Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96344

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 23.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с применением инновационных технологий.

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, МБДОУ д/с " Родничок" комбинированного вида СП № 139, Свердловская обл., г. Нижний Тагил

Цель: развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром через наблюдения за объектами и явлениями в природе.

Задачи: 1. спроектировать образовательную среду, способствующую развитию экологических представлений детей младшего дошкольного возраста; 2. разработать серию конструктов игр-занятий, направленных на развитие экологического развития детей младшего дошкольного возраста; 3. разработать цикл консультаций для родителей, способствующих развитию интереса детей к наблюдению за объектами и явлениями в природе. 4.Провести мониторинг, позволяющий выявить уровень познания детьми младшего дошкольного возраста мира природы, через наблюдения и экспериментирование. 5.Внедрить выбранную технологию для формирования экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста. 6.Подтвердить эффективность подобранных методов и приёмов для повышения уровня мотивации

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования экологического представления у детей раннего возраста …………………………………………………………………………................

1.1.Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

1.2.Психолого-педагогическое сопровождение изменения уровня мотивации на познания мира природы детьми младшего дошкольного возраста.

1.3.Роль педагогической технологии в формировании экологического представления у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения за объектами и явлениями в природе.

1.4. Наблюдение - как средство в формировании экологического представления у детей детьми младшего дошкольного возраста………………………………………

1.5.Особенности проведения наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста…

1.6.Использование информационных технологий в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с миром природы.

1.7. Сотрудничество с семьями воспитанников

ГЛАВА 2. Проектная часть

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................

Введение

Актуальность темы

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Поэтому следует пересмотреть подход к организации обучения по разделу «Ознакомление с окружающим».

Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Между игрой, экспериментированием и наблюдением нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через наблюдение ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру, экспериментирование и наблюдение не стоит, они дополняют друг друга.

При формировании основ естественно - научных и экологических понятий наблюдение рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Основная особенность наблюдения и детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Наблюдение, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

В процессе анализа условий выявилось противоречие между необходимостью начинать знакомство с экологическим воспитанием, как можно раньше с первых шагов ребёнка в детском саду и недостаточным уровнем организации образовательного процесса, обеспечивающего позитивные изменения в экологическом воспитании.

Проблема: повышение уровня развития детей младшего дошкольного возраста, направленное на экологическое воспитание, через наблюдения и экспериментирования.

Гипотеза исследования: экологическое развитие детей младшего дошкольного возраста может быть успешным при следующих условиях:

если будут использованы средства(методы) формирования экологических представлений, соответствующие психологическим

особенностям детей раннего возраста (методы – наглядные: наблюдение, рассматривание иллюстраций, словесные: чтение художественной литературы, игровые: дидактические игры, прятанье и поиск);

если будет создана эколого-развивающая среда (уголок природы, комната природы, зимний сад, экологическая тропа), дающая возможность постоянного непосредственного общения с природой в различных формах;

необходимо организовать совместную работу с родителями по формированию экологических представлений у детей раннего возраста.

Исходя из вышеизложенного, была сформулировна ЦЕЛЬ:

Цель моей работы - развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром через наблюдения за объектами и явлениями в природе.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

1. спроектировать образовательную среду, способствующую развитию экологических представлений детей младшего дошкольного возраста;

2. разработать серию конструктов игр-занятий, направленных на развитие экологического развития детей младшего дошкольного возраста;

3. разработать цикл консультаций для родителей, способствующих развитию интереса детей к наблюдению за объектами и явлениями в природе.

4.Провести мониторинг, позволяющий выявить уровень познания детьми младшего дошкольного возраста мира природы, через наблюдения и экспериментирование.

5.Внедрить выбранную технологию для формирования экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста.

6.Подтвердить эффективность подобранных методов и приёмов для повышения уровня мотивации.

Объект исследования:

Процесс, направленный на изменение уровня мотивации детей младшего дошкольного возраста на познание окружающего мира через наблюдения за объектами и явлениями в природе.

Предмет исследования:

Наблюдение, как основной наглядный метод в обучении детей

Методы исследования:

  • теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме);

Øэмпирические

1.Наблюдение.

2.Игры.

