Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96218

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Программа дополнительного образовательного математического кружка «Сосчитай- ка!» для детей 3 – 4 лет

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 273 Краснооктябрьского района Волгограда", г. Волгоград

Цель: Главной целью программы является всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Задачи: 1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов. 2. Увеличение объёма внимания и памяти. 3. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия). 4. Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей. 5. Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. 6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 273 Волгограда»

Принято на заседании

педагогического совета

от 31.09.2017 № 1

Программа

дополнительного образовательного

математического кружка «Сосчитай- ка!»

для детей 3 – 4 лет

Составитель воспитатель:

Колесникова Дарья Сергеевна

Волгоград 2017 - 2018г.

Содержание программы

Пояснительная записка

1. Список обучающихся дошкольников

2. Объём образовательной нагрузки рабочей учебной программы

3. Содержание психолого-педагогической работы

4. Перспективно-тематическое планирование

5. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы

6.Список литературы и материально-технического обеспечения

Программа «Сосчитай – ка!» разработана на основе комплексной программы «Общеобразовательная программа «Школа 2100 (Детский сад 2100), курса «Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой. Нормативно – правовой базой для составления данной программы являются следующие документы:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (утверждено Постановлением правительства РФ от 12 сентября 2008 г. №666).

Сегодня родители значительно отличаются от вчерашних. Большинство из них проявляют активный интерес к развитию ребёнка с самого раннего детства. В наше время, уже рождаясь, человек попадает в мир обилия информации и скоростных технологий. Современные дети зачастую легко ориентируются в компьютерах, но при этом испытывают трудности в обучении.

Первой ступенькой познания является дошкольный период детства. Дошкольное и начальное обучение создают фундамент качественного образования для всех последующих звеньев. Вопросы выбора дошкольного учреждения, а потом и школы актуализированы у современных мам и пап, как никогда. Это заслуга СМИ, обилие литературы и многообразие образовательных программ.

Существует и запрос времени – это воспитание человека завтрашнего дня активным, способным к самоопределению. Сегодня как никогда актуально звучит известная фраза: «Ребёнок – не кувшин, который надо заполнить до краёв, а факел, который нужно зажечь!»

Главной целью программы является всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Основными задачами математического развития дошкольников в программе «Сосчитай- ка» являются:

1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов.

2. Увеличение объёма внимания и памяти.

3. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

4. Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.

5. Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

7. Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Новое знание не даётся детям в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира.

К концу обучения по программе «Сосчитай – ка!» (3-4 года) основным результатом должно стать формирование у детей первоначального интереса к познанию, развитие у них внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При этом у детей формируются следующие основные умения:

- Умение продолжить ряд из предметов или фигур, отличающихся одним признаком. Умение самостоятельно составлять подобные ряды.

- Умение считать в пределах 8 в прямом и обратном порядке.

-Умение соотносить запись чисел 1-8 с количеством и порядком предметов.

- Умение правильно устанавливать пространственные отношения: на – над – под, вверху – внизу, снаружи – внутри, за – перед.

- Умение непосредственно сравнивать 2 предмета по длине, ширине, высоте.

- Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.

-Умение различать правую и левую руку.

- Умение узнавать и называть квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр, призму, пирамиду находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

Организационные условия реализации программы: Продолжительность занятий в младшей группе не более 10 - 15 минут. Занятия проходят во второй половине дня.

В каждое занятие включены физкультминутки, загадки, стихотворения, тематически связанные с учебными заданиями.

Формы организации занятий в соответствии с возрастными особенностями.

  • Фронтальная работа с демонстрационным материалом.
  • Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом.
  • Постановка и разрешение проблемных ситуаций.
  • Список обучающихся дошкольников.
  • Авдеев Кирилл Андреевич, 08.04.2014г.р.
  • Аникеев Матвей Олегович, 04.02.2014г.р.
  • Баязитова Амира Олеговна, 01.08.2014 г.р.
  • Белоусова Мария Александровна, 29.05.2014г.р.
  • Данилова Валерия Владимировна, 15.03.2014 г.р.
  • Дудка Дарья Вадимовна, 27.06.2014г.р.
  • Кузнецова Мария Дмитриевна, 09.07.2014 г.р.
  • Колесников Артемий Андреевич, 10.10.2014г.р.
  • Малафеевский Богдан Алексеевич, 20.07.2014 г.р.
  • Мальцева Варвара Ярославовна, 26.12.2013г.р.
  • Мироничева Милана Александровна, 30.11.2014г.р.
  • Лапкина Виктория Евгеньевна, 06.05.2014 г.р.
  • Сеничева Виктория Николаевна, 10.05.2014 г.р.
  • Соловьев Владимир Сергеевич, 01.12.2014 г.р.
  • Сысоева Вера Евгеньевна, 24.01.2014 г.р.

