Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96424

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Развитие любознательности дошкольников в проектной деятельности в системе ФГОС

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 273 Краснооктябрьского района Волгограда", г. Волгоград

Цель: изучение развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.

Задачи: 1. Охарактеризовать любознательность дошкольника как проявление познавательной активности ребенка. 2. Проанализировать особенности организации проектной деятельности дошкольников. 3. Составить программу работы по развитию любознательности дошкольников в условиях проектной деятельности.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 273 Краснооктябрьского района Волгограда»

Публикация

Развитие любознательности дошкольников в проектной деятельности в системе ФГОС

Составила:

Воспитатель: Семенова Ольга Валерьевна

Волгоград, 2017г


Введение

Актуальность данной работы определяется тем, что работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Значение интереса для развития и повышения качества мыслительной деятельности и для общего развития ребенка с наибольшей глубиной показал Л. С. Выготский. Он вскрыл движущие мотивы - потребности, интересы, побуждения ребенка, которые активизируют мысль и направляют ее в ту или иную сторону. Л. С. Выготский говорил, что развитие ребенка, развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, опережая своих сверстников, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям. Он интересуется всем, что его окружает, активно включается в доступную ему деятельность, используя и раздвигая свои возможности. Он создает полноценную основу для своего дальнейшего развития. Такое широкое, богатое, активное и разностороннее знакомство с окружающей жизнью и деятельностью возможно лишь на основе широких и разносторонних интересов.

На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Если мы не научим ребенка мыслить в детском саду, то учить его этому в школе будет неэффективно, потому что ушел безвозвратно наиболее благоприятный период для развития мышления ребенка. (Л.Свирская)

Целью данной работы является изучение развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

1. Охарактеризовать любознательность дошкольника как проявление познавательной активности ребенка.

2. Проанализировать особенности организации проектной деятельности дошкольников.

3. Составить программу работы по развитию любознательности дошкольников в условиях проектной деятельности.

Особенности организации проектной деятельности дошкольников.

На сегодняшний день, одно из перспективных направлений работы в системе ФГОС дошкольного образования – это организация проектной деятельности.

Проект (от лат. projectus – брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) – это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата, цели; создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска [Советский энциклопедический словарь, 1981 г.] .

При организации проектов воспитатели на развивающих занятиях реализуют вместе с дошкольниками разнообразные методы.

Первая группа методов – творческие методы проектирования.

Ø метод аналогии – метод решения поставленной задачи, при котором используются уже существующие решения в других областях; первоначальная идея, заимствованная по аналогии, постепенно доводится до решения, адекватного замыслу;

Ø метод ассоциаций - метод формирования идеи, который базируется на творческом воображении, обращающимся к разным идеям окружающей действительности, черпающим оттуда продуктивные ассоциации;

Ø метод неологии - метод использования чужих идей; в процессе заимствования необходимо ответить на вопросы: что нужно изменить в прототипе? что можно изменить в прототипе? Каким образом это лучше сделать;

Ø метод эвристического комбинирования – метод перестановки, предполагающий изменение элементов и их замену;

Ø метод антропотехники – метод, предполагающий привязку свойств проектируемого объекта к удобству человека, к его физическим возможностям;

Вторая группа методов – методы, дающие новые парадоксальные решения:

Ø метод инверсии – метод проектирования «от противного»;

Ø метод «мозговой атаки» - коллективное генерирование идей в очень сжатые сроки;

Ø метод «мозговой осады» - метод проведения быстрого опроса участников с запретом критических замечаний, в отличие от метода мозговой атаки, каждая идея доводится до логического завершения, поэтому процесс получается длительным по времени, отсюда и название осада;

Ø метод карикатуры – метод доведения образного решения продукта дизайна до гротескного, абсурдного; приводит к нахождению нового неожиданного решения.

Мягченкова рекомендует следующую структуру проекта, состоящую из нескольких фаз:

- начальная фаза – 1 этап разработки проекта (подготовительный) – разработка концепции, ответ на следующие вопросы: почему выбран именно этот проект? Какова текущая ситуация? Какие проблемы решает данный проект? В чем заключается результат данного проекта?