3.Эксперимент.

4.Труд.

5.ИКТ

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования экологического представления у детей раннего возраста.

1.1.Формирование экологических представлений у детей раннего возраста.

Проблема экологического воспитания детей раннего возраста относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.

Из Рекомендаций Парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» от 22.09.98: «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым условием устойчивого развития страны, развития и совершенствования обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности».

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» с учетом Декларации Конвенции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Наша цель – научить искать и находить новое в уже известном. Одна из главных нравственных задач – воспитывать любовь к Родине, а значит, и бережное отношение к ее природе. Мы достигнем этого, если научим детей наслаждаться пейзажами родных мест.

Приобщение к миру природы детей раннего возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования.

Экологическое воспитание является новым направлением в деятельности дошкольных учреждений. Его введение стало возможным благодаря научным исследованиям многих теоретиков и практиков дошкольного воспитания – П.Г. Саморуковой , С.А. Веретенниковой, Н.Н. Поддьякова, В.Г. Фокиной, Е.И. Казаковой, С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой , Н.А. Рыжовой и другими. В результате исследований было признано, что экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте.

Учитывая физиологические и психологические особенности детей раннего возраста, работу по формированию экологических представлений следует начинать с первых лет жизни. Педагог должен возвращаться к одному и тому же объекту (к одному и тому же понятию) многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаниями что-то новое.

Содержание работы по формированию экологических представлений охватывает три основных направления образования, тесно связанных между собой:

-Развитие элементарных естественно - научных представлений

-Развитие экологической культуры детей;

- Развитие представлений о человеке;

Для того чтобы дети получали больше впечатлений и приобретали практический опыт взаимодействия с природой отдельные занятия рекомендуется проводить на природе. Формы и методы работы с детьми могут быть самыми разнообразными:

• Беседы

•наблюдения за живым объектом

•опытническая деятельность

•игры

Интеграция разных разделов Программы (ознакомление с художественной литературой, развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность и др.) позволит формировать у детей первоначальные представления об окружающей действительности.

1.2Психолого-педагогическое сопровождение изменения уровня мотивации на познания мира природы детьми младшего дошкольного возраста.

Прежде всего , определим, что такое психолого-педагогическое сопровождение. Согласно «словарю русского языка» сопровождать- значит следовать рядом, в качестве спутника или провожатого. Отсюда психолого-педагогическое сопровождение- это движение вместе с изменяющейся личностью ребёнка, рядом с ним, своевременное оказание помощи и поддержки, указание возможных путей. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение- это целостный процесс создания условий для изучения, формирования, развития и коррекции становления личности ребёнка.

Компетентное и продуктивное психолого-педагогическое сопровождение может осуществлять подготовленный человек, именно педагог.

Современные педагоги являются носителями старой экологической культуры. Эта культура рассматривает человека, как хозяина природы, который может изменить её по своему усмотрению, создавать для себя условия. Потребительское отношение к природе- основная черта этой культуры.

Самоценность природы- основная черта новой экологической культуры, нового мировоззрение, которое мы должны формировать у детей с самого раннего возраста. У этого поколения можно сформировать новое экологическое сознание и тогда они будут строить свои отношения с природой с позиции биоцентризма, когда человек считает себя, всё же частью природы.

Бережно относиться ко всему живому и окружающему, охранять не по тому, что это принесёт пользу человеку, а по тому что это принесёт пользу человеку, а потому что это природа, в которой всё взаимосвязано и которая живёт по своим законам. Изменить эти законы человек не может, он обязан изучить и действовать в рамках этих законов.

Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой- его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них- к интересу на более высокой ступени. Для диагностического выяснения познавательного интереса к окружающему миру была использована методика современного

отечественного педагога С.Н.Николаевой. Автор предлагает использовать метод наблюдения. При наблюдении используются следующие показатели:

1.Наличие интереса к природе.

Замечают ли дети растения и животных, сами или по просьбе воспитателя.

Задают ли вопросы.

Огорчаются ли, если имеется неблагополучие в состоянии растений и животных.

2.Наличие и стремление у детей принять участие в уходе за животными и растениями (по просьбе, самостоятельно).