2. Объём образовательной нагрузки рабочей учебной программы

Вид деятельности

Количество в неделю

Количество в месяц

Количество в год

Формирование элементарных математических понятий

2

8

48

3. Содержание психолого-педагогической работы.

Сравнение предметов и совокупностей (групп предметов)

Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер, Выделение признаков различия и сходства. Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру. Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.

Сравнение групп предметов, содержащих до 5 предметов, по количеству на основе составления пар (равно - не равно, больше-меньше предметов). Формирование представлений о сохранении количества.

Числа 1 - 5

Знакомство с понятиями «один» и «много», их иллюстрация с помощью предметов окружающей обстановки.

Образование чисел в пределах 5 на предметной основе.

Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел.

Знакомство с наглядным изображением чисел 1 - 5. формирование умения соотносить цифру с количеством.

Величины

Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине. Отношения: длиннее – короче, шире - уже, выше -ниже.

Пространственно-временные представления

Формирование пространственных представлений: на- над- под, слева - справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за - перед и др.

Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.

4.Перспективно-тематическое планирование

Тема

задачи

Методическая литература

1.Знакомство с понятиями «один» и «много».

Сравнение совокупностей предметов по количеству. Столько же.

Формировать представления о понятиях «один» и «много». Работать над умением согласовывать числительное «один» с сущ. в роде и падеже. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выявлять закономерность в изменении цвета.

Формировать представления о равночисленности групп предметов на основе составления пар (наложением, проведением линий и т.д.) Закреплять представления о понятиях «один» и «много».

Практический курс

математики для дошкольников «Игралочка»//Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.16 - 17

2. Столько же, больше, меньше.

Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар (столько же, больше, меньше). Формировать представления о сохранении количества.

Закреплять понятия «один» - «много», умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар. Формировать представления о сохранении количества. Развитие логического мышления.

Закреплять представления о сохранении количества о сравнении групп предметов на основе составления пар, о понятии «один» - «много». Учить видеть составные части группы предметов, каждая из которых отличается определённым цветом.

Практический курс

математики для

дошкольников

«Игралочка»//

Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова,

стр.19 -22

3.Свойства предметов. Счёт до двух.

Счёт до двух. Цифры 1 и 2.

Формировать умение считать до двух на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 1 и 2 элемента. Установить два способа уравнивания групп предметов по количеству. Учить выполнять общее свойство групп предметов.

Познакомить с цифрами 1 и 2 как символами, обозначающими соответственно один и два предмета. Формировать умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Формировать пространственные представления: ближе, дальше.

Практический курс

математики для

дошкольников «Игралочка»//

Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова,

стр.23 - 24

4. Длиннее, короче.

Формировать пространственные представления: длиннее, короче. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Начать работу по формированию пространственных представлений: справа, слева.

Практический курс

математики

для дошкольников

«Игралочка»// Л.Г.Петерсон,

Е.Е.Кочемасова, стр. 28

5.Круг, шар

Формировать на предметной основе представление о круге, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её. Формировать на предметной основе представления о шаре, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Работать над формированием пространственных отношений: справа, слева.

Практический курс

математики для

дошкольников

«Игралочка»//

Л.Г.Петерсон,

Е.Е.Кочемасова, стр. 29. -31

6. Шире, уже.

Формировать пространственные отношения: шире, уже. Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством. Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов, выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её.

Практический

курс математики

для дошкольников

«Игралочка»//

Л.Г.Петерсон,

Е.Е.Кочемасова, стр.32.

7.Счёт до трёх. Число три.

Цифра 3.

Познакомить с образованием числа 3 на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 2 и 3 элемента; считать до трёх. Закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами. Формировать умение выявлять признаки сходства и отличия фигур, находить лишнюю фигуру.

Познакомить с цифрой 3 как с символом, обозначающим три предмета. Формировать умение соотносить цифры 1 – 3 с количеством. Расширять представления о геометрических фигурах. Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать ее.

Практический

курс математики

для дошкольников

«Игралочка»//

Л.Г.Петерсон,

Е.Е.Кочемасова, стр.35 -37

8.На, над, под.

Формировать пространственные отношения: на, над, под. Закреплять счёт до 3, умение соотносить цифры 1-3 с количеством, сравнивать по количеству на основе составления пар, уравнивать группы предметов по количеству двумя способами. Формировать умение отсчитывать нужное количество предметов из группы. Закреплять умение сравнивать предметы по длине.

Практический

курс математики

для дошкольников

«Игралочка»//

Л.Г.Петерсон,

Е.Е.Кочемасова, стр. 39.

