Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96435

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Мониторинг по определению уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Дата публикации:

Автор:
педагог-психолог, ГБОУ Школа 852, г. Москва

Цель: Определить уровень готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста для выстраивания индивидуального коррекционно-развивающего маршрута.

Задачи: - исследовать особенности сформированности познавательных УУД; - выявить структуру мотивов учения ребенка; - определить умение слушать внимательно инструкцию и удерживать ее в процессе деятельности; - определить уровень сформированности коммуникативных компетенций.

Мониторинг по определению уровня сформированности предпосылок

к учебной деятельности

у детей старшего дошкольного возраста

педагог-психолог Сахнова Н.Ю.

ГБОУ Школа 852, г. Москва

Цель: определить уровень готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста для выстраивания индивидуального коррекционно-развивающего маршрута.

Задачи: - исследовать особенности сформированности познавательных УУД;

- выявить структуру мотивов учения ребенка;

- определить умение слушать внимательно инструкцию и удерживать ее в процессе деятельности;

- определить уровень сформированности коммуникативных компетенций.

Мониторинг проводится во время организованной, индивидуальной и совместной образовательной деятельности.

Оцениваемые области сформированности

универсальных учебных действий

Личностные – ценностно-смысловая ориентация (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

  • действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Школьник должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные – организация своей деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • волевая саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий;
  • оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные – включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

К общепознавательным универсальным действиям дошкольников можно отнести:

  • поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска в решении задач;
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • построение речевых высказываний в устной форме;
  • ориентировка в знаково-символическом задании;
  • умение ориентироваться в макро пространстве и микро плоскости;
  • владение пространственно-графическими навыками.

Коммуникативные – социальная компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных действий:

  • планирование познавательного и игрового сотрудничества со взрослым и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Используемые методики

  • «10 слов» (А.Р.Лурия).
  • «Определение мотивов учения» (М.Р.Гинзбург).
  • «Схематизация» (Р.И.Бардина).
  • Тест Тулуз-Пьерона.
  • «Бусы» ( Л.А.Венгер).
  • «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин)
  • «Самое непохожее» (Л.А.Венгер).
  • Наблюдение за сформированностью коммуникативных действий.

Методика «10 слов»

(автор А.Р.Лурия)

Цель: Исследование сформированности познавательных УУД. Изучить состояние памяти, выявление органических поражений мозга, а также других отклонений в психическом статусе (истощаемость, утомляемость, устойчивость внимания).

Оборудование: ручка, бланк с набором слов. Примерный набор слов: туча, черепаха, ведро, стул, утро, самолет, мяч, слон, вода, книга.

Процедура исследования: ребенку называется десять слов. Слова предъявляются в медленном темпе (приблизительно 1 слово в секунду). Весь набор слов предъявляется однократно и отчетливо. После прослушивания ребенок сразу называет слова. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется правильное слово. Задание дается в несколько этапов. Повтор через час свидетельствует об объеме долговременной памяти.

Инструкция: «Сейчас я прочту десять слов. Слушай внимательно, а затем повтори, сколько запомнишь».

Второе объяснение: «Сейчас я снова прочту те же слова, и ты опять должен повторить их: и те, которые еще запомнишь».

Обработка результатов. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами. По этому протоколу может быть составляться «кривая запоминания». По вертикали откладывается число воспроизведенных слов, по горизонтали - номера предъявлений 10 слов.

По форме кривой можно сделать некоторые выводы относительно особенностей запоминания. В норме кривая запоминания идет вверх. Дети-дошкольники могут так и не повторить всех десяти слов. Восемь-девять слов - также норма. При органических поражениях мозга кривая носит иной характер: после незначительного подъема она образует плато, т.е. дети воспроизводят одно и то же количество одних и тех же слов. Для органики характерно название других слов, повторение одних и тех же. При астении кривая сначала резко идет вверх, а затем, падает вниз. При неустойчивости внимания и его колебаниях кривая имеет зигзагообразный характер.

Методика «Определение мотивов учения»

(автор М.Р. Гинзбург)

Цель: исследование развития личностных УУД. Выявить структуру мотивов учения ребенка.

Оборудование: шесть карточек с рисунками, протокол, ручка.

Процедура проведения. В основу методики положен принцип персонификации мотивов. Испытуемому предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержанию абзаца рисунок, который служит внешней опорой для запоминания. Эксперимент проводиться индивидуально.

Инструкция «Сейчас я прочитаю тебе рассказ о мальчиках (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют девочки), которые разговаривают про школу.

1. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил» (рис.№1) Приложение 1.

На стол перед ребенком выкладывается карточка 1 со схематическим рисунком, на котором женская фигура склонилась вперед с указующим жестом, а перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив).

2. Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравиться учиться, нравиться делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился» (рис. № 2) Приложение 1. Перед ребенком выкладывается карточка 2 со схематическим рисунком, на котором изображена фигура ребенка, сидящего за партой (учебно-познавательный мотив).

3. Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть» (рис. № 3) Приложение 1.

Перед ребенком выкладывается карточка 3 со схематическим рисунком, на котором изображены фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мотив).

4. Четвертый мальчик сказал: « Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, то чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким» (рис. № 4)

Приложение 1.

Перед ребенком выкладывается карточка 4 со схематическим рисунком, на котором изображены две фигуры (взрослого и ребенка) спиной друг к другу, у взрослого в руках портфель, у ребенка – игрушечный автомобиль (позиционный мотив).

5. Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь (рис. № 5) Приложение 1.

Перед ребенком выкладывается карточка 5 со схематическим рисунком, на котором фигурка с портфелем в руках направляется к зданию школы (социальный мотив).

6. Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там одни пятерки (рис. № 6).

Перед ребенком выкладывается карточка 6 со схематическим рисунком, на котором фигурка ребенка с тетрадкой в руках (мотив получения высокой оценки).

Все шесть картинок лежат перед ребенком. После прочтения рассказа взрослый задает ребенку по очереди следующие вопросы:

  • Кто, по-твоему, из них прав? Почему?
  • С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?
  • С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

Обработка результатов. Психолог фиксирует номер выбранной ребенком картинки в протоколе. Номера картинок совпадают с номерами мотивов. Каждому мотиву соответствует определённый балл. Баллы суммируются, по сумме баллов определяется уровень мотивации.

Результат заносится в первый пункт карты готовности, подчёркивается уровень мотивации (высокий, средний или низкий).

мотив

баллы

1

внешний

0

2

учебно-познавательный

1

3

игровой

0

4

позиционный

0,5

5

социальный

1

6

мотив оценки

0,5

Уровень мотивации

баллы

высокий уровень

от 2.5 до 3 баллов

средний уровень

от 1,5 до 2 баллов

низкий уровень

1 и меньше

Форма протокола

Пример заполнения протокола.

№ вопроса

№ выбранной картинки

Мотив

баллы

уровни

5

социальный

1

средний уровень

3

игровой

0

6

мотив получения высокой оценки

0.5

Итого:

1,5 баллов

Методика «Схематизация»

(автор Р.И. Бардина)

Цель: исследование уровня развития познавательных УУД, наглядно-образного мышления, содержит задачи на использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве.

Оборудование: тетрадь из 12 страниц, на каждой из которых изображена полянка с разветвленными дорожками и домиками на их концах. В нижней части страниц расположены «письма», в которых условно указан путь к одному из домиков. Детям предлагается отыскать «путь» в разветвленной системе дорожек, пользуясь обозначением этого пути при помощи схемы и условного изображения в виде системы ориентиров.

Первые две страницы (А и Б) содержат вводные задачи (см. рис.1), в одной из которых ребенок должен учитывать только последовательность ориентиров, а в другой – только направление поворота.

Рис. 1. Материал для вводных задач к методике «Схематизация» (страницы А и Б). Остальные десять страниц содержат основные задачи (№№1-10). В 1 и 2 задачах ребенку необходимо учитывать только направления поворотов (рис.2), в задачах 3 и 4 – только конкретные ориентиры и их последовательность (рис.3), в задачах 5 и 6 - сочетание ориентиров в определенной последовательности (рис. 4), в задачах 7-10 необходимо учитывать как сочетание ориентиров, так и направления поворотов (рис.5-6).

Инструкция. Для первой вводной задачи (Рис. 1 А): «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики. Нужно найти правильно один домик и отметить его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. В письме нарисовано, что идти надо от травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете домик». Психолог смотрит, как решил задачу каждый ребенок, и при необходимости объясняет и исправляет ошибки.

Переходя ко второй вводной задаче (Рис. 1 Б) взрослый говорит: «Здесь тоже два домика и к ним ведут дорожки. Опять нужно правильно найти домик по письму. Но письмо здесь другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, потом повернуть в сторону». При этих словах взрослый проводит рукой по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.

К каждой из основных задач дается краткая дополнительная инструкция, решение не проверяется и ошибки не исправляются.

