Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96418

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

статья

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, МБДОУ"Родничок", г.Ноябрьск

Цель: Развитие положительных эмоций детей дошкольного возраста.

Задачи: формировать положительные отношения

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Особый период в развитии ребенка – это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять чувства других, не осознают свое настроение и внутреннее состояние. Отсюда и возникают трудности в отношениях со взрослыми и сверстниками. Важную роль в жизни ребенка играют эмоции.

В настоящее время увеличивается число дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии. Отмечается состояние эмоциональной напряженности, занижена самооценка, повышен уровень тревожности. Часто возникающие отрицательные ситуации, неумение справляться с возникшими проблемами, невнимательные окружающие все это приводит к нарушению эмоционального состояния у детей. Если вовремя не обратить внимание на нарушения в эмоциях, которые возникают у детей, то это может стать предпосылкой для психосоматических заболеваний, участившихся за последние годы. Надо заметить, что положительные эмоции приносят пользу для психического и физического развития.

Вот почему необходимо ввести детей в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить определенные эмоциональные состояния, объяснить, что они означают.

Эмоциональное развитие детей до 3 лет достигает такого уровня, что они могут вести себя образцово. Но то, что у детей есть способность к так называемому хорошему поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким. Для этого возраста характерны резкие перепады настроений, т. к. их эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. На настроение детей начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Малыши начинают оценивать поведение окружающих людей, появляется первичная самооценка «Я хороший», как правило, в этом возрасте она максимально завышена.

К 4-5 годам у детей снижена утомляемость, эмоциональный фон настроения становится более стабильным, дети становятся более выносливыми.

К 6-7 годам дети становятся, более сдержанны, сдерживают слезы, агрессию, скрывают свои страхи. Повышается самокритичность, самоконтроль, появляется чувство собственного достоинства, чувствительны к словам и их оттенкам, отношению к окружающим. Также ярко выражена потребность в признании, понимании, одобрении. В общении со сверстниками отношения становятся более гибкими. Авторитетом для подражания для девочек становится - мать, для мальчиков – отец. Идет постоянное сравнение поведения сверстников и родителей, нахождение соответствия и различий между ними. К этому возрасту дети должны:

  • Испытывать чувства привязанности, любви и нежности к своим близким;
  • Быть общительными, взаимодействовать со сверстниками на равных;
  • Обладать адекватной самооценкой, уверенностью;
  • Реализовать свою потребность в понимании со стороны близких и значимых для них лиц.

Все это можно сформировать при разумном эмоциональном воспитании детей. Детям важно помочь научиться распознавать свои чувства и чувства других, познакомить с миром чувств и эмоций, развивать познавательные и творческие способности.

Чтобы дети выросли эмоционально устойчивыми и психически здоровыми нужно:

  • Общаться с детьми, интересоваться их переживаниями, внутренним состоянием;
  • Проявлять любовь объятиями, ласковым взглядом, поглаживанием;
  • Быть доброжелательными и терпимыми;
  • Постоянно вселять веру детей в их силы и возможности;
  • Одобрять даже самые незначительные успехи детей.

Формирование положительных эмоций должно рассматриваться как одно из основных задач воспитания детей. Особенно это важно в дошкольный период – один из самых значимых этапов жизни детей.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ, РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ.

«Представь свое имя в движении» (с 6 лет)

Цель: игра помогает детям запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.

Ход игры: Дети сидят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, подсказывающее их имя. Упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения.

«Мое настроение»

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.

Ход игры: Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.

«Передача чувств»

Цель: научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Ход игры: Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2—3 минуты) :

Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки.

Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

«Сижу, сижу на камушке»

Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку (сверстнику).

Ход игры: Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.

Сижу, сижу на камушке,

Сижу на горючем,

А кто ж меня верно любит,

А кто ж меня сменит,

Меня сменит-переменит,

Еще приголубит?

После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий.

«Эмоции героев»

Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.

Ход игры: Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т. д. В эту игру лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определённой возрастной группы.

«Интересный разговор»

Цель: снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение.

Процедура проведения. У детей в каждой руке по прищепке. Ритмичное открывание и закрывание прищепок обеими руками по ходу проговаривания текста:

Лягушонок: «Квак-квак! »

А утенок: «Кряк-кряк! »

Все сказали, все спросили,

Хорошо поговорили!

