Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96422

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Памятки для воспитателей "Использование коррекционных заданий для развития психических процессов"

Дата публикации:

Автор:
Учитель-дефектолог, МБДОУ "Колокольчик", ЯНАО, г. Ноябрьск

Цель: Помочь воспитателям посредством коррекционных заданий развивать у детей психические процессы.

Задачи: Познакомить воспитателей с заданиями для развития восприятия. Познакомить воспитателей с заданиями для развития речи и мышления. Познакомить воспитателей с заданиями для развития внимания, памяти, воображения.

ФВосприятие качеств величины

Задание: Что делают матрешки?

Игровой материал: 5-6 составных матрешек на каждого ребенка.

Ход работы: сначала дети вместе с педагогом выстраивают матрешки в ряд по росту. После этого можно поделить всех матрешек на группы, как в детском саду: подготовительная, старшая, средняя, младшая, ясельная. На столе выделяется место для каждой из групп. Дети отводят своих матрешек в разные группы.

Можно собирать матрешек на прогулку в пары по росту. В заключении всех матрешек собирают в одну.

Задание: Юные художники.

Игровой материал: листы бумаги, простые и цветные карандаши.

Ход работы: попросить детей нарисовать предметы, соответствующими понятиями: большой – маленький; высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий.

Поиграть с детьми, сравнивая различные предметы по этим признакам. Выделить эти параметры в окружающих объектах действительности (в пределах групповой комнаты), сравнить детей по росту, выстроив их в ряд.

Совершенствование восприятия формы

Задание: Узнай, что изображено.

Игровой материал: набор картинок, на которых знакомые изображения даны не полностью.

Ход работы: показать детям картинку, и попросите их подумать и сказать, что они узнали, кому принадлежат те или иные элементы изображения.

Восприятие цвета

Задание: Что понравилось – возьми, принеси и назови.

Игровой материал: 2 комплекта кружков: одни надеваются на шею, как медальоны, другие просто лежат в комнате.

Ход работы: взрослый поясняет, что кружочки, висящие на шее ребенка, показывают цвет, который брать нельзя. Введение этого запрета заставляет ребенка осознавать и контролировать свои действия. Другой набор раскладывается по кругу на столах. Каждый ребенок должен назвать свой запрещенный цвет и перевернуть его на обратную сторону. Детям предлагается свободно подвигаться по комнате, а по сигналу: «Что понравилось – возьми, принеси и назови», выбрать себе из разложенных кружков любой, какой понравится, кроме запрещенного. Назвать выбранный цвет. Запрещенные цвета меняются несколько раз.

Развитие целенаправленного слухового восприятия

Задание: Звуковые загадки.

Игровой материал: набор звучащих игрушек (погремушка, колокольчик, детская гармошка, неваляшка, барабан, резиновая игрушка, шарманка, бубен, две деревянные ложки), ширма.

Ход работы: нужно показать детям предметы, а затем закрыть их ширмой. Один из детей за ширмой извлекает звук из любой игрушки. Когда игрушка кончит звучать, нужно хором сказать следующие слова: «Голосок мы твой слыхали и загадку разгадали. Ты…». Дети обозначают игрушку словом и передают звукоподражанием характер услышанного звука. Звукоподражание лучше делать хором.

Задание: Ритм.

Игровой материал: деревянные палочки.

Ход работы: педагог задает детям определенный ритм и просит детей по очереди его воспроизвести. Можно отстукивать ритм всем вместе по сигналу педагога.

Рекомендация для воспитателей

Подготовила

учитель-дефектолог

Листунова О.Г.

Рекомендация для воспитателей

Подготовила

учитель-дефектолог

Листунова О.Г.

Задание: Скажи, что не верно.

Игровой материал: тексты «Всякой вещи свое место», «Белочка и зайчик», «Лекарство», «Галка и голуби», «Нерешенный вопрос».

Ход работы: зачитывается текст. Для лучшего понимания текста, можно разделить его содержание на части и разобрать каждую из них отдельно. Затем попросить ответить на вопросы в конце текста.

Всякой вещи свое место.

Сережа как просыпается, так и начинает свои вещи разыскивать: один чулок у него на стуле, другой под столом, один ботинок под кроватью, а другого в комнате нет. Возится Сережа каждое утро и в школу опаздывает.

Вопросы. Почему Сережа опаздывает в школу?

Что надо делать, чтобы не опаздывать?

Белочка и зайчик.

Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькой, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик – морковку, капусту. Прошло лето. Наступила зима. выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик – под елкой. Раз белочка выглянула из дупла. Она увидела зайчика и не узнала его: зайчик был не серый, а белый. А зайчик увидел белочку и тоже не узнал ее. Он знал рыженькую белочку, а эта была серая. Но летом они снова узнали друг друга.

Вопросы. Почему зимой белочка и зайчик не

узнали друг друга? Почему они летом узнали друг друга.

Лекарство.

Заболела мать Тани. Доктор прописал ей горькое лекарство. Девочка видит, что мать пьет его с трудом, и говорит: «Мама, дай я выпью за тебя!»

Вопросы Правильно ли поступила Таня? Почему?

Галка и голуби.

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби е приняли, как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она было вернулась к галкам, но те ее тоже не приняли.

Вопросы. Зачем галка выкрасилась в белый цвет?

Почему галки прогнали ее?

Нерешенный вопрос.