- Фаза разработки, или составления плана проекта – 2 и 3 этапы разработки проекта (практический и обобщающий) – ключевая фаза проектной деятельности. На стадии планирования важно осознать, что проект будет успешно реализован при условии включения социального компонента. При этом необходимо найти ответы на следующие вопросы: как будет достигаться результат проекта? Какие партнеры будут участвовать в реализации проекта? Какие средства необходимы для этого? Кто заинтересован в реализации проекта? Каким образом они будут вовлечены в проект? Каково разделение обязанностей? Когда и как будет осуществляться деятельность?

- Фаза реализации – 4 этап разработки проекта – выполнение основных мероприятий, необходимых для поставленной цели.

Основные виды деятельности – организация выполнения работ; разработка необходимых документов; непосредственное выполнение работ, предусмотренных проектом; оперативное планирование; контроль и корректировка планов; включение системы мотивации и стимулирования участников проекта.

- Фаза завершения – 5 этап разработки проекта (заключительный). Основные его составляющие – подведение итогов; оценка результатов; подготовка итогового документа.

Мягченкова выделяет следующие признаки проекта:проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта принимают участие дети, родители, а также все сотрудники детского сада.

Задачи развития:

1.обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2.развитие познавательных способностей;

3.развитие творческого воображения;

4.развитие творческого мышления;

5.развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Этапы проекта

Этапы
проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко).

1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

1.исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2.ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3.информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4.творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Типы проектов:

Для дошкольного образования актуальны следующие типы проектов:

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир; ребенка, общество и культуру.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный. В последние годы активно завоевывают пространство детских садов исследовательские проекты. Если описывать исследовательскую проектную деятельность через этапы ее реализации, то в большинстве своем они связаны с оформлением исследовательского проекта.

Основные этапы метода проектов:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов. В настоящее время проекты классифицируются:

-по составу участников;

- по целевой установке;

- по тематике;

- по срокам реализации.

Работа над исследовательскими проектами интересна тем, что диапазон знаний детей оказывается чрезвычайно широким, и он постоянно возрастает, так как малыши начинают добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства. В процессе выполнения проекта формируются способность генерирования идей, эмпатии, умение ассимилировать информацию, способность к свертыванию мысленных операций, предвидения, умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма), ощущение стройности организации идей и др.

Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. На выполнение проекта работает принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе.

В процессе проекта усилия воспитателей и детей направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном, видения новой функции объекта, альтернативности мышления, видения структуры объекта, способности к комбинации известных способов деятельности с целью получения нового способа.

При отборе содержания проекта воспитатель опирается на имеющиеся у детей потребности и интересы, особое внимание уделяется созданию условий для превращения детей в субъектов своей деятельности. Педагог продумывает мотивацию, заранее моделирует проблемные ситуации, дети участвуют в выдвижении ближайших и перспективных целей своей деятельности, предлагая различные варианты решения проблем, действуют преимущественно не по инструкции, данной воспитателем, а на основе самостоятельно принятого решения.

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт. Метод проектов хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со средними дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Предпосылкой развития теории и практики организации проектной деятельности явились исследования Поддьякова Н.Н. в области детского экспериментирования. В рамках данных исследований было уточнено значение детской проектной деятельности как самостоятельной и коллективной творчески завешенной работы, имеющей социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Развитие у детей проектных умений: Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией (человек, коллектив, деятельность).

Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Реализация технологии проектирования в практике ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования.

Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработка проектов, его реализация, анализ результатов. Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателей, что позволяет:

- ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ДОУ;

- усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

- уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;

- объединять усилия всех субъектов педпроцесса, в том числе родителей.

По продолжительности проекты в детском саду могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев), но чаще педагоги используют длительные.

Педагоги ДОУ в основном используют метод проектов с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Проект – это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Организация и ведения проектной деятельности интересно описана в методике «Модель трех вопросов» у автора Свирской Л. Она предлагает вести проектную деятельность с постановки и решения основных вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?

Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии доступные для понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.

Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.