Проект «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»

Актуальность:

Для гармоничного развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста, необходимо грамотное планирование воспитательно - образовательного процесса, учет индивидуальной психологической особенности развития ребёнка, организации коррекционно – развивающей работы, для формирования эмоциональной стабильности у детей.

Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: познавательный, творческий.

По содержанию: познавательно – поисковый.

По числу участников проекта: коллективный, дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели групп.

По времени проведения: продолжительный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Цель: формирование у детей эмоциональной стабильности, эмоционального взаимодействия с окружающим миром.

Задачи проекта:

1. Учить детей понимать своё эмоциональное состояние и окружающих людей.

2. Совершенствовать способность управлять своими чувствами, эмоциями и поведением.

3. Развивать способы выражения собственных эмоций.

Задачи для воспитателей:

Повышение коммуникативной компетенции воспитателя.

Задачи для родителей:

Адекватные формы общения с детьми.

Участники проекта: дети старшей группы 5-6 лет.

Ожидаемые результаты:

• развития высших чувств – интеллектуальных, эстетических, моральных.

• Сформированность высших эмоциональных свойств личности, (умение сочувствовать, сопереживать, понимать чувства других) .

• наличие способности соподчинять мотивы, управлять своим поведением.

• стремление к достижению результата своей деятельности, развитие позитивного мировосприятия.

• управляемость эмоциональными процессами.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Психологами доказано, что в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается: её необходимо развивать, создавая для этого определённые условия. Мир таких людей был бы миром бездушных роботов, лишенных всей гаммы человеческих переживаний и неспособных понять ни субъективные последствия всего происходящего во внешнем мире, на значения своих собственных поступков для окружающих».Чтобы этого не произошло, необходимо в работе с детьми дошкольного возраста учитывать особенности данного возраста. Старший дошкольный возраст характеризуется педагогами и психологами как особый период в воспитании и развитии ребёнка, так как он завершает дошкольное детство и является переходной ступенью к школьному обучению. Именно в этот период происходит активное формирование важных для последующего обучения и развития особенностей поведения детей, деятельности, связанной с интеллектуальной, нравственно – волевой и эмоциональной сферами.

Эмоция – это сложный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно мышечный и чувственно –переживательный аспекты. Нейрофизиологические процессы вызывают мимические и соматические проявления: частоту дыхания и сердечных сокращений, потоотделение, мышечный тонус и т. д. Они же посредством обратной связи осознаются человеком, в результате чего у него возникают эмоции.

На нервно – мышечном уровне эмоция появляется в виде мимики, пантомимики, голоса.

На чувственном уровне эмоция представляет собой переживание, имеющее непосредственную значимость для человека.

Стимулами эмоций могут быть:

  • сенсорная информация (боль, холод, голод)
  • познавательная информация (оценочное суждение, предвосхищающая информация о том, что может случится, память ит. д.)
  • нервно – мышечные раздражители (изменения температуры тела, кашель и т. д.)

Эмоции, как уже говорилось, есть непосредственное переживание отношения человека к предметам и явлениям действительности. Это отношение может быть положительным, отрицательным и безразличным. Безразличное, равнодушное отношение, обычно не связано с какими – либо эмоциями. Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, верность чего до этого момента была невелика или во всяком случае не определенна. Интерес – это положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшее обстоятельства. Отрицательное отношение выражается в эмоциях не довольствования, горя, ненависти и:

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьёзного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей. Важным заключением в эмоциональном развитии ребёнка имеют общение с окружающими людьми и игра, в процессе которых формируются основы социальных чувств. Ребёнок дошкольного возраста эмоционально легко возбудим, но эмоции его обычно малоустойчивы. Ребёнок дошкольного возраста находится во власти внешних эмоциональных впечатлений и спонтанно возникающих чувств. Его легко привлечь к любому занятию, но также легко и отвлечь; чувства его быстро возникают и также быстро исчезают. Он живо реагирует на происходящее, но его эмоции не устойчивы. Часто приходится видеть, что не прошло и 2-3 минут после перенесённой малышом неудачи, а он уже улыбается, с увлечением следит за тем, что показывают ему. В дошкольном возрасте начинают заметно развиваться высшие чувства – моральные, эстетические, интеллектуальные. Постоянные наблюдения за детьми позволяют нам предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребёнка препятствует эмоциональная нестабильность. При недостаточных эмоциональных контактах у дошкольников может наблюдаться задержка эмоционального развития. Главные цели развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональное состояние (своё и окружающих людей) ; дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, поза, жесты, слово) ; совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями. Деятельность с детьми:

Игра: «Озорные осьминожьи» Цель: эмоциональное развитие детей в процессе формирования познавательной сферы. Развивать воображение, мышление, формировать культуру общения детей, используя игру.