К задачам 1-2: Инструкция «В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинать двигаться надо от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его».

Количественная оценка результатов. Количество баллов, полученных ребенком, устанавливается по шкале оценок (см. таблицу ниже). Для этого необходимо найти цифру, находящуюся на пересечении номера задачи и номера того домика, который ребенок в этой задаче выбрал. Номера домиков к разным задачам методики указаны на рисунках 7-9. После этого подсчитывается сумма баллов по всем задачам. Максимальный балл – 44.

Нумерация домиков к заданиям 1-6 для обработки результатов.

№№ домиков

№№ Задач

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1

0

0

1

1

0

0

2

4

0

2

1

0

0

1

1

0

0

2

2

0

3

1

0

0

1

1

0

0

4

0

2

4

1

0

0

1

1

0

2

2

0

0

5

2

0

0

2

4

0

0

0

0

0

6

2

0

0

2

3

0

0

0

2

0

7

4

0

0

4

2

0

2

0

0

2

8

3

0

0

3

2

0

0

2

0

4

9

0

2

4

0

0

1

2

0

4

2

10

0

2

3

0

0

1

0

2

2

3

11

0

3

2

0

0

1

0

0

0

4

12

0

4

2

0

0

1

0

0

0

2

13

0

1

1

0

0

3

4

0

0

4

14

0

1

1

0

0

4

2

2

0

6

15

0

1

1

0

0

2

2

0

0

2

16

0

1

1

0

0

2

2

0

2

2

17

2

2

18

2

4

19

0

0

20

2

0

21

6

0

22

4

0

23

2

2

24

2

0

25

0

0

26

2

0

27

0

0

28

2

0

29

0

2

30

0

0

31

4

0

32

6

0

Качественный анализ результатов

1 тип. Дети демонстрируют неадекватные формы ориентировки, они принимают задачу найти домик, но их выбор случаен, чаще всего они учитывают лишь отдельные элементы «письма» и полянки. Как правило, совершаются неверные выборы. Способность соотнести схему с реальной ситуацией не сформирована.

2 тип. Характерна незавершенная ориентировка на один признак, здесь впервые обнаруживаются необходимые для выполнения задания методы работы. У каждого поворота дорожки дети обращаются к ориентирам или к обозначению направления, указанным в письме, и пытаются им следовать. Однако они еще не могут делать это стабильно, на протяжении всего задания, и ошибаются на последних этапах пути. Задачи 7-10 дети этой группы вообще не решают, так как не способны учесть сразу два параметра. Попытки соотнесения схемы с реальной ситуацией уже есть, но пространственные представления носят фрагментарный характер.

3 тип. Характерна ориентировка на один признак. В этом случае дети могут соотносить «письмо» с изображениями на полянке до конца работы, но успешно используют или только ориентир, или только изображение направления пути. Дети этой группы не решают задачи, требуют одновременного учета направлений пути и ориентиров.

4 тип. Характерна незавершенная ориентировка по двум параметрам. Обычно дети, выполняющие задания по этому типу, правильно решают первые шесть задач. В последних 4 задачах они действуют верно лишь в начальной фазе, учитывая только одно или два сочетания поворотов пути и нужного ориентира, на последних участках пути дети опять соскальзывают на учет только одного параметра.

5 тип. Это высший тип ориентировки для данных задач, который характеризуется детальным соотнесением с одновременным учетом двух параметров. Дети, решающие задачи таким образом, могут учесть одновременно оба параметра и все предложенные задачи решают в основном верно.

Тест Тулуз-Пьерона

Цель: исследование развития познавательных и регулятивных УУД. Оценивание скорость переработки информации; развитость произвольного внимания; способность к произвольной концентрации.

1. Тренировка выполнения теста. В целях правильного понимания содержания задания первоначально проводится тренировка детей.

Инструкция к тренировочному тесту: «Ребята, сейчас мы будем работать вот на таких бланках с квадратиками (показать расположение листа). Найдите слева на листке вот такие два квадратика, какие нарисованы у меня на доске. Чтобы я увидел, что вы правильно поняли, поставьте на них пальчик (показать на доске и на листке, убедиться, что все нашли указанные квадратики). Эти два квадратика - образцы. Рассмотрите их внимательно. У первого квадратика закрашен левый бочок, а у второго правый верхний уголок. Давайте посмотрим на первый квадратик, нарисованный на верхней длинной строчке. Скажите, похож ли этот квадратик на какой-нибудь из квадратиков-образцов? Правильно, не похож. Чтобы показать это, давайте его подчеркнем (подчеркните на доске и попросите сделать детей то же самое в их бланках). А теперь давайте посмотрим на следующий квадратик. Он совпадает с каким-нибудь образцом? Правильно, совпадает, а с каким? Со вторым! Чтобы показать, что он совпадает, давайте его зачеркнем вертикальной чертой! (зачерните на доске и попросите детей сделать так же)».