Высокий уровень: познавательный интерес ярко выражен, ребёнок задаёт много вопросов, огорчается, если видит неблагополучие в состоянии растений или животных.

Средний уровень: познавательный интерес эпизодический, ребёнок замечает растения или животных случайно лил по просьбе взрослого.

Допустимый уровень: познавательный интерес отсутствует, ребёнок равнодушен, не обращает внимания на растения или животных - даже по просьбе взрослого.

В результате диагностики определили отношение детей к миру природы. Узнали отношение ребёнка к растениям и животным. В ходе наблюдений обнаружилось, что первоначальный интерес к уголку природы был большой (57%). Дети раньше не видели аквариум с рыбками. Чтобы поиграть, дети стучали по стеклу, кидали в аквариум игрушки. Дети не воспринимали рыб, как живые существа, требующие ухода и специальных условий. На этом этапе диагностики не ставились обучающие задачи, но при неправильной реакции детей приходилось объяснять, что рыбка живая, её надо кормить. Внимание дошкольников к животным было эпизодическим, отсутствовало желание создать им необходимые условия.

Мы обратили внимание на то, что дети не реагируют на растения (75% ). Они относились к ним, как к чему- то неживому, как ко многим предметам группы. Растения безмолвны, статичны, и детям трудно осознать , что они живые. Однако , уже после первых занятий нам удалось сформировать понимание того, что обитатели уголка природы – живые существа. Это было начальное формирование у детей правильного отношения к природе.

Методика формирования элементов экологической культуры у детей 2-3 лет должна учитывать психологические особенности данного возраста. Раннее детство- это период бурного, чрезвычайно интенсивного развития, непрерывного совершенствования физических возможностей, психики и становления личности. Ребёнок в этом возрасте овладевает телом и основными движениями, на основе быстро развивающейся сенсорики и двигательной координации формируются и совершенствуются процессы воспитания. Ребёнок овладевает речью, быстро накапливается жизненный опыт, расширяется круг представлений, возникает желание соответствовать требованиям взрослых- быть хорошим. Происходит подчинение ориентирующему образцу, а первые экологические представления складываются при усвоении ребёнком соответствующих образцов поведения. Под влиянием взрослого появляется желание сделать что-то хорошее для других, для растений, для животных.

Проанализировав результаты диагностики прошлого года, и основываясь на научно- методической литературе, были определены приоритетные задачи по экологическому воспитанию детей раннего возраста:

1.Сформировать у детей понимание того, что люди должны бережно относиться к природе.

2.Поддерживать интерес детей к природе.

3.Формировать у детей умение проводить посильную для возраста экологическую деятельность в окружающей среде.

Затем определили основные этапы работы по изменению уровня мотивации детей на познание мира природы:

- Общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира- деятельность, включающая наблюдения, любования.

-Практическая деятельность по оказанию помощи для поддержания условий для живых объектов в уголке природы.

-Эксперименты, опыты в уголке природы.

-Игры, отражающие различные события в природе.

-Работа с родителями по экологическому воспитанию детей раннего возраста.

Основным и более эффективным методом приобщения детей к миру природы, по мнению автора программы»Кроха» кандидата педагогических наук Терентьевой Е.Ф., являются наблюдения за животными и растениями, объектами и явлениями.

Большинство природных изменений можно заметить лишь в непосредственном контакте с природой.

Выходя на прогулку надо ставить перед собой задачу- вызвать у малышей интерес к миру природных явлений.

Наблюдение за одним и тем же объектом должно повторяться многократно, для того, чтобы дети научились замечать изменения.

Наблюдения на прогулке ценны, так как проводятся в естественных условиях, но, к сожалению эти наблюдения бывают, случайны и кратковременны. Поэтому, наблюдения, сделанные на прогулке необходимо продолжать в уголке природы.

Необходимо уделять большое внимание по формированию правильного отношения детей к растительному миру: комнатным растениям, деревьям, кустарникам, цветам, растущим на участке детского сада. Детям трудно понять, что растения живые и для нормального существования им необходимы хорошие условия, уход, забота. Для этого необходимо проводить опыты, наблюдения, экспериментирование..

