Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96198

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 18.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Опыт работы. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников через дидактические игры

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, МБДОУ Детский сад № 6, Волгоградская область, г. Камышин

Цель: Показать важность развития наглядно-образного мышления у дошкольников.

Задачи: 1. Развивать у детей умение активно действовать в условиях простой проблемной ситуации. 2. Развитие умение анализировать, сравнивать, обобщать предметы по их свойствам, количеству, расположению, назначению. 3. Развивать самостоятельность, инициативность, желание и умение сосредоточенно играть в содержательные и познавательные игры. 4. Развивать наглядно-образное мышление.

Опыт работы: « Создание условий для развития наглядно – образного мышления у дошкольников через дидактические игры».

Актуальность опыта заключается в том, чувственные образы, представления имеют существенное значение в психическом развитии ребёнка. Вместе с тем практика показывает, что план представлений, план наглядно-образного мышления недостаточно произволен, управляем даже у взрослых людей. Большинство людей не владеет техникой актуализации представлений необходимых для развёртывания того или иного мыслительного акта, не умеют оперировать актуализированными образами, потому что в дошкольном возрасте педагогами и родителями развитию наглядно-образного мышления уделялось мало внимания. Взрослые стимулируют раннее развитие логического мышления в ущерб развитию наглядно-образного мышления. Невозможно сформировать логическое мышление без достаточного развития наглядно-образного мышления. Предлагаемый мною опыт, основанный на применении дидактических игр и упражнений, поможет ребёнку развить наглядно-образное мышление.

Наглядно – образное мышление характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале.

Об этом виде мышления можно, следовательно, говорить в тех случаях, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремиться обобщить различные образы предметов, явлений, событий.

К числу важных условий возникновения наглядно-образного мышления относится развитие у детей умений различать план реальных объектов и план моделей ,отражающих эти объекты и план моделей, отражающих эти объекты и позволяющих ребёнку представит себе скрытые стороны ситуации. Основная линия наглядно-образного мышления заключается в формировании умений оперировать образами предметов или их частей.

Начальный уровень развития наглядно-образного мышления у детей был выявлен с помощью диагностик Г.А. Урунтаевой,
Ю.А. Афонькиной: «Изучение процесса классификаций», «Изучение процесса обобщения», диагностики Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басова: « Нахождение недостающих деталей».

Мной было обследовано 22 ребёнка: высокий уровень – 0%, средний уровень - 72%, низкий уровень – 23%. Для развития наглядно-образного мышления я создала в группе развивающую предметно-пространственную среду, в которой собрала разнообразный материал развивающего характера (дидактические игры, упражнения, головоломки, лабиринты, пособия для развития наглядно-образного мышления.

Чтобы успешно развивать наглядно-образное мышление я наметила средства и методы достижения:

1. Организация самостоятельной поисковой деятельности, проблемно-практических ситуаций.

2. Разнообразные формы организации -непосредственной образовательной деятельности.

3. Задачи и упражнения.

4. Развивающие игры.

5. Развлечения с использованием развивающего материала.

6. Чтение познавательной художественной литературы.

7. Консультирование и анкетирование родителей.

Для достижения наилучшего результата в своей работе я составила перспективные планы по трём возрастным группам: средняя, старшая, подготовительная. На основе этих планов разработала и провела цикл занятий (НОД) по развитию наглядно-образного мышления. Развивающая направленность предлагаемых занятий осуществлялась через организацию их самостоятельной поисковой деятельности. Использовала игры, требующие завершения изображений предметов путём дополнения их геометрическими фигурами определённых пропорций и величины, игра «Собери предмет» на выкладывание изображений из элементов разных геометрических фигур. Упражнение на выкладывание сериационных рядов, т.е. рядов с постепенным равномерным увеличением (или уменьшением) элементов.

При ознакомлении с пространством использовала игры с планом: «Где мишка?», «Куда спрятался жучок», «Кукла Маша купила мебель» и др. Дальнейшая работа велась с использованием смысловых условных обозначений – заместителей. Такие условные обозначения принято называть символами. Для ознакомления детей с использованием символов работала с дидактическими играми «Путешествие по городу», «Дорожные знаки», «Какая сегодня погода», ребёнок подбирает соответствующий рисунок – символ.

Эти игры учат ребёнка показывать последовательность условных обозначений. Использовала игры и упражнения на классификацию и обобщение: «Четвёртый лишний», «На что это похоже?», «Волшебная мозаика», «Звёзды на небе», «Разные дома», «Перевёртыши».

Систематически проводимая работа в этом направлении значительно повысила уровень развития психических процессов, а это в свою очередь помогло более глубоко развить у детей наглядно-образное мышление. Диагностическое обследование в подготовительной группе показало: обследовалось 22 ребёнка,

высокий уровень – 36%,

средний уровень – 64%,

низкий уровень – 0%.

Таким образом, проводимая мною работа помогла повысить интеллектуальную активность детей, развить интерес к познанию и предмету в целом.

Проводила просветительскую работу среди родителей, организовала родительские собрания, провела консультации, анкетирование.

Педагогам, желающим работать по теме «Развитие наглядно-образного мышления через дидактические игры», используя мой опыт работы, я рекомендую:

  • Начать работу с изучения методической литературы.
  • Продумать и оформить развивающую предметно-пространственную среду.
  • Подобрать и изготовить дидактические игры и пособия для развития наглядно-образного мышления.

4. Заинтересовать родителей важностью этой темы.

Наши новости:

Разместить свою публикацию