9. Выше, ниже.

Формировать пространственные представления: выше, ниже. Закреплять счёт в пределах 3, умение соотносить цифры 1-3 с количеством. Развивать умение группировать предметы по общему признаку.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 41.

10.Раньше, позже.

Формировать временные представления: раньше, позже. Закреплять умение пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Развивать умение выявлять признаки сходства и различия предметов или фигур.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.43.

11.Счёт до четырёх. Число 4 и цифра 4.

Познакомить с образованием числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 3 и 4 элемента; считать до 4. Познакомить с цифрой 4 как символом, обозначающим четыре предмета, учить соотносить цифры 1 – 4 с количеством. формировать умение выделять предметы из группы по характеристическим свойствам.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, стр. 44.

12.Квадрат.

Познакомить на предметной основе с квадратом, закреплять известные детям сведения о геометрических фигурах. Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1 - 4 с количеством. Формировать умение находить признаки сходства и различия и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из группы предметы, отличающиеся по какому-либо признаку.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г. Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.47

13.Куб.

Формировать на предметной основе представление о кубе, умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки. Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине. Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1- 4 с количеством. Закреплять временные представления: раньше, позже.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.49.

14.Вверху, внизу.

Формировать пространственные представления: вверху, внизу. Закреплять на предметной основе представления о геометрических фигурах, счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1 – 4 с количеством, сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами. Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов и объединять по этим признакам предметы в группы.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.51.

15. Слева, справа, посередине. Внутри, снаружи

Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине. Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1 – 4 с количеством, пространственные и временные отношения. Закреплять умение находить признаки сходства и различия, выражать их в речи. Формировать пространственные представления: внутри, снаружи. Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1 – 5 с количеством. Формировать умение упорядочивать фигуры по размеру.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.52.

16.Счёт до пяти. Число 5. Цифра 5.

Познакомить с образованием числа 5 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 4 и 5 элементов; считать до 5. Познакомить с цифрой 5 как символом, обозначающим пять предметов. Закреплять умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр. 54.

17. Впереди, сзади, между.

Формировать пространственные представления: впереди, сзади, между. Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1 – 5 с количеством, представления о геометрических фигурах и пространственно-временных отношениях. Формировать умение выделять свойства фигур (цвет, размер, форма) и сравнивать фигуры по этим свойствам.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.58.

18. Числовой ряд.

Порядковый счёт.

Формировать на основе предметных действий представления о порядке и о числовом ряде. Формировать умение ориентироваться в пространстве «от себя», выявлять и продолжать заданную закономерность. Закреплять умение соотносить цифры 1 – 5 с количеством.

Формировать представления о порядковом счёте. Закреплять представления о сохранении количества, умение соотносить цифры 1-5 с количеством. Формировать умение сравнивать фигуры, выявлять признаки сходства и различия, выражать их в речи.

Практический курс математики для дошкольников «Игралочка»// Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, стр.67

5. Мониторинг (диагностика) достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Проверка знаний детей:

1.Умение считать в пределах 5 в прямом порядке.

2.Умение узнавать цифры в пределах 5.

3.Умение сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте.

4.Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб, цилиндр, призму, прямоугольник.

5.Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.

6.Умение различать правую и левую руку.

7.Умение находить много предметов и один предмет (по картинкам).

8.Умение сравнивать группы предметов, содержащие по 5 предметов, выражать словами каких предметов больше, меньше, поровну.

Оценка знаний:

1 балл – ребёнок не ответил;

2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя;

3 балла – ребёнок ответил правильно.

Подсчёт результатов:

8-11 баллов – низкий уровень;

12-18 баллов – средний уровень;

19-24 балла – высокий уровень.


Список литературы и материально-технического обеспечения

  • Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество / Д.Альтхауз, Э.Дум – М.: Баллас, 2004. – 125 с.
  • Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина – М.: Детство-Пресс, 2008. – 164 с.
  • Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова – М. Детство-Пресс, 2005. – 175 с.
  • Михайлова, З.А. Математика от 3 до 6 / З.А. Михайлова– СПб.: Питер, 2006. – 194 с.
  • Петерсон, Л.Г. Практический курс математики для дошкольников «Игралочка» / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова – М.: Баласс, 2004. – 176 с.
  • Петерсон, Л.Г. Рабочая тетрадь «Игралочка» для детей 3-4 лет / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова – М.: Баласс, 2004. – 54 с.
  • Сербина, Е.В. Математика для малышей / Е.В. Сербина – М.: Детство-Пресс, 2002. – 178 с.
  • Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева – М.: Владос, 2009. – 152 с.

Наши новости:

Разместить свою публикацию