Первый этап: В своей педагогической деятельности по вовлечению детей старшего дошкольного возраста в проектирование мы используем технологию Лидии Васильевны Свирской «Утро радостных встреч», методику «Трех вопросов». По нашему мнению, ценность авторской методики заключается в организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и планировании действий. Рекомендации автора просты и доступны для использования.

Реализация нашего проекта началась с выбора темы, которую определили сами дети неожиданно по своей инициативе. Тема проекта «выросла» из окружающей обстановки в группе, которая оказалась наиболее значимой для детей. В группе один из детей засмотрелся в окно, в котором он долго наблюдал, как идет стройка дома. Увиденное вызвало у ребенка желание задать ряд вопросов. Воспитатель вместе с детьми стала обсуждать стройку дома. Вопросы беседы были следующие: кто строит, какой дом будет, для чего нужны дома, чем похож новый дом на другие и чем отличается. Затем экспериментатор плавно перевела разговор детей на рассматривание групповой комнаты, продолжая активизировать познавательную активность детей. Вопросы: Где мы с вами сейчас находимся? (в комнате, группе). А комната, группа где? (в доме, здании, детском садике). А детский сад где? (на улице, в деревне). А деревня где (на Земле, в нашей стране). Что еще есть на Земле, рядом с нашей деревней, в нашей стране? Так неожиданно создалась мотивация подхватывания и проговаривания пока ещё не оформленных детских идей. Данная ситуация позволила нам максимально развернуть пространство возможностей её преобразования.

Вопрос экспериментатора: «А может быть мы попробуем узнать побольше о домах, их видах, о их строении», помог детям сформулировать тему проекта, которая оказалась более актуальной, доминирующей, а также вызвать желание узнать побольше о доме – как месте жительства людей.

Установление контакта с испытуемыми осуществлялось на основе модели «Трех вопросов». Итак, в данной ситуации приняло участие 20 детей старшей группы МОУ д/с № 273, ответы детей были следующими:

Имя ребенка

Категория ответов

«Что мы знаем»

Категория ответов

«Что хотим узнать»

Категория ответов

«Что сделать, чтоб узнать лучше»

1.

Женя Т.

Люди всегда живут в каких - нибудь домах.

Когда люди стали строить дома?

Посмотреть в интернете

2.

Соня О.

Не только люди живут в домах, еще и у животных есть свои дома.

Из чего строят дома?

Прочесть в книге

3.

Таня В.

В домах живем мы.

Как строят дома?

Погулять по городу и посмотреть

4.

Кира С.

Дома бывают разные

Как строят дома?

Пойти на стройку и посмотреть

5.

Люда П.

Дома помогает нам спрятаться

Какие бывают дома у животных?

Посмотреть передачу «В мире животных»

6.

Даша Ч.

Все дома из чего-нибудь строят

Почему иногда рушатся дома?

Это можно увидеть на панораме.

7.

Вася В.

Дом нужен для хранения моих игрушек

Какой я хочу дом?

Спросить у папы он все знает?

8.

Оля В.

Дома строят строители

Зачем в домах делают магазины?

В интернете все есть

9.

Ира С.

Мне хорошо дома!

Почему дома хорошо, лучше, чем в садике?

Прочитать в книге.

10.

Артем С.

Важно чтобы у каждого был свой дом!

Почему у меня нет своей комнаты?

Спросить у начальника папы, почему мало денег платит, нам нужна квартира больше!

11.

Варя С.

Если много домов, то это называется город, а если мало, то деревня

Сколько может быть домов в деревне?

Все видно на картах.

12.

Маша Ф.

Мой дом у бабушки!

Почему дом бабушки как то по - другому пахнет?

Надо посмотреть чертежи и подумать, как построить дом.

13.

Костя Ч.

У меня дома живет кот!

Какие бывают домики у кошечек?

Зачем думать у нас есть маленький дом кошечки!

14.

Сережа С.

Я не люблю быть дома там надо спать и кушать!

Какие дома были раньше?

Это есть в энциклопедиях.

15.

Саша М.

Дом, где стоит мой любимый компьютер!

Как можно построить дом из веток?

Можно посмотреть из мультика «Ну погоди!»

16.

Олег Р.

