муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 комбинированного вида»
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе
«Соленая история»
Подготовила: воспитатель
подготовительной к школе группы
Шауманас О.В.
Мончегорск, 2017
Цель: способствовать развитию познавательного интереса воспитанников к изучению свойств соли.
Программное содержание:
- Формировать представления о соли и её свойствах;
- Упражнять в согласовании существительных с прилагательными;
- Упражнять в использовании нетрадиционного приёма декорирования;
- Развивать наблюдательность, воображение, фантазию, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
- Продолжать развивать речь как средство общения;
- Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности.
Материал и оборудование: соль, стаканы с кипяченой и холодной водой, чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, воронки, цветная соль, баночки для декорирования.
Предварительная работа: знакомство с пословицами и поговорками о соли, познавательные беседы, чтение литературы.
Ход занятия.
Приветствие:
«Доброе утро я вам говорю,
Я вас всех очень, очень люблю.
Желаю вам хорошо заниматься,
Быть внимательными, ума набираться!
Давайте поприветствуем гостей.(Дети здороваются)
- Ребята, хотите стать настоящими исследователями? Отгадайте загадку и вы узнаете с каким веществом мы будем проводить опыты.
«Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, наверное, догадались. Ну, конечно, это (соль)»
Воспитатель:
- Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем.
-Ребята,что вы знаете про соль? (Ответы детей).
- Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Ребята, хотите узнать, как люди стали добывать соль?
Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.
Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.
В древности люди добывали соль. Они сушили растения, которые имели солёный вкус, а затем сжигали на костре. Золу использовали в пищу.
Прошло очень много времени, прежде чем они научились получать соль из морской воды.
Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Как вы думаете, где можно использовать соль?
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных блюд и продуктов питания, в консервировании.
Речевое упражнение: «Скажи со словом солёный (солёная, солёное)»(Солёный огурец, солёная капуста, солёное море и т. д)
На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Вот и наша исследовательская лаборатория (перемещаются к месту проведения опытов)
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов:
• близко не подносить предметы к глазам,
• без надобности ничего не брать в рот,
• строго соблюдать мои инструкции
Опыт № 1. «Соль сыпучая, без запаха»
У вас на столах, на тарелочках, 3 вида соли, давайте рассмотрим ее. Какого она цвета? (Она белого цвета). Пахнет? (Не имеет запаха).
- Возьмите лупу и рассмотрите соль. Что вы увидели? (Соль похожа на зернышки, кристаллики). Надавите ложечкой на соль. Хруст – это разрушаются кристаллики. Да, соль – это кристаллическое вещество. Наберите в ложечку и высыпьте на ту же тарелочку. Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха.
Опыт № 2. «Соль растворяется в воде»
- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)
- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по три ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.
Кто заметил, в какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?
(В тёплой воде соль растворилась быстрее).
Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).
Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
(Соль растворяется в воде; в тёплой - быстрее).
Опыт № 3. «Плавающее яйцо».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. Вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмите яйцо и опустите его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).
Теперь возьмите другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).
- Прежде чем перейти к следующему опыту, давайте немного отдохнём.
Физкультминутка.
Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Мы тихонечко присядем,
Ручками себя погладим,
Мы поднимемся тихонько
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ножки
И похлопают ладошки.
Опыт № 4. «Соль – чистящее средство».
Оказывается с помощью соли можно мыть посуду. Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету. (Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).
- Ребята, сейчас я покажу вам для чего ещё люди, используют соль. Оказывается солью можно украсить интерьер комнаты. Посмотрите сколько цветной соли я для вас приготовила. Сейчас мы с вами будем засыпать соль в баночки. (Дети вместе с воспитателем делают цветные баночки).
Для закрепления материала проводится игра «Что мы знаем о соли».
(Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли).
Итог (вопросы детям):
- Вам понравилось быть исследователями?
- Что нового вы узнали о соли?
- Какой опыт был самым интересным?
- Самым познавательным?
- Самым сложным?