Знакомить детей с домашними и дикими животными с помощью наблюдений, рассматриванием картин. Выявлять главные их отличительные особенности.

1.3.Роль педагогической технологии в формировании экологического представления у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения за объектами и явлениями в природе.

Успешное внедрение в практику нового направления дошкольной педагогики- может осуществляться лишь в условиях строго определенной организации эколого-педагогической работы в дошкольном учреждении. Внедрение нового направления в дошкольную педагогическую практику работы детских садов должно осуществляться одновременно в двух уровнях: организационно- методическом и воспитательно - образовательном.

Задача младшего дошкольного возраста- заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе- понимание необходимости оного-двух условий жизни.

Подбор педагогической технологии должно обеспечить правильное понимание необходимости одного-двух условий для жизни.

Подбор педагогической технологии должно обеспечить правильное понимание ее воспитателями и массовое воспроизведение в практике дошкольного учреждения.

Технология- это методическое обеспечение к образовательной программе, конкретно реализующее ее главные идеи и положения. В результате применения технологии повышается уровень экологической воспитанности детей.

Структура технологии включает в себя следующие компоненты:

Итак, технология экологического воспитания- это система, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год.

В результате правильно подобранной технологии и ее применения на практике, к концу учебного года, должен измениться уровень экологической воспитанности детей, что можно установить при проведении диагностического обследования на начальном и заключительном этапах освоения знаний.

Проанализировав требования Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред.Н.Е Вераксы М. А. Васильевой, В. В Гербовой; «Юный эколог» под редакцией С.Н. Николаевой с использованием педагогической технологии «Экологическое воспитание младшего дошкольника»,Е.Ф.Терентьевой«Кроха»,связанную с организацией наблюдения за природой и животными, образовательную программу «Мы живём на Урале» под ред. О.В Толстякова, О.В Савельева, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.

Большинство природных изменений можно заметить лишь в непосредственном контакте с природой. Выходя на прогулку надо ставить перед собой задачу- вызвать у малышей интерес к миру природных явлений. Наблюдение за одним и тем же объектом должно повторяться многократно, для того, чтобы дети научились замечать изменения.

Наблюдения на прогулке ценны, так как проводятся в естественных условиях, но, к сожалению эти наблюдения бывают случайными и кратковременными. Поэтому, наблюдения, сделанные на прогулке необходимо продолжать в уголке природы.

Необходимо уделять большое внимание по формированию правильного отношения детей к растительному миру: комнатные растения, деревья, кустарники, цветы, растущие на участке детского сада. Детям трудно понять, что растения живые и для нормального существования им необходимы хорошие условия, уход, забота. Для этого необходимо проводить опыты, наблюдения.

Знакомить детей с домашними и дикими животными с помощью наблюдений, рассматривания картин. Выявлять главные их отличительные особенности.

1.4. Наблюдение - как средство в формировании экологического представления у детей раннего возраста.

Люди сейчас все отчетливее осознают, что их благополучие и благосостояние во многом зависят от состояния природной среды. В настоящее время экологическая бомба не менее опасна, чем ядерная. Природа дарует человеку жизнь, питает его. Человек только тогда могуч, когда твердо стоит на родной земле, чествует и любит ее, дышит одним с нею воздухом.

Хочется обратить внимание на слова Н.Н. Сладкова: «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить – надо узнать. Узнав – невозможно не полюбить».

Дошкольное детство – начало формирования экологической направленности личности, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой и на всю жизнь) остаются в памяти человека.

ЗАДАЧА ВОСПИТАТЕЛЯ:

Чтобы полюбить землю, природу, надо ее узнать. В этом помогают наблюдения в природе. Систематические наблюдения за каждым живым существом оказывает глубокое воздействие на детей – развивают нравственные, эстетические чувства, уточняют представления, развивают речь, закрепляют практические навыки правильного взаимодействия с природой.

Я.А. Коменский, Ж-ж. Руссо, И.Г. Песталоцци на первый план выдвигали чувственный опыт как единственный, достоверный источник познания.

Я.А. Коменский говорил: «Начало познаний всегда вытекает из ощущений… А потому следовало бы начинать обучение не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними. Итак, познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств: «видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами»»

Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с природой.

