Целевая прогулка
Тема: « Путешествие в мир деревьев»
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- учить детей узнавать времена года и выделять признаки весны;
- закреплять знание детей о деревьях и кустарниках и учить различать отличительные признаки; - познакомить детей с разными деревьями;
- учить детей сравнивать растения и деревья между собой;
Воспитательные задачи: - воспитывать бережное отношение к природе;
- учить устанавливать причинно- следственные связи между явлениями живой и природы и явлениями неживой природы.
Развивающие задачи:
- развивать внимательность, наблюдательность;
- развивать активизацию словаря;
Оборудование: Письмо от мишки, план карта, заяц, художественное слово, иллюстрации.
Ход занятия:
Выйдя на прогулку с детьми, прочитаю детям стихотворение Жаровой «Здравствуй, весна!»
Вешний цветик в травке новой
Щурит ласковый глазок.
Сел щегленок на кленовый
Зеленеющий сучок.
Любо птичке желтогрудой:
В ясном блеске вышина,
Светит солнце, радость всюду,-
Здравствуй, милая весна! - О чем говорится в стихотворении? -Ребята, а кто из вас знает какое сейчас время года?
- Ребята, давайте посмотрим, как изменилась природа с приходом весны?
-Ребята, а что характерно для погоды в мае? ( какая температура, какие осадки, свечение солнца, сделайте из этого отдельные вопросы? ( Проходим к кусту сирени.)
- Ребята, посмотрите, что у нас там такое? ( Достаю из под куста сирени конверт). ( На каждый вопрос спрашиваю 2-3 ребенка)
- Ребята, кто- то прислал нам письмо. Давайте его прочитаем. ( Читаю письмо).
- Ну что ребята, поможем мишке?
Дети: Да
Ребята, давайте посмотрим, что это перед нами?
(Куст).
- А, как оно называется?
(Сирень).
А, как вы определили, что это куст?
( Не один ствол, а несколько тонких).
- А, что есть у сирени еще кроме стволов?
-А, какого цвета почки у сирени?
( Показ иллюстрации) (салатового?)
Почки у сирени состоят из множества мелких листочков, которые образуют почку.
- Ребята, а что мы можем сказать про почку?
- Ребята, опишите листья: какой формы листья у сирени, цвета, размера по сравнению с ладошкой.
- На, что они похожи?
( Они похожи на сердечки).
- Молодцы, ребята, теперь мы с вами знаем, что рассказать мишке, о кустарниках, и что означает буква С.
- А теперь я вам прочитаю легенду о сирени.
Богиня весны отправилась в апреле будить солнце взяла в спутницы еще Ирис; богиню радуги. И пошли они осыпать землю цветами неземной красоты с наинежнейшим запахом. Облетели все страны, добрались до Скандинавии, где был еще снег и холод. И попросила богиня весны солнце дать ей для этого края тоже цветов. Но Ирис уже отдала все краски, остались сиренево-лиловая и белая краски, и она разметала их по кустам. Так и появилась сирень, которой восторгаются во всех странах.
-Теперь, давайте отправимся с вами дальше, по нашему плану.
- Ребята, посмотрите, как вы думаете, что это? (это дерево)
- А, как вы догадались, что это дерево?
А вы знаете, как называется это дерево?
- Да, ребята, правильно, это дерево называется каштан?
- Что есть у каштана?
- Какого цвета цветки у каштана?
( Белого цвета)
- Да, ребята, молодцы цветки каштана похожи на свечки.
( показываю детям иллюстрации).
- Что бывает из цветков?
( Из цветков появляются плоды.)
Показываю детям плод каштана.
- А, как вы думаете, для чего нужны плоды каштану?
- Какого цвета ранние плоды каштана?
- Опишите листья у каштана какого они цвета, размера по сравнению с ладошкой листья,, - пальцы,,
Молодцы ребята, теперь мы с вами знаем, что обозначает буква К.
А теперь я вам расскажу интересные сведенья о каштане. Легенда о каштане.
Амур – бог любви – свои стрелы посылал, в основном, ночью. Ночь темна, часто он ошибался, и стрела попадала не в то сердце, разбивая его и заставляя страдать от безнадежной любви. Но Амур был добрым богом, сам мучился от своих ошибок, вот и попросил свою матушку Венеру, чтобы она помогла ему. И тогда Венера разбросала по земле красивые блестящие семена. Из них выросли большие деревья, которые весной распрямляли свои листья-пальцы, в которых держали канделябры-подсвечники, освещая майские ночи, помогая Амуру попадать в цель, вызывая ответную любовь.
А теперь, давайте пройдем с вами дальше по плану, который нам прислал нам зайка.
-Ой, ребята посмотрите, что это за дерево?
Это дерево.
- А как вы догадались, что это дерево?
У него один большой ствол.
- А вы знаете, как называется это дерево?
(Береза).
- Да ребята, правильно, это дерево называется береза.
- А, что есть у березы ребят?
Опишите: листья у березы и их форму и какого цвета?
- А что за цветы у березы?
( Сережки). - Почему их так назвали?
-А какого размера у березы цветки? - А как вы думаете цветки у березы имеют запах? - Для кого береза является домом? ( Возьмем и потрогаем сережки и определим пахнут они или нет) - А как вы думаете, зачем березе нужны семена?
Я вам ребят прочитаю интересные факты про березу. Вместе с тем во многих местах БЕРЁЗУ специально сажали рядом с домом для благополучия семьи, по случаю рождения ребенка, для защиты от молнии, для отпугивания зла и т.п. БЕРЁЗА считалась деревом, приносящим удачу, по ее веткам, поставленным в воду, девушки гадали о замужестве. На Русском Севере место, где когда-то росли БЕРЁЗЫ, признавалось несчастливым, на нем не ставили новый дом. В некоторых районах избегали пользоваться березовыми дровами и не жгли бересту, считая, что от этого заводятся клопы. Вместе с тем во многих местах БЕРЁЗУ специально сажали рядом с домом для благополучия семьи, по случаю рождения ребенка, для защиты от молнии, для отпугивания зла и т.п. – Ребята, а как мы можем стать друзьями березы?
Молодцы, теперь мы с вами знаем, что обозначает буква Б.
- Ребята, теперь мы с вами знаем, как помочь мишутке разобраться в его плане, который прислал ему заяц.
( Рассматриваем схему и называем деревья изображенные в плане.)
Подвожу итог путешествия: -Ребята, а вам понравилось наше путешествие? ( ДА) -С какими деревьями и кустарниками вы сегодня познакомились, и что интересного про них узнали?
- Назовите понравившийся вам куст или дерево? И объясните почему оно вам понравилось?