Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96371

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 24.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Использование игр с математическим содержанием для развития интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста

Дата публикации:

Автор:
воспитатель , Травинская школа -интернат, Астраханская область Камызякский район с.Образцово-Травино

Цель: Приобщение к математическим познаниям через игры с математическим содержанием,способствовать интеллектуальному и познавательному развитию детей дошкольного возраста.

Задачи: -Освоение детьми средств познания:эталонов(цвет,форма), эталонов меры(размер,масса) моделей и образов речи; -Овладением способов познания :сравнения , обследование счета , классификация; -Накопление логико-математического опыта через математические игры; -Развитие мышления, сообразительности и смекалки.

В младшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей. Для этого основанную на самоконтроле и самооценке.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.В. А. Сухомлинский.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с четом возрастных возможностей детей и всестороннего развития и воспитания; активировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Их назначение -упражнять детей в различении, выделении, названии множеств предметов, чисел, геометрических фигур. В интеллектуальных играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий. Работу с малышами я начинаю с заданий на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку («Отбери все синие кубики» и т п.) . Пользуясь приемами наложения или приложения, дети устанавливают наличие или отсутствие взаимно-однозначного соответствия между элементами групп предметов (множеств). Понятие взаимно-однозначного соответствия для двух групп состоит в том, что каждому элементу первой группы соответствует только один элемент второй и, наоборот, каждому элементу второй группы соответствует только один элемент первой (чашек столько, сколько блюдец; кисточек столько, сколько детей, и т. п.) .Малышей я не учу считать, но, организуя разнообразные действия с предметами, подвожу к усвоению счета, создаю возможности для формирования понятия о натуральном числе.Большое внимание в младшей группе уделяю упражнениям в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, объему. Малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах.

Дети продолжают знакомиться с геометрическими фигурами, учатся различать и называть круг, квадрат, треугольник, узнавать модели этих фигур, несмотря на различия в их окраске или размерах. Дети учатся ориентироваться в пространственных направлениях (впереди, сзади, слева, справа, а также во времени (правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь) .В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: «Сложи узор», «Чудо-дерево», " Число и слово" «Сложи квадрат», «Кубики для всех», «Геометрическая мозаика», «Лего», пазловые мозаики, счетные палочки. Большим подспорьем в развитии элементарных математических представлений служат игры, сделанные своими руками: «Назови фигуру», «Узнай на ощупь», «Веселый счет», «Собери картинку», «Сложи фигуру», Найди лишнюю фигуру», Найди цифру» «Куда пойдёшь и что найдёшь? ». Универсальность этих игр в том, что они имеют различные степени сложности, многие из них можно предложить ребенку уже с 2–3-летнего возраста. Тем не менее эти игры не теряют актуальности для детей постарше, ведь сюжет игры постепенно усложняется.

С целью развития у детей мышления, я использую различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагала продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того давала задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей: такие игры как «Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются? » Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать задачи познавательного развития детей.

Дидактические игры я использую как для закрепления, так и для сообщения новых знаний («Одевание кукол», «Покажи, что больше, а что меньше», «Чудесный мешочек», «Три медведя», «Что изменилось? », «Палочки в ряд», «Наоборот», «Сломанная лестница», «Чего не стало? », «Узнай по описанию» Кроме этого, я провожу с детьми сюжетно-дидактические игры математического содержания, отражающие бытовые явления («Магазин», «Детский сад», «Путешествие», «Поликлиника» и др. ], общественные события и традиции («Встреча гостей», «Праздник пришел» и др.) .Игровые задачи решаются непосредственно — на основе усвоения математических знаний — и предлагаются детям в виде несложных игровых правил. На занятиях и в самостоятельной деятельности детей я провожу подвижные игры математического содержания («Медведь и пчелы», «Воробушки и автомобиль», «Ручейки», «Найди свой домик». При отработке предметных действий с величинами (сравнение путем наложения и приложения, раскладывание по возрастающей и убывающей величине, измерение условной меркой и др.) широко использую разнообразные упражнения. На начальных этапах обучения я чаще практикую репродуктивные упражнения, благодаря которым дети действуют по образцу воспитателя, что предупреждает возможные ошибки. Например, угощая зайцев морковкой (сравнение двух групп предметов путем наложения, дети точно копируют действия воспитателя, который угощает кукол конфетами. Несколько позже применяю продуктивные упражнения, в которых дети сами находят способ действия для решения поставленной задачи, используя имеющиеся знания. Например, каждому ребенку даю елочку и предлагаю найти на столе воспитателя елочку такой же высоты. Имея опыт сравнения величины предметов путем наложения и приложения, дети путем примеривания находили елочку такой же высоты, как у них.

C целью предупреждения и снятия усталости и повышения продуктивности умственной деятельности на занятиях по математике учебный материал сочетаю с движениями. Например, детям предлагаю похлопать в ладоши столько раз, сколько будет показано предметов, прыгнуть на месте на один раз меньше количества показанных игрушек и т. д.

Физкультминутки я подбираю с учетом содержания занятия, особенностей возраста и физической подготовленности детей. Упражнения выполняются сидя и стоя за столом, а также с выходом из- за стола. Еще на занятиях внедряю в свою работу пальчиковые упражнения. Пальчиковые игры и гимнастика обладают большим воспитательным потенциалом, являясь великолепным универсальным дидактическим и развивающим материалом. Это увлекательное, веселое и полезное занятие. Известному педагогу В. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал по математике, правильно выполняют сложные задания. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Наши новости:

Разместить свою публикацию