Образовательные области в ООД: «Музыкальное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цель: создание условий для формирования у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, заботятся друг о друге.
Программные задачи:
1) формировать представления о составе семьи, о членах семьи, родственных отношениях в семье. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена родных.
2) Развивать фонематический слух, связную речь, познавательный интерес, память, внимание, логическое мышление.
3) Развивать умение играть в дидактические словесные игры. Понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.
4) Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, заботу о членах семьи.
Словарь:
Семья, дружная, быт, генеалогическое древо, родословная.
Материал:
Д.: Мяч, металлофон, картинки семьи, генеалогическое дерево, ширма-телевизор, микрофон.
Р.: Карточки сказки «Три медведя».
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, беседа о семье, чтение литературных произведений: В. Осеева «Сыновья», Р. Гамзатов «Мой дедушка», С. Баруздин «Мамина работа», познакомить с терминами: Генеалогическое древо - это родословная; Родословная - слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках, предках. Род, родственники - имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка. Предки - люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения, старше прадедушек и прабабушек.
Ход ООД:
- Организационный момент.
Педагог, позвенев в колокольчик, собирает около себя детей на ковре и предлагает им взяться за руки. Дети, взявшись за руки, стоят на ковре вместе с воспитателем.
Собрались все дети в круг
Я- твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне повеселиться.
Педагог берет мяч и выходит в центр круга.
Беседа с детьми (Игра с мячом):
- Ребята, а кто вас привел сегодня в детский сад?
Аня, кто тебя привел в детский сад?
Алина, ты с тек пришла сегодня? И т.д. Педагог бросает мяч ребенку, а ребенок с ответом бросаем педагогу.
- Каждый день рядом с нами находятся наши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, братья и сестры. Они ходят с нами гулять, приводят в садик, забирают из садика. Я знаю, что вы их очень любите, цените. Почему? (они добрые, заботятся о вас, любят вас, дорожат вами).
- Мы сегодня с вами поговорим о семье.
II. Основная часть.
- Стихотворение:
- Беседа с детьми: Игра «Моя семья»
У нас дружная семья: папа, мама, брат и я.
Вместе мы идет в кино, нам понравилось оно.
Вместе мы идет гулять, свежем воздухом дышать.
Папа, мама, брат и я -очень дружная семья.
А кто хочет рассказать о своей семье?
Педагог готовит ширму в виде телевизора и предлагает интервью детям о семье, задает наводящие вопросы?
С кем ты живешь?
Для мамы с папой ты кто?
А у тебя есть сестренка или братик?
У твоих мамы и папы есть родители?
Как ты называешь мамину маму?
Как ты называешь папиного папу?
А для бабушки с дедушкой ты кто?
Ты самый старший в семье или младший?
Чем занимаются твои мама и папа?
Чем занимаются твои бабушка и дедушка? И т.д.
3.Пословицы:
-Семья сильна, когда над ней крыша одна!
В хорошей семье, хорошие дети растут.
Родители трудолюбивы, - дети не ленивы!
В недружной семье добра не бывает
4.Знакомство с генеалогическим деревом.
Очень часто люди сравнивают семью с большим и крепким дерево, у которого корни – это дедушки и бабушки, ствол – это папа и мама, а веточки – это дети. Такое дерево называется генеалогическим древом. Оно нужно для того, чтобы все знали о своих предках – помнили их.
Посмотрите, какое оно, генеалогическое древо.
Дети вместе с воспитателем рассматривают родовое дерево.
5.Пальчиковая гимнастика
Семья
Этот пальчик — дедушка.
(можно заменить именами родственников в ласкательной форме)
Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
(растопырить ручки малыша или свои)
Наша семья
Этот пальчик большой —
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Рядом с мамой — брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.
6.Дидактическая игра «Детеныши и их родители»
- «Мамы разные нужны, мамы всякие важны». Каждому нужна его мама: и ребёнку, и котёнку, и птенцу. Давайте с вами поиграем в игру с мячом.
«У ягнёнка — мама овца, папа баран,
У козлёнка — мама коза, папа козел.
У жеребёнка — мама кобыла, папа жеребец.
У цыплёнка — мама курица, папа петух.
У телёнка — мама корова, папа бык.
У тигрёнка — мама тигрица, папа тигр.
У оленёнка — мама олениха, папа олень.
У гусенка — мама гусыня, папа гусь.
У поросенка — мама свинья, папа боров.
У лисенка — мама лисица, папа лис.
У львенка — мама львица, папа лев
У ежонка - мама ежиха, папа еж
У волчонка – мама волчица, папа волк,
У котенка - мама кошка, папа кот,
У зайчонка - мама зайчиха, папа заяц
У медвежонка – мама медведица, папа медведь» и т.д.
7.Игра на развитие фонематического слуха «Угадать кто?»
Педагог на металлофоне знакомит с голосами папы Медведя, мамы Медведицы, сына Медвежонка. Дети за ширмой должны правильно определить, чей голос.
III. Итог.
Воспитатель: Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были мир, уважение, любовь друг к другу. Как хорошо, что у вас всех есть семья. Вы - самые счастливые дети на свете. С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением.
Я вам раздам вот такое дерево, а вы дома со своими родителями его заполните, доделаете и принесете к нам в сад. Мы обязательно поближе познакомимся с вашей семьей.
Вопросы:
- О ком и о чем мы с вами беседовали?
- Что вам больше всего понравилось в нашем занятии? Почему?
Оценка деятельности детей.
Литература.
- Г.Я. Затулина Конспекты комплексных занятий по развитию речи (старшая группа). Учебное пособие -М. Педагогическое общество России, 2007
- Л.Ю. Татаринкова. Я и моя семья. СПб.: Издательский дом «Литера», 2007г.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.