Средство — это философская категория, которая в диалектике действительности рассматривается как предмет или действие, соотносимое с той целью, которую предполагается достичь с их помощью, используя или применяя соответствующие предметы или выполняя соответствующие действия.

Средства обучения –это все материалы, которые использует педагог для осуществления учебного процесса.

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными.

Формы организации детей при ознакомлении их с природой самые разнообразные.

Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром являются наблюдения.

Наблюдения- это целенаправленное восприятие.

Наблюдения проводятся под руководством воспитателя. Это способствует умственному развитию детей и формированию у них правильных представлений о живой и неживой природе. При этом необходимо использовать различные анализаторы детей.
Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредотачиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом.

Чтобы наблюдения выполняли свою положительную роль, мы начинаем уже с раннего возраста развивать умение наблюдать, то есть, не просто смотреть на предмет, а видеть его так, чтобы затем отчетливо и детально представить данный образ.

Чтобы восприятие природы вызывало у детей яркие впечатления наблюдения сопровождаются:

художественным словом ( стихи, потешки, рассказы ,сказки)

играми (дидактическими, подвижными)

Методика использования наблюдения в экологическом образовании

Николаева С. Н. предложила недельную методику ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы. Эта методика заключается в следующем: одну неделю каждого месяца – вторую или третью – во всех группах детского сада планируются:

  • ежедневное наблюдение за погодой; рассматривание деревьев
  • наблюдения за животными
  • работа с календарём наблюдений
  • опытническая деятельность (эксперимент)
  • игры

Таким образом, основу этой методики составляют ежемесячно повторяющиеся недельные циклы наблюдений за комплексом сезонных явлений природы – явлений растительного, животного мира и неживой природы.
Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления природы, но и их явления на окружающие предметы.
Наблюдая за погодой, включают три параметра:

  • определение состояния неба и осадков,
  • наличие или отсутствие ветра,
  • степень тепла и холода.

Ежедневные наблюдения за погодой по всем ее компонентам должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес возрастал. Этому может способствовать постоянное изменение приемов, с помощью которых осуществляется наблюдение.
Таком образом, одна неделя каждого месяца, насыщенная разнообразная наблюдениями за погодой, растениями и животными, позволят сформировать у детей конкретные и отчетливые представления о разных периодах всех сезонов, о закономерности и постепенного преобразования природы в течении года, о зависимости состояния растительного и животного мира от факторов неживой природы.
Наблюдения помогают играм детей: в игре они наблюдают за растениями, птицами, погодой, повторяют материал, который давался им во время наблюдений. Все повторяется. Поэтому например в весенний период целесообразно проведение тематической недели «Птички невелички весело поют».

В течение всей недели мы снова наблюдали за жизнью птиц весной: прилет скворцов в скворечник, слушали пение птиц.

Затем все увиденное закрепляли через различные виды деятельности:

- игровая деятельность: дидактическая игра «Кто как кричит?», обыгрывали постройки из строительного материала «Скворечник для птиц», рисунки «Птичка спряталась в траве».

- общение: чтение художественной литературы «О чем поют воробушки» В.Берстова, «Птичка», «Синица» А.Барто, «Зима прошла» М.Клоковой, рассматривание картины «Птицы прилетают к скворечнику».

- музыкальная деятельность: слушание «Весна» С.Майнапар, русская народная мелодия обработка Г.Фрида «Птичка», музыкально-ритмические движения «Воробушки» муз. И.Арсеева, сл.И.Черницкой, слушание аудиозаписи птичьих голосов.

- развитие движений: подвижные игры «Птички летают», «Птички в гнездышках».

Такое повторение темы помогают увидеть изменения, происходящие в природе поведения живых объектов в разное время года.

Также в течение года мы особое внимание уделяем здоровью наших воспитанников, так как «здоровье – это тоже дар природы». На каждую тему недели нами разработаны «минутки здоровья» с использование здоровьесберегающих технологий: пальчиковые игры, психогимнастика, дыхательная гимнастика, подвижные игры и упражнения.

Тема недели: «Птички невелички весело поют».

1.Игровое упражнение «Воробьишки».

2. Дыхательная гимнастика «Птицы кричат».