Аналогично спрашивайте детей про каждый квадратик, приведенный на доске. После того, как квадратики на доске закончатся, предложите детям самостоятельно выполнить предложенное задание, потренировавшись до конца строки. Переспросите, все ли поняли задание. Если заметите у какого-либо ребенка ошибки, то проработайте с ним инструкцию к данному заданию еще раз. Попросите детей, когда они закончат, спокойно подождать, пока другие ребята завершат свою работу. Запомните тех из них, которые не смогли правильно понять инструкцию в процессе группового объяснения для того, чтобы в дальнейшем выяснить причину.

2. Выполнение теста

Инструкция: «По моей команде: «Начали!», - мы будем все вместе выполнять само задание. Работать будем точно по времени. На каждую строчку я буду давать одну минуту. За одну минуту ни один из вас всю строчку сделать не успеет. Кто-то сделает столько (показать полстрочки), кто-то столько (показать чуть больше или чуть меньше). Не надо торопиться, надо работать внимательно! Как только пройдет минута, я скажу: «Стоп, пошла вторая строчка». Вы сразу переносите руку (показать на бланке, как перенести руку в начало второй строки) и начинаете делать вторую строчку. Работаете, работаете, пройдет еще минута, и я скажу: «Стоп, пошла третья строчка». После этого вы сразу переносите руку и начинаете делать третью строчку. И так мы сделаем 10 строчек. Сравнивать нужно с этими же квадратиками (показать на квадратики-образцы), делать все то же самое, что вы только что делали: так же зачеркивать и подчеркивать. Понятно?» Если дети ответили, что им все понятно, то скажите: «Теперь все взяли ручки, поставили руку на первую строчку (проверить, чтобы это сделали все дети) и начали». По истечении 10 минут вы говорите детям: «Стоп, все работу закончили, ручки положили, никто ничего больше не пишет. Отдохнули, помахали руками».

Анализ результатов теста Тулуз-Пьерона состоит в подсчете общего количества выполненных заданий и числа допущенных ошибок. Для подсчета вам необходимо использовать ключ (см. приложение № 2), который необходимо перенести на прозрачную пленку. Для его изготовления наложите на приведенный в приложении № 2 ключ лист прозрачной пленки. К примеру, это может быть часть прозрачной папки для бумаг. Сначала несмываемым маркером вы наносите на прозрачной пленке два опорных крестика (один в левом верхнем, а другой - в правом нижнем углах). Затем в местах, где пленка накладывается на кружки, вы ставите косые вертикальные черточки. При этом очень важно, чтобы сам бланк теста и ключ к нему абсолютно совпадали по размерам!

Далее анализ теста. Все помеченные вертикальной черточкой участки должны быть зачеркнуты, расположенные вне их - подчеркнуты. Если квадратик одновременно и зачеркнут, и подчеркнут, то это считается ошибкой. Подсчет ведется по каждой строчке, а затем отдельно суммируется общее количество сделанного и число ошибок. Далее следует подсчитать соотношение правильно выполненных заданий к общему числу сделанных заданий. В результате мы получаем дробь со значением от 0 до 1. Например, ребенок всего в 10 строчках и зачеркнул, и подчеркнул 291 квадратик. При этом он допустил 7 ошибок. Искомое соотношение правильно сделанного к общему числу равно 0,98 (291-7)/291=0,98.

Общее количество сделанных заданий дает представление о динамике умственной деятельности ребенка. Нормальным считается результат от 180 до 290. Крайне низкий темп умственной деятельности имеет место при результате ниже 140. А вот дробное соотношение (от 0 до 1) правильно сделанных к общему числу заданий говорит нам об уровне саморегуляции и произвольности, присущих ребенку. В идеале, обнаружив, что им совершается много ошибок, ребенок должен снизить темп работы до оптимального соотношения между быстротой работы и ее качеством. Если же он торопится, стремясь сделать как можно больше, не обращая внимания на количество ошибок, значение нашей дроби уменьшается. Нормальный результат здесь - 0,91-0,95. Неприемлемо низким результатом является значение, ниже 0,88. При получении его можно с большой степенью вероятности прогнозировать серьезные проблемы в обучении ребенка. Они могут проявиться в виде неустойчивости внимания, быстрой утомляемости и невозможности сохранять требуемую работоспособность.