Важно чтобы у всех была спальня!

Какие бывают комнаты в доме?

Не знаю

17.

Артур П.

Дом есть в квартире, дом есть на даче, дом у моей тети!

Как построить свой район?

Надо много денег

18.

Дина М.

Дома можно долго играть!

Кто у зверей строит дом?

Можно спросить у деда.

19.

Тоня Ч.

Дом может быть на реке!

Почему люди берегут свои дома?

Чтобы в нем долго прожить надо делать ремонт.

20.

Дима Г.

Домов очень много в городе!

Как построить дом из спичек?

Надо найти где – нибудь в книге.

После проведенной целеполагающей беседы, мы выдели критерии и показатели активности дошкольников, по результатам чего вывели уровни развития любознательности дошкольников.

- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);

- мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);

- эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);

- действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня развития любознательности у дошкольника: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень - не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень - большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Высокий уровень - проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Наиболее важным в познавательном развитии ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы. В связи с этим возникает необходимость в применении эффективных методов в развитии познавательной активности дошкольников. Исходя из этого развитие любознательности детей с низким и средним уровнем познавательной активности, считаем наиболее продуктивным, при использовании метода проектной деятельности.

Итак, развитие любознательности мы осуществили посредством проекта: «Дома!»

1 этап: «Как рождается мотивация»

Реализация нашего проекта началась с выбора темы, которую определили сами дети неожиданно по своей инициативе. Тема проекта «выросла» из окружающей обстановки в группе, которая оказалась наиболее значимой для детей. В группе один из детей засмотрелся в окно, в котором он долго наблюдал, как идет стройка дома. Увиденное вызвало у ребенка желание задать ряд вопросов: Как строят дом? Зачем так много этажей? После проведенной беседы воспитатель вместе с детьми стала обсуждать стройку дома. Вопросы беседы были следующие: На какой улице новый дом?

Сколько этажей в новом доме? Будет ли у Оли своя комната? Где будет жить Олина собака? Из чего построен дом? Кто его построил?

«Цель, задачи»: Вопрос воспитателя «А может быть мы попробуем узнать побольше о домах», помог детям сформулировать тему проекта, которая оказалась более актуальной, доминирующей, а также вызвать желание узнать больше о видах домов. Используя модель «Трех вопросов» Свирской Л. мы определи следующее:

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

- Люди всегда живут в каких-нибудь домах

- Не только люди живут в домах, еще и у животных есть свои дома

- Дома бывают разные

- Все дома из чего-нибудь строят

- Дома строят строители

- Если много домов, то это называется город, а если мало, то деревня

-Когда люди стали строить дома?

- Из чего строят дома?

- Как строят дома?

- Почему люди берегут свои дома?

- Какие бывают дома?

- Кто у зверей строит дома?

- чему нужно научиться, чтобы самому построить

дом;

- из чего мы можем построить дома в группе

-Пригласить в гости папу (ребенок) – он строитель;

- Сходить на экскурсию к строящемуся дому;

- Отправиться в путешествие по улицам нашего города;

- Попросить у родителей помощи в сборе книг, журналов, каталогов, рассказывающих о домах для того, чтобы узнать

(в таблице представлены более существенные ответы по всей группе)

2 Этап: Поиск ответов на вопросы – Как нам найти ответы на вопросы?

Заполненная модель была вывешена в приёмную, чтобы родители её увидели, заинтересовались, включились в совместную работу по проекту.

Хорошим подспорьем оказалась совместная работа с детьми по составлению объявления для родителей. На большом листе бумаги дети обратились к своим родителям: Дорогие папы и мамы! Нам хочется по - больше узнать о домах нашего города. Особенно нам интересно узнать: Когда люди стали строить дома? Из чего строят дома? Как строят дома? - Почему люди берегут свои дома? Какие бывают дома? Кто у зверей строит дома? Чему нужно научиться, чтобы самому построить дом? Обращаемся к вам за помощью: сводите нас в библиотеку, помогите подобрать книги про этих удивительных домов, изготовить макеты, покажите видео фильмы и др. Ваши любознательные детки».