3.Игровое упражнение «Веселый танец для ворона».

4.Подвижная игра «Птички летают».

5.Подвижная игра «Птички в гнездышках».

Первый и наиболее существенный шаг на пути формирования экологического представления – создание необходимых условий для этой работы. Наш детский сад находится в отдаленном районе от города,поселке Северный.. На территории детского сада имеется яблоневый сад, мини огород, цветники, различные виды деревьев (липа, рябина, береза, тополь , дуб, кусты смородины).

В групповой комнате для закрепления информации, которую дети получили во время наблюдения, оборудован центр природы, где собран материал, который пополняется и изменяется в течение года в соответствии с темой недели и временем года. Оборудована опытническая лаборатория, где дети с удовольствием проводя опыты и эксперименты знакомятся со свойствами: воды. песка, глины.

Осуществляется и взаимодействие с родителями при организации наблюдений. В течение года проводятся консультации и беседы по таким темам: «Прогулки с ребенком», «Собака и кошка – верные друзья», «Домашние животные», «Зеленый мир на окне» и другие.

Многие семьи проживают в частном секторе и содержат различных домашних животных и птиц. Поэтому нами часто организуются наблюдения за домашними животными: кроликом, уткой, курочкой, черепашкой. Общение с живыми объектами очень нравятся детям.

Экологическое формирование личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также практических действий, согласующихся с требованиями бережного отношения к окружающей действительности.

Знания, умения, навыки общения с природой, полученные нашими воспитанниками в ходе наблюдений, будут полезны в дальнейшей их жизни.

В обучении дошкольников используют разные виды наблюдений:

Длительные наблюдения дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта, что представляется необходимым материалом для развития мыслительной деятельности (сравнение, различение, выделение существенных признаков, установление причинно-следственных связей). Для длительных наблюдений подбирают различные объекты, находящиеся в стадии преобразования, изменения, развития (птицы, прилетающие на участок дошкольного учреждения; растение, выращиваемое в уголке природы, в цветнике).

В обучении дошкольников наблюдение развивается по двум направлениям:

  • постепенно расширяется круг наблюдаемых объектов:

наблюдения в групповой комнате, затем в других помещениях дошкольного учреждения (кухня, медицинский кабинет, изобразительная студия и др.), на участке и, наконец, за его пределами: в сквере, в парке, , у реки, на остановке городского транспорта и др.

  • концентричность наблюдения

детей ведут от узнавания объекта при первом знакомстве к выделению существенных признаков, при повторных наблюдениях - к сравнению с другими объектами и, наконец, - к обобщению

НАБЛЮДЕНИЕ ВО ВРЕМЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие, сложный познавательный процесс, в котором проявляется единство чувственного и рационального.

Организованное воспитателем наблюдение объектов и явлений природы является основным способом ознакомления дошкольников с природой. В зависимости от объекта и возраста детей, наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут, и длительными, которые ведутся в течение нескольких дней.

В группах раннего и младшего дошкольного возраста детей можно привлекать к наблюдениям за погодой, домашними животными, рыбами и птицами уголка природы. Наблюдения эти должны быть кратковременными, но часто должны повторятся.

Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют детям улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь. Эти наблюдения дети выполняют под руководством воспитателя.

Для того чтобы наблюдение способствовало формированию правильных представлений и умственному развитию детей, воспитатель должен объяснить цели наблюдения, задавать вопросы, которые направляют их внимание на характерные особенности объекта или явления.

Ценным методическим приёмом, активизирующим мышление детей во время наблюдения, является сравнение, сопоставление характерных особенностей объектов или явлений по различию и сходству. При сравнении объектов природы дети легко устанавливают признаки различия.

Сравнивая объекты, дети с помощью воспитателя выделяют существенные свойства сходных предметов, явлений, и получают материал для их классификации.

Бесспорно, природа оказывает положительное влияние на развитие ребёнка только тогда, когда он научится её наблюдать.

На занятиях в группах раннего возраста, дети второго года жизни могут наблюдать котёнка, щенка, цыплёнка, птичку в клетке, плавающую в тазу рыбку и т.п.

На занятиях в младших группах

Наши новости:

Разместить свою публикацию