Игра: «Волшебный мешочек» Цель: учить детей распознавать у себя и других эмоцию гнева, выражать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

Игра: «Котелок настроения» Цель: развитие эмоциональной сферы.

Игра: «Нарисуем гнев» Цель: игра помогает снять состояние агрессии, понять своё эмоциональное состояние, учить выражать эмоции с помощью рисунка, говорить о них, а также создавать модели поведения.

Игра «Живые цветы» Цель: поучить детей доверительному отношению друг к другу; развитие раскрепощённости в выражении эмоций.

Игра «Смешилки» Цель: помочь детям научиться более свободно выражать свои эмоции, научить положительно, воздействовать на настроение других людей.

Игра «Дождик и ромашки» Цель: помочь ребёнку научиться более свободно выражать свои эмоции, научить чуткости, поднимать настроение других людей.

Игра «По кочкам» Цель: снижение агрессивного поведения, гиперактивности, эмоционального напряжения; развитие саморегуляции, группового сплочения.

Игра «Вот так» Цель: формирование представлений о причинах эмоциональных состояний, развитие способности выражать эмоции вербальным и невербальным способами.

Игра «Раз, два, три-настроение замри» Цель: развитие способности определять эмоциональные состояния людей и выражать их с помощью мимики.

Игра «Кто как радуется (огорчается) » Цель: развитие способности изображать различные эмоциональные состояния вербальным и невербальным способами.

Игра «Кто смешнее засмеются» Цель: развитие способности передавать эмоциональное состояние радости.

Игра «Щекотушки» Цель: развитие навыков регулирования эмоций.

Игра «Рисунок по кругу» Цель: развитие групповой сплочённости и навыков совместной деятельности, уметь сотрудничать, развивать связанную речь.

Игра «Эмоции» Цель: развитие эмоциональной сферы ребёнка. Формы работы с родителями:

Анкета для родителей. «Охарактеризуйте эмоциональное состояние своего ребёнка».

Консультация. «Если дети рисуют монстров»

Список литературы

  • В. А. Крутецкой «Психология» Москва «Просвещение» 1986.
  • И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан «Психология» Издат. Центр «Ракселия» 2002.
  • «Общая психология» под редакцией А. В. Петровского М. Просвещение 1986.
  • Г. А. Широкова «Справочник дошкольного психолога» Ростов-на-Дону 2008 г.
  • Е. Г. Вотинова, И. В. Карнеева «Формирование эмоциональной стабильности у детей дошкольного возраста» 2009.
  • Журнал «Обруч» 2006.
  • Журнал «Дошкольное образование» 2003.

www.maam.ru

Развитие эмоций у детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема педагогического опыта «Развитие эмоций у детей дошкольного возраста»

Актуальность

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

Цель. Эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции. Легкая адаптация ребенка в социуме.

Задачи. Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их.

Дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово) .

Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Способствовать выражению своего эмоционального состояния через действие, умению разбираться в эмоциональном состоянии другого человека, контролировать свои эмоции.

Сущность педагогического опыта

Главная идея моего педагогического опыта: формирование эмоционально развитой социально адаптированной личности каждого ребенка.

Для решения поставленных задач использую различные психолого-педагогические средства эмоционального развития дошкольников: развивающая среда, игра, музыка, детское художественное творчество, художественная литература, театрализованная деятельность.

Развивающая среда. Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность. Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром. Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитываю зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Предметно-развивающею среду в группе постоянно пополняю развивающими играми, различными видами театров, дидактическими пособиями, которые изготовила сама: «Времена года», «Геометрическое лото», «Игры с прищепками», атрибутами для конструирования и др., что позволяет ребенку самостоятельно выбирать ту деятельность, которая на данный момент ему более интересна.

Дидактическое пособие «Дикие животные».

Наши новости:

Разместить свою публикацию