Родители охотно откликнулись на просьбы детей, и работа по проекту усложнилась, значительно наполнилась новыми сведениями, данными. Заметим, что ребёнок должен являться организатором поиска необходимой информации, а родители выполняют вспомогательную функцию. На этом этапе развиваются и совершенствуются детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется новым содержанием и общими интересами. В условиях семьи осуществляется познавательно-речевое совместное: чтение, рассматривание картин, сюжетов, рисование. Мама Лизы Б. организовала экскурсию в библиотеку, там для нас были подготовлены книги и журналы. Детьми был просмотрен видеофильм «Дом древнего человека», который вызвал положительные эмоции и обсуждение.

Кроме этого мы провели анкетирование родителей на предмет стремления дошкольников к детской познавательной деятельности. (см приложение 2). По итогом анкетирования проанализировав ответы родителей, разработали памятку для родителей, которая успешно поможет активизировать стремление дошкольников познавать неизведанное. (см. приложение 2)

Таким образом, определив основные задачи предстоящего проекта, мы перешли к планированию этапов решения поставленных вместе с детьми задач. Воспитатель вместе с детьми разработала план, по которому предстоит изучить необходимый материал.

3 этап: «Паутинка» - разработка плана занятий по теме «Дома»

Для всего проекта нами был выбран главный герой - Незнайка, который активно искал ответы на вопросы.

План занятий по проекту «Дома»

ЦЕНТР ИСКУССТВА Нарисовать дома; наклеить домики, украсить их; сделать коллаж «Город»; рассмотреть альбом «Архитектура»; нарисовать тех, с кем встречался Незнайка в Солнечном, Цветочном городе; сделать коллективную работу «Волшебный город»; заселить большой дом

ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ Сосчитать машины, дома; написать номера на домах и машинах; найти самые высокие дома в альбоме «Архитектура»; сосчитать и нарисовать, сколько окошек в твоем доме; измерить условной меркой длину своей комнаты.

ЦЕНТР НАУКИ Рассмотреть альбом «Архитектура», подготовить иллюстрации из старых журналов - для коллажей; найти в энциклопедии самые необычные дома, подобрать материалы, из которых их можно построить; узнать, какие бывают крыши, чем украшают дома.

ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬСТВА Сделать макет города - дома, мосты, дороги, театр, магазин.

Тема ДОМ, ГОРОД

ЦЕНТР ПЕСКА И ВОДЫ Строить дома, замки, дороги, мосты, города, украшать их, играть в них.

ЦЕНТР ИГРЫ Сюжетные игры «Магазин строительных материалов», «Книжный магазин»

ЦЕНТР КНИГИ Составить рассказ «Что я видел в городе»; придумать названия новому городу и улицам для коллажа «Город»; прочитать книгу «Приключения Незнайки» Н.Носова; написать слова по теме, вывески для магазинов и зданий.

ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ Подготовить праздник «Незнайка в Цветочном городе»; придумать игры с цветами, например, «Раз, два, три - к колокольчику беги», «Кто скорее соберет ромашку»?

Материал к темам в центрах был следующий: Наборы «Город», «Домики», «Машины», «Фантазия», коробки, игрушки и материалы для обыгрывания.

Раздел искусство включал в себя следующие занятия: Рисовать дома; дорисовывать городской пейзаж. Наклеить домики, украсить их.
Коллаж «Город». Нарисовать тех, с кем встречался Незнайка в Солнечном, Цветочном городе.

Очень занимательно проходила коллективная работа: «Волшебный город». Детям предлагалось «Заселить» большой дом - каждому ребенку выбрать для себя одно окошко и нарисовать в нем себя.
Эта работа, одновременно, являлась материалом для диагностической оценки положения ребенка в группе (кто с кем рядом нарисовал себя, кто занял «верхний этаж», как ребенок нарисовал себя в окне), осмысления отношений старших к младшим (уступили младшим право выбора или заняли первыми лучшие места). В дальнейшем педагог обыгрывала ситуацию, при которой дети из коробок из-под печенья, обуви и т.д., выбирали величину их будущего «дома». Одновременно педагог опрашивала детей: Ты выбрал коробк

Наши новости:

Разместить свою публикацию