Опыт работы: « Создание условий для развития наглядно – образного мышления у дошкольников через дидактические игры».
Актуальность опыта заключается в том, чувственные образы, представления имеют существенное значение в психическом развитии ребёнка. Вместе с тем практика показывает, что план представлений, план наглядно-образного мышления недостаточно произволен, управляем даже у взрослых людей. Большинство людей не владеет техникой актуализации представлений необходимых для развёртывания того или иного мыслительного акта, не умеют оперировать актуализированными образами, потому что в дошкольном возрасте педагогами и родителями развитию наглядно-образного мышления уделялось мало внимания. Взрослые стимулируют раннее развитие логического мышления в ущерб развитию наглядно-образного мышления. Невозможно сформировать логическое мышление без достаточного развития наглядно-образного мышления. Предлагаемый мною опыт, основанный на применении дидактических игр и упражнений, поможет ребёнку развить наглядно-образное мышление.
Наглядно – образное мышление характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале.
Об этом виде мышления можно, следовательно, говорить в тех случаях, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремиться обобщить различные образы предметов, явлений, событий.
К числу важных условий возникновения наглядно-образного мышления относится развитие у детей умений различать план реальных объектов и план моделей ,отражающих эти объекты и план моделей, отражающих эти объекты и позволяющих ребёнку представит себе скрытые стороны ситуации. Основная линия наглядно-образного мышления заключается в формировании умений оперировать образами предметов или их частей.
Начальный уровень развития наглядно-образного мышления у детей был выявлен с помощью диагностик Г.А. Урунтаевой,
Ю.А. Афонькиной: «Изучение процесса классификаций», «Изучение процесса обобщения», диагностики Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басова: « Нахождение недостающих деталей».
Мной было обследовано 22 ребёнка: высокий уровень – 0%, средний уровень - 72%, низкий уровень – 23%. Для развития наглядно-образного мышления я создала в группе развивающую предметно-пространственную среду, в которой собрала разнообразный материал развивающего характера (дидактические игры, упражнения, головоломки, лабиринты, пособия для развития наглядно-образного мышления.
Чтобы успешно развивать наглядно-образное мышление я наметила средства и методы достижения:
1. Организация самостоятельной поисковой деятельности, проблемно-практических ситуаций.
2. Разнообразные формы организации -непосредственной образовательной деятельности.
3. Задачи и упражнения.
4. Развивающие игры.
5. Развлечения с использованием развивающего материала.
6. Чтение познавательной художественной литературы.
7. Консультирование и анкетирование родителей.
Для достижения наилучшего результата в своей работе я составила перспективные планы по трём возрастным группам: средняя, старшая, подготовительная. На основе этих планов разработала и провела цикл занятий (НОД) по развитию наглядно-образного мышления. Развивающая направленность предлагаемых занятий осуществлялась через организацию их самостоятельной поисковой деятельности. Использовала игры, требующие завершения изображений предметов путём дополнения их геометрическими фигурами определённых пропорций и величины, игра «Собери предмет» на выкладывание изображений из элементов разных геометрических фигур. Упражнение на выкладывание сериационных рядов, т.е. рядов с постепенным равномерным увеличением (или уменьшением) элементов.
При ознакомлении с пространством использовала игры с планом: «Где мишка?», «Куда спрятался жучок», «Кукла Маша купила мебель» и др. Дальнейшая работа велась с использованием смысловых условных обозначений – заместителей. Такие условные обозначения принято называть символами. Для ознакомления детей с использованием символов работала с дидактическими играми «Путешествие по городу», «Дорожные знаки», «Какая сегодня погода», ребёнок подбирает соответствующий рисунок – символ.
Эти игры учат ребёнка показывать последовательность условных обозначений. Использовала игры и упражнения на классификацию и обобщение: «Четвёртый лишний», «На что это похоже?», «Волшебная мозаика», «Звёзды на небе», «Разные дома», «Перевёртыши».
Систематически проводимая работа в этом направлении значительно повысила уровень развития психических процессов, а это в свою очередь помогло более глубоко развить у детей наглядно-образное мышление. Диагностическое обследование в подготовительной группе показало: обследовалось 22 ребёнка,
высокий уровень – 36%,
средний уровень – 64%,
низкий уровень – 0%.
Таким образом, проводимая мною работа помогла повысить интеллектуальную активность детей, развить интерес к познанию и предмету в целом.
Проводила просветительскую работу среди родителей, организовала родительские собрания, провела консультации, анкетирование.
Педагогам, желающим работать по теме «Развитие наглядно-образного мышления через дидактические игры», используя мой опыт работы, я рекомендую:
- Начать работу с изучения методической литературы.
- Продумать и оформить развивающую предметно-пространственную среду.
- Подобрать и изготовить дидактические игры и пособия для развития наглядно-образного мышления.
4. Заинтересовать родителей важностью этой темы.