О процессе вхождения в работу говорит некоторое построчное увеличение общего числа выполненных заданий при условии уменьшения количества ошибок. Внимательное наблюдение за поведением ребенка в классе позволит отметить также наличие или дефицит произвольности: вы можете заметить, способен ли он откладывать на некоторое время свои непосредственные желания и четко выполнять инструкции взрослого.

Возрастные нормативы скорости выполнения теста Тулуз-Пьерона

Возрастные

группы

Скорость выполнения

Патология

Слабая

Средняя

(норма)

Хорошая

Высокая

6-7 лет (дошк.)

0-14

15-17

18-29

30-39

40 и >

Возрастные нормативы точности выполнения теста Тулуз-Пьерона

Возрастные

группы

Скорость выполнения

Патология

Слабая

Средняя

(норма)

Хорошая

Высокая

6-7 лет (дошк.)

0, 88 и <

0,89-0,9

0,91-0,95

0.96-0,97

0,98-1

Качественный и количественный анализ

1.Внимание (тест Тулуз-Пьерона).

1.1. Утомляемость.

1.2. Врабатываемость.

1.3. Цикличность в колебаниях внимания хорошо прослеживаются по падению или нарастанию кол-во обработанных знаков в строчке или по динамике ошибок. При желании они могут быть оценены и количественно, посредством сравнения скорости и точности обработки первых двух строчек с соответствующими показателями по двум последним строчкам (как это обычно делается в корректурных пробах).

1.4. Точность выполнения теста прежде всего связана с концентрацией внимания, однако может зависеть и от следующих характеристик:

- переключения внимания;

- объем внимания;

- визуальное мышление.

- личностные особенности (исполнительность, ответственность, тревожность или, напротив, беспечность, расслабленность).

1.5 Несистематичность ошибок, когда невозможно обнаружить какую-либо закономерность, в соответствии с которой происходит значительное отклонение от инструкции, свидетельствует о нарушении концентрации внимания.

Можно выделить ряд систематических ошибок.

1.6. Преобладание ошибок в начале и в конце строки свидетельствует о нарушении концентрации внимания.

1.7. Ошибки «запаздывания» в переключении движения, когда как бы на один шаг сдвигается, продлевается предыдущая операция свидетельствует о нарушении концентрации внимания.

1.8. Если ошибки возрастают пропорционально расстоянию от образцов, т.е. по мере продвижения вправо и вниз на ответном бланке, то нарушены объемные характеристики внимания, сужено поле внимания.

1.9. Выпадение (т.е. кол-во квадратиков- образцов уменьшается) или подмена образцов (т.е вычеркиваются сходные с образцами квадраты, имеющие зеркальную право-левую ориентацию) типичны при ослабленной оперативной памяти.

1.10. Ошибки, связанные с одновременным вычеркиванием квадратиков, как соответствующим образцам, так и тех, которые им зеркальны или симметричны относительно вертикальной оси, свидетельствуют о недостатках визуального мышления (прежде всего, визуального анализа), а у детей 6-8 лет о неустоявшемся разделении право-левой ориентации.

Методика «Бусы»

(автор А.Л. Венгер)

Цель: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Организация задания: задание выполняется на отдельных листах с рисунком

кривой, изображающей нитку:

Для работы у каждого ребенка должно быть не менее шести карандашей разного цвета. Работа состоит из двух частей: I часть (основная) – выполнение задания (рисование бус); II часть – проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус.

Инструкция к I части: "Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя. (Инструкция повторяется два раза). Начинайте рисовать".

Инструкция ко II части задания (выполнение этой части теста начинается после того, как все дети выполнили первую часть): "Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте рядом новый рисунок. Слушайте внимательно". (Условие теста повторяется еще раз в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом.)

Оценка выполнения задания (для оценивания учитель выбирает лучший из двух возможных вариантов):

1-й уровень - задание выполнено правильно, учтены все пять условий: положение бусин на нитке, форма бусин, их количество, использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины.

2-й уровень - при выполнении задания учтены 3-4 условия.

3-й уровень - при выполнении задания учтено 2 условия.

4-й уровень - при выполнении задания учтено не более одного условия.

Методика «Графический диктант»

(автор Д. Б. Эльконин)

Цель: исследование ориентации в пространстве, определение умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии.

Оборудование: тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками, карандаш.

Процедура проведения. Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого психолог вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.

«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».

При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.

«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».

«Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».

«Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три к

Наши новости:

Разместить свою публикацию