
*слайд «раскрытое окно»
Оглядываемся, никого нет.
-А где же наша бабушка? Кто догадался, в какой сказке мы оказались? Что вам подсказало?
( на столе лежит мука, масло. соль, скалка, сковорода, яичная скорлупа, сметана…)
-что здесь произошло?
*слайд «колобок катится по дорожке»(дети рассказывают о происшедшем )
-Какой был колобок? *слайд «красивый веселый колобок»
Какой у него характер?(веселый, озорной, непослушный, смелый, храбрый…)
-а он добрый? почему?(улыбается. никого не обижает)
Бабушка с дедушкой, наверное, ушли спасать колобка. А если не успеют?
А мы можем посоветовать бабушке, испечь какого-нибудь другого колобка или изменить его так, чтобы никто не съел и он остался в сказке?
1. почему же он укатился?
(было скучно.., увидел в окно много интересного и незнакомого, потому что круглый..)
-что можно изменить?(форму: может приобрести другую форму, например, квадрат, треугольник…. А может приобрести сложную форму похожую на разные предметы –на что он может быть похож ( камешек, шишку, орешек,грибок)
*слайд «форма колобка»
-Давайте попробуем слепить такого колобка.(дети лепят каждый свою форму , рассказывают, какой формы они слепили)
-давайте запишем это предложение в тетрадь, чтобы не забыть.(запись)
2. Хорошо, поменяли форму, а что еще можно изменить?
Покажите руками какого по размеру испекла бабушка колобка?(маленького)
Как он может измениться?
Он может стать совсем маленьким- как что, например? и его не заметит лиса, или наоборот слишком большим- на что похожим? и лиса испугается.
*слайд «размер колобка»
-давайте запишем это предложение в тетрадь.(запись)
3.Физминутка
- А мы друзья Колобка? Значит, мы пойдем гулять с ним вместе…
- Представьте себе ,как мы с ним гуляем – по дорожкам шагаем, по кочкам прыгаем, по полянке бегаем (дети повторяют движения). Но только мы вышли на прогулку начался дождь…
*слайд «колобок под дождем»
(Логоритмическое упражнение «Дождь» Е.А. Алябьевой.)
Вдруг закапал осенний дождь (дети встают)
Кап-кап-кап (дети ритмично щелкают пальцами рук)
И по лужам ты идешь
Так-так-так (топаем ногами)
Ветер шелестит листвой
Ш-ш-ш (потираем ладонь о ладонь)
Спрятал кудри под травой
Тш-тш-тш (потираем ладони о колени)
Дождь сильнее застучал
Тук-тук-тук (постучать указательным пальцем одной руки о ладонь другой)
Скоро дождик ливнем стал
Кап – кап - кап (хлопки).
Воспитатель: Ребята, а наш Колобок призадумался, когда идет дождь - это хорошо или плохо? Поможем Колобку найти ответ?
Игра «Хорошо - плохо» (О дожде в природе и жизни человека).
Дети отвечают: Когда идет дождь - все растет - это хорошо, но нельзя развести костер - это плохо; под шум дождя хорошо спится - это хорошо, но зато можно простудиться - это плохо; дождик смывает всю пыль - это хорошо, но нельзя выйти гулять потому, что грязно - это плохо; ручейки бегут – хорошо, а дороги скользкие – плохо, после дождя появляется радуга – это хорошо.
Воспитатель: А для Колобка дождь, это хорошо или плохо?
Дети: Плохо если он намокнет, он размокнет и испортится; Хорошо, если у него будет зонтик, его следы смоет дождь и Лиса его не найдет.
(Воспитатель показывает намокший хлеб)
Давайте запишем в тетрадь, что если он намокнет, то его лиса не съест.(запись)
Воспитатель: Ребята, посмотрите. колобок намок, полежал и испортился (показывает заплесневевший хлеб).Можно такой кушать? А лиса будет его есть?
Давайте внимательно рассмотрим, что это такое образовалось на колобке.
Это плесень. Кто знает, что такое плесень?(короткий рассказ воспитателя о плесени и ее значении)
*слайд «плесень»
Давайтеи это отметим в своих записях (запись)
Воспитатель: Может ему как – то измениться? Почему всем хочется его съесть?
Дети: Потому что он вкусный.
-Что напоминает вкус у колобка?
Воспитатель: Давайте изменим его вкус. А как?
*слайд «невкусный колобок»
Дети: Можно его посолить-Как что?(селедка)
или сильно поперчить,- каким стане?(горький)
или намазать горчицей.
Или сделать кислым, как что?(лимон)
(дети пробуют на своих местах изменить вкус колобка,используя разные материалы)
Давайте запишем (запись)
Воспитатель: Колобок не только вкусный он и приятно пахнет. Что же тут можно изменить?
Дети: Пусть он пахнет лекарствами, краской, уксусом,бензином,дымом,гарью,саляркой,канализацией…
(воспитатель показывает на опыте как это можно сделать)
Запишем это предложение в тетрадь.(запись)
Воспитатель: А какого он был цвета?-на что был похож колобок?(солнце,апельсин,булочка..)
Что можно предложить изменить?(цвет)
-Давайте и мы попробуем изменить цвет так,чтобы нам не захотелось съесть колобка(дети, используя краски, изменяют цвет)
*слайд «разноцветный колобок»
Воспитатель:Не забудьте сделать запись в тетрадь – разноцветный колобок!
Воспитатель: А можно сделать что-нибудь, чтобы его было неприятно трогать?
Дети: Можно измазать в грязи, можно ему иголки прилепить.
Воспитатель: А как их можно прилепить?на кого он станет похож?
Дети: Можно воткнуть, а можно прилепить на мед или смолу, а еще его можно сделать сильно горячим или сильно холодным.
Давайте попробуем слепить такого колобка.(дети облепливают колобка разными предметами)
*слайд «грязный колобок»
Воспитатель: Из чего бабка слепила колобка? (из теста, потому что оно съедобное)А поможет Колобку, если он будет не из теста, а из чего-нибудь
другого?
Дети: Да. Если его слепить из глины или снега, если его сделать из железа…
*слайд «колобок из разных материалов»
Воспитатель: Давайте отметим это в своих записях
Ребята, сколько мы предложили вариантов, чтобы колобка не съела лиса.
Но сегодня он все- таки укатился.
А я бы сказала еще, что Колобок маленький и беззащитный. И нам его срочно необходимо предупредить об опасности. Что может с ним случиться?
Дети: Его может съесть Лиса.
Воспитатель: И что же делать? Можно ли одному ходить в лес?
Дети: Просто не нужно гулять одному. Надо взять с собой маму, папу или бабушку с дедушкой.
Воспитатель: Правильно, или пойти с хорошими надежными друзьями.
Давайте вот это тоже запишем в нашу таблицу.(запись)
*слайд «колобок с друзьями»
Мы дали, на мой взгляд, очень мудрые советы для самого колобка и для бабушки, если она решит испечь другого колобка.
В конце занятия проводится рефлексия.
Воспитатель: Ребята, я получила огромное удовольствие от нашего занятия. А вы?
Какое у вас настроение?
Ребята, а почему у вас хорошее настроение?
Дети. Потому что мы помогли нашему другу Колобку. Подсказали, как можно спастись от лисы.
А свою запись мы оставим бабушке. Она вернется и прочитает. А нам пора возвращаться в детский сад. Садимся в поезд ,паровозик нас увезет в группу.
*слайд «паровозик-букашка» + музыка