Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95418

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 29.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Проектная деятельность в современных дошкольных образовательных организациях

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №18 "Теремок", Кемеровская область, город Юрга

Цель: Проектная деятельность рассматривается, как вариант интегрированного метода обучения детей дошкольного возраста, и как способ организации образовательного процесса (далее по тексту ОП), основанный на взаимодействии «педагога-дошкольника-родителей».

Задачи: - повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлечения в деятельность, сделать педагогический коллектив более сплоченным; - сформировать профессиональное взаимодействие педагогов с детьми, которое основывается на субъектном отношении педагога к ребенку, индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку; - развивать систему продуктивного взаимодействия между субъектами ОП; - так же реализуются научные принципы построения ООП и развиваются целевые ориентиры ребенка, которые являются итоговыми результатами освоения детьми образовательной программы.

Проектная деятельность

в современных дошкольных образовательных организациях

Викторова И.В.,

педагог высшей кв.категории

На данном этапе развития современного общества смысл и значение дошкольного образования координально изменилось.

Главной целью общего образования (далее по тексту ОО) становится не столько передача знаний, умений и социального опыта, сколько целостное развитие личности детей. В связи с этим дошкольное образование, являющееся первой ступенью ОО должно в полной степени стать развивающим, а перед педагогами ставится задача развить творческие способности детей дошкольного возраста. Так как основы творческого воображения дошкольника, потребность в познавательно - исследовательской активности закладываются именно в раннем дошкольном детстве.

В дошкольном образовании на смену традиционным методам обучения и воспитания пришли инновационные технологии, направленные на активизацию познавательно - исследовательской деятельности и развитие личностной сферы ребенка как целостной структуры.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данных задач, является метод проектной деятельности. Проектную деятельность рассматривают как вариант интегрированного метода обучения детей дошкольного возраста, и как способ организации образовательного процесса (далее по тексту ОП), основанный на взаимодействии «педагога-дошкольника-родителей».

Проектная деятельность для детей дошкольного возраста, с точки зрения психологии, не является чем-то искусственно привнесенным, а носит вполне естественный характер. Дети дошкольного возраста чрезмерно активны и любознательны. Большая часть детской активности связана с обследованием и изучением предметов ближайшего окружения (на прочность, гибкость, способность к превращениям и т.п.).

В настоящее время проектная деятельность в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций (далее по тексту ДОО) приобретает особую значимость.

В дошкольном образовании метод проектов, является педагогической инновационной технологией. Он позволяет ребенку войти в социум, сориентироваться в нем, понять окружающую его развивающуюся предметно - пространственную действительность, позволяет значительно повысить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение детей дошкольного возраста находить информацию об интересующем предмете/явлении, а также использовать её и знания для создания новых объектов. Кроме этого, делает образовательный процесс ДОО открытым для активного участия родителей (законных представителей), а педагогам раскрыть свой творческий потенциал.

Проектная деятельность имеет свои специфические особенности, которые приводят к определенным изменениям в педагогической практике ДОО. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для ДОО, а для общества в целом.

В данной статье попытаюсь раскрыть актуальность метода проектов в работе с детьми раннего и дошкольного возраста.

Детская потребность в поиске обусловлена биологически. Ребенок уже с рождения – маленький исследователь и настроен на познание мира, он хочет узнать его как можно лучше. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает познавательно - исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития.

Проектный метод обучения является для ДОО инновационным, так как направлен на развитие личности ребенка, его познавательно - исследовательских, творческих способностей.

Метод проектов актуален по ряду причин:

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО) выдвигает определенные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее по тексту ООП ДО), а именно «ООП ДО должна строиться с учетом принципа интеграции в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей;

- человек должен, как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов;

- возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах, а нестандартность действий основывается именно на оригинальности мышления.

Проектный метод обучения, способствует развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в себе и в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково - познавательно - исследовательскую деятельность, которая направлена на результат, который получается при решении определенной проблемы. Метод проектов позволяет:

- воспитать самостоятельную и ответственную личность,

- развить творческие и умственные способности ребенка;

- способствует развитию целеустремленности, настойчивости;

- учит преодолевать проблемы;

- учит умению общаться со сверстниками и взрослыми;

- повышает авторитет ребенка перед сверстниками и собственную самооценку.

Использование метода проекта в ДОО, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей дошкольного возраста.

Метод проектов становиться способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии «педагога – ребенка – родителей» между собой и окружающей средой, а так же делает образовательную систему ДОО более открытой для активного участия родителей. Следовательно, метод проектов является актуальным не только для ДОО, но и для семьи и общества в целом.

Проектная деятельность поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях ДОО, семьи:

- помогает получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов;

- возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах, а нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;

- помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно – адекватным способом.

Проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно – значимого продукта.

Проектная деятельность, как педагогов, так и детей дошкольного возраста изменяет межличностные взаимоотношения между сверстниками и взрослыми и детьми. Все субъекты ОП являются участниками проектной деятельности и естественно приобретают опыт продуктивного взаимодействия (умение слышать, слушать, выражать свое отношение и высказывать свои мысли). Интерес к методу проектов как способу организации жизнедеятельности детей раннего и дошкольного возраста объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей дошкольного возраста в ОП.

Модернизация ОО в частности дошкольного образования по мнению ученых в области психологии и педагогики «педагогическое проектирование возникает в ответ на социальный заказ ОО и осуществляется на основе педагогического предвидения и прогнозирования, служит процессом и результатом разработки научно – обоснованной модели рациональных характеристик конкретных социально – педагогических объектов или их состояний в плане решения определенных социально – педагогических задач».