Жили в одном дворе кот, петух, собака и коза. Соберутся, бывало, вечером все на крыльце и начнут разговаривать о своих делах. В одном только не могли они согласиться именно в том, что вкуснее всего.

- Нет ничего вкуснее молочка, - сказал кот Васька.

- Что молочко, - сказал петух. – Вот если бы овес или крупа – это было бы лучше.

- Пустяки, вы братцы, говорите, - уверял пес Шарик. – Если уж что хорошо, так это косточка.

- Хорошо свежего сена пожевать, оно такое душистое, - сказала коза.

Так и не решили вопроса о том, что всего вкуснее?

Вопрос. Почему они не могли решить,что вкуснее?

Задание: Кто кем будет?

Игровой материал: нет.

Ход работы: ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Итак, кем (чем) будет:

яйцо -…, цыпленок -…, желудь -…, семечко -…, мальчик -…, гусеница -…, мука -…, железо -…, кирпичи -…, ткань -…, день -…, ученик -…, большой -…, слабый -…, сито -…

Иногда существуют различные варианты ответов. Например, яйцо может стать крокодилом, змеей и т.д. Необходимо поощрять детей за несколько ответов на вопрос.

Задание: Отгадывание небылиц.

Игровой материал: любая игрушка, надевающаяся на руку, от имени которой и будут рассказаны небылицы.

Ход работы: педагог рассказывает о чем-то, включая в рассказ одну, затем две, три и т. д. небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так бывает.

1 Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера – иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки сини под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» - и рога уже наставила. Я испугалась и убежала. А вы бы испугались?

2 Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу – гриб. На веточке растет. Среди зеленых листочков спрятался. Я подпрыгнула и сорвала его.

3 Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

Задание: Вербальные аналогии.

Игровой материал: бланки со словами (можно использовать картинки)

Лошадь корова

Жеребенок пастбище, рога, молоко, теленок

Яйцо картофель

Скорлупа курица, огород, шелуха, суп

Ложка вилка

Каша масло, нож, тарелка, мясо

Ухо зубы

Слышать видеть, жевать, лечить

Ход работы: взрослый зачитывает пару слов, расположенных слева и состоящих друг с другом в определенных отношениях, а с правой стороны дано третье слово, к которому нужно подобрать слово, имеющее аналогичное отношение к заданному. «подбери подходящее слово, ориентируясь на те отношения, которые есть между словами образца». Нужное слово предлагается выбрать из ряда возможных альтернатив. Можно из слов образца составлять маленькие предложения для облегчения выполнения задания.

Рекомендация для воспитателей

Подготовила

учитель-дефектолог

Листунова О.Г.

Внимание

Задание: Корректор.

Игровой материал: листы с крупным печатным текстом для каждого ребенка.

Ход работы: попросить ребенка находить и вычеркивать в тексте какую-нибудь букву.

Задание: Запрещенное движение.

Игровой материал: нет.

Ход работы: ведущий показывает детям движение, которое нельзя повторять. Затем он показывает разные движения руками, ногами и т.п.

Задание: Сделай так же.

Игровой материал: нет.

Ход работы: а) нужно делать как я; б) слушать команду.

Задание: Посади всех как раньше сидели.

Игровой материал: игрушки на каждого ребенка, косынки, бантики, заколки, очки и т. д.

Ход работы: дети рассаживаются на стульях в круг. Выбирается водящий. Он отворачивается, дети меняются местами. Водящий должен посадить всех как сидели раньше. Можно дать детям игрушки и попросить поменяться игрушками.

Память

Задание: Вспомни все.

Игровой материал: реальные предметы (кактус, будильник, клубок, свеча, ботинок, мяч, лампочка, лужа, цветок) предметные картинки на каждый реальный объект (набор может быть любым).

Ход работы: на столе и под столом лежит много вещей. Все они разные на ощупь: теплые, холодные, гладкие, колючие, мягкие, твердые. Потрогай все предметы, ничего не пропусти. На столе - … Под столом - …

А теперь попробуй вспомнить вещи, которые лежат на столе и под столом. Затем можно заменить предметы на рисунки, повторить упражнение на запоминание.

Воображение

Задание: Бывает – не бывает

Игровой материал: тексты с ситуациями, мячик.

Ход работы: детям надо представить ситуацию, которую вы описываете, и спросить, бывает то, о чем идет речь. Обязательно чередовать реальные и нереальные ситуации. Примерные ситуации: «Волк бродит по лесу. Волк на дереве сидит. Курица питается зерном. Козленок бодается. Воробей каркает. Лягушка ходит по болоту. Мальчик ест траву. Дом стоит и смеется. После зимы наступит лето…»

Задание: Сравнение

Игровой материал: тексты с предложениями.

Ход работы: предложить детям продолжить сравнения: Море синее, как…, Снег пушистый, как…, Гром грохочет, как…, Стол прямоугольный, как…, слон топает, как…, цыпленок пищит, как…, зеркало гладкое, как…

Задание: Придумай сказку

Игровой материал: мячик

Ход работы: перебрасывая друг другу мячик, придумать коллективно сказку про зайчонка.

Задание: Коллективное рисование

Игровой материал: большой лист, простые и цветные карандаши.

Ход работы: детям предлагают вместе нарисовать картинку на одну из тем. Сначала договариваются о чем будет картинка, а затем рисуют.

Наши новости:

Разместить свою публикацию