Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96412

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ФГОС ДО»

Дата публикации:

Автор:
старший воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение:"Детский сад №273 Краснооктябрьского района Волгограда", Волгоград

Цель: Разработка методических рекомендаций педагогом к создании предметно - развивающей среды в условиях дошкольного учреждения.

Задачи: 1. Раскрыть принципы организации РППС. 2. Познакомить с основными центрами развития РППС. 3. Требования к создании центров развития. 4. Пополнить копилку знаний о накоплении центров сюжетно - ролевых игр.

МОУ «Детский сад № 273 Краснооктябрьского района Волгограда»

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ФГОС ДО»

Составила: старший воспитатель

Нестерова Татьяна Сергеевна

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ФГОС ДО»

«Нет такой стороны воспитания, на

которую обстановка не оказывала бы

влияние, нет способности, которая

находилась бы в прямой зависимости

от непосредственно окружающего

ребёнка конкретного мира.
Е.И. Тихеева

Образовательная среда – часть совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Другими словами, РППС – это специфические для каждой Программы ДОУ (группы) образовательное оборудование, мебель и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства ДОУ.

В соответствии с ФГОС ДО РППС гарантирует:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей;

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС;

- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности;

- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность;

- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка;

- создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в ДОУ для детей, принадлежащих к разным общностям и социальным слоям,с различными возможностями здоровья.

В соответствии с ФГОС РППС строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

РППС должна быть:

- Содержательно-насыщенной, т.е. включать средства обучения, материалы, инвентарь, оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность всех детей;

- Полифункциональной, т.е. обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

- Трансформируемой, т.е. обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации именяющихся интересов и возможностей детей;

- Вариативной, т.е. наличие различных пространств, периодическая сменяемость игрового материала, разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, появление новых предметов.

- Доступной, т.е. обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- Безопасной, т.е. все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надѐжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Принципы конструирования предметно-пространственной среды:

- принцип дистанции позиции при взаимодействии;

- принцип активности самостоятельности, творчества;

- принцип стабильности- динамичности развивающей среды;

- принцип комплексирования и гибкого зонирования;

- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды);

- принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я - образ);

- гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;

- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Гибкое зонирование предполагает наличие различных пространств (центров) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Примерный перечень зон для организации РППС:

– для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);

– для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);

– для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);

– для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);

– для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);

– для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);

– для отдыха (уединение, общение и пр.).

Примерная тематика центров развития:

Направление развития

Центры развития

Социально-коммуникативное развитие

- Игровой центр (центр сюжетно-ролевой игры и центр дидактической игры) «Играем сами»

- Центр ПДД «Светофор»

- Центр ОБЖ «01.02.03»

- Центр труда (уголок дежурств).

Познавательное развитие

- Центр познания «Мы познаем мир»;

- Мини-музей или уголок краеведения;

- Патриотический уголок «Наша родина – Россия»;

- Центр математического развития «Посчитай-ка»;

- Центр экспериментирования (лаборатория, центр песка и воды);

- Центр конструирования.

Речевое развитие

- Центр речевого развития;

- Цент художественной литературы («Мои первые книжки», «Читаем сами», «Здравствуй, сказка!»)

Художественно-эстетическое развитие

- Центр изодеятельности «Радуга»;

- Центр ручного труда или уголок творчества («Наши руки не для скуки», «Умелые ручки»);

- Центр музыкального творчества;

- Центр театрализованной игры «Актерики».

Физическое развитие

- Центр физического развития «Смелые, сильные, ловкие»

- Центр сохранения здоровья «Будьздоров!»

Требования к организации центров развития:

- центры должны быть разграничены между собой (мебель, столы, мольберты и т.д.), но 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей;

- мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей;

- «тихие» и «шумные» центры разнесены, чтобы дети не мешали друг другу;

- материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность детей, должны быть включены во все центры;

- материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность должны быть представлены в достаточном количестве;

- центры предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых, так и для проведения ОД и допускают как индивидуальные занятия детей, так и объединения детей в группы;

- для чтения, прослушивания музыки, отдыха должно быть достаточно «посадочных мест»;

- в помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли одновременно разместиться за ними;

- РППС в группе организована так, чтобы воспитатель мог одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве центров;

- все материалы, а так же детские рисунки и поделки развешаны на уровне глаз ребенка;

- у каждого ребенка должно быть индивидуальное место, куда он может положить свои вещи и предметы.

РППС в младшем дошкольном возрасте:

Для детей младшего дошкольного возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Материалы для сюжетной игры в младшем дошкольном возрасте

РППС в среднем дошкольном возрасте:

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Материалы для сюжетной игры в среднем дошкольном возрасте

РППС в старшем дошкольном возрасте:

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппамипо общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т.д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Материалы для сюжетной игры в старшем дошкольном возрасте

Список использованной литературы:

  • Карабанова, О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и
    родителей детей дошкольного возраста [Текст] / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
  • Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – с. 5-12.
  • От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Е.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. – 2013. – 25.11 (№ 265)
  • Савченко, В.И. Унифицированный вид консультаций для воспитателей / В.И. Савченко // Практика управления ДОУ. – 2015. - №5. – с.37

Наши новости:

Разместить свою публикацию