Педагогическое проектирование становится способом развития умения существовать в поле неопределенности, в пространстве, требующем освоения. Современный педагог должен овладеть знаниями, умениями и навыками педагогического проектирования и организации проектной деятельности, нацеленных на преобразование в сфере воспитания и образования дошкольников.

Таким образом, используя в практической деятельности педагогическое проектирование, а в образовательном процессе методику работы с детьми дошкольного возраста по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения) реализуются личностно – ориентированный и развивающий подход к обучению и воспитанию.

Проектная деятельность позволяет:

- повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлечения в деятельность, сделать педагогический коллектив более сплоченным;

- сформировать профессиональное взаимодействие педагогов с детьми, которое основывается на субъектном отношении педагога к ребенку, индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку;

- развивать систему продуктивного взаимодействия между субъектами ОП;

- так же реализуются научные принципы построения ООП и развиваются целевые ориентиры ребенка, которые являются итоговыми результатами освоения детьми образовательной программы.

Проектная деятельность организуется в соответствии с направлениями определенными целями проектной деятельности, например:

- развитие познавательной активности;

- формирование представлений и знаний об окружающем мире;

- реализация знаний в практической деятельности;

- развитие творческих способностей и социально - коммуникативных умений и навыков;

- развитие умения планировать свою деятельность и получать результат;

- формирование умения решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

- развитие необходимых умений и навыков в разнообразных видах деятельности;

- развитие универсальных предпосылок учебной деятельности. Возможны и другие направления и цели проекта.

В ДОО руководителем проекта является педагог, именно он организует различные виды детской деятельности исследовательскую, игровую, продуктивную, и координирует действия детей для решения поставленных задач в соответствии с поставленной целью проекта и достижения планируемого результата. В любом проекте педагог одновременно выступает в роли: организатора детской деятельности, информатор по теме проекта, консультанта, эксперта, участника проекта и партнер по деятельности. Цель проекта, как правило, определяет педагог. Проектная деятельность способствует развитию познавательного интереса, на основе которого формируется творческая активность детей дошкольного возраста. С позиции деятельностного подхода в обучении дошкольников, проектный метод является одним из эффективных методов развития детей, учитывающий их психологические особенности: любознательность, познавательно-исследовательский интерес, активность, инициативность. В основе любого проекта лежит погружение детей в разнообразную практическую деятельность: социально – коммуникативную, познавательно - исследовательскую, художественно – эстетическую и др. Проектная деятельность является неоспоримым условием:

- выявления у детей задатков тех или иных природных способностей;

- условием развития творческих способностей. Значительная часть проектов, используемых в ДОО, предполагает участие родителей (законных представителей), так как привлечение их необходимо для установления, прежде всего, доверительных отношений между детьми и родителями, для позитивного, информационно - познавательного общения в семье. Включенность в проект родителей (законных представителей) вызывает у детей чувство радости, гордости за свою семью, способствует формированию положительной самооценки у детей дошкольного возраста, эмоциональной близости с родителями и отзывчивости.

Проектная деятельность по своей природе является комплексной деятельностью. Она связана с целостным восприятием ребенка окружающей реальности, соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста и способствует развитию интегративных качеств личности воспитанников. Проектная деятельность ценна тем, что ребенок, в рамках проекта, может выбрать себе задание в соответствии со своими интересами и возможностями.

Одной из особенностей организации проектной деятельности в ДОО является присутствие единой темы проекта для всей группы, а может быть и всего учреждения. Правильно организованный детско-взрослый проект способствует решению целого ряда задач:

- формирование целостной картины мира у дошкольников, расширение их кругозора;

- развитие личностных качеств;

- развитие исследовательских, социально-коммуникативных, творческих умений и навыков;

- укрепление детско-родительских отношений;

- активное содержательное взаимодействие ДОО с семьей;

- создание ситуации успеха каждому ребенку;

- формирование положительной самооценки у дошкольников.

При этом следует помнить, что любой проект завершается получением «продукта» проектной деятельности или итоговым мероприятием.

Кроме продукта проектная деятельность имеет результат, при этом важно понимать отличие «продукта» проектной деятельности от «результата» проекта, так как, результат всегда связан с целью проекта, то есть с развитием тех или иных личностных качеств детей дошкольного возраст, когнитивной сферы, формированием представлений, умений или навыков у них. Еще необходимо помнить, что для детей дошкольного возраста очень важно, чтобы основу проекта составляло конкретное творческое дело.

В заключение мы видим метод проектов как перспективную технологию в современных условиях ДОО. Что педагоги ДОО не только формируют знания, умения, навыки детей раннего и дошкольного возраста, помогают адаптироваться в социуме, обучают детей через совместный поиск находить решения, предоставляют возможность самостоятельно овладевать игровыми действиями.

Технология проектирования помогает развить творческие способности детей дошкольного возраста, делает их активными участниками образовательного процесса. Будучи включенной, в образовательную систему ДОО, она становится инструментом развития, саморазвития ребенка, его познавательно - исследовательских и творческих способностей.

Использование метода проекта в образовательном процессе ДОО помогает научиться работать в команде и сплочению педагогического коллектива. Кроме того, организация проектной деятельности в образовательном процессе способствует повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в общем образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности и развитию креативности.

Наши новости:

Разместить свою публикацию