«Пальчиковые дорожки
как кинезиологическая технология
в работе с детьми»
Старший воспитатель
Литвинова И.В.
МБДОУ Дс №6
г.Камышин
Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей человека через определенные двигательные упражнения. Дело в том, что единство мозга складывается из деятельности двух полушарий тесно связанных между собой.
Недостаточный уровень развития межполушарных связей приводит к нарушению передачи информации от одного полушария к другому. Кинезиологические упражнения способствуют развитию межполушарных связей, развивая тем самым интеллект, логическое мышление, речь и многое другое.
Для выявления уровня сформированности межполушарных связей проводят ряд проб:
1. Проба «Ухо-нос». Левой рукой возьметесь за кончик носа, а правой рукой за левое ухо, затем одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот. Ускорьте свои движения.
2. Проба «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец в сторону, а правую руку расположите горизонтально прикасаясь к мизинцу. После этого одновременно смените положение рук. Ускорьте движения. И др.
В дошкольном детстве формирование межполушарных связей находится в процессе развития. Одним из способов развития таких связей является развивающее пособие «Пальчиковые дорожки», позволяющее в игровой и интересной для детей форме синхронизировать работу мозга.
Пальчиковые дорожки выполнены в виде съемных пластиковых планшетов с прорезиненными ковриками, на которых располагаются разнообразные герои и отметки для пальчиковых «шагов».
Пальчиковые дорожки разработаны с увеличением уровня сложности: от простых движений к более сложным: сначала это свободные шаги на дорожке с пчелками, тропинки для ежиков более сложны из-за изгибов, первые шаги выполняем на ступеньках, Они широкие и пальчикам легко попадать в нужное место. У совушек более сложная задача, ведь пальчики должны ступать точно по звездочкам. На пузырьковых дорожках к шагам добавляются движения кисти, а на дорожках с марсианами - третий палец.
Работа над каждой из этих дорожек осуществляется в несколько этапов:
Первый этап: знакомство с ритмом стишка, сопровождающей упражнение. Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения, что является необходимым для полноценного речевого развития в дошкольном возрасте и в дальнейшем при обучении в школе. Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальчиками этот
ритм по столу. Когда малыш усвоит ритм «шагов», можно переходить к работе с дорожками.
Второй этап: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Начинайте работу с самого легкого варианта – «шаги» указательным и средним пальцами. Далее постепенно вводятся остальные пальцы руки в следующей последовательности:
- указательный и средний пальчики;
- указательный и безымянный пальчики;
- указательный палец и мизинец;
- большой палец и мизинец;
- большой и указательный пальчики;
- большой и средний пальчики;
- большой и безымянный пальчики;
- средний и безымянный пальчики;
- средний палец и мизинец;
- безымянный и мизинец.
На третьем этапе выполняются содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук.
Дети на этом этапе часто испытывают затруднения. Они делают шаг сначала пальцами одной руки, потом – другой, но никак не вместе. Но именно одновременная работа пальцами обеих рук синхронизирует работу полушарий мозга.
На четвертом этапе учимся выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают» вверх, а другой – «вниз»).
Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой – большой палец и мизинец).
Конечно этот этап довольно сложен для детей, да и на предыдущих этапах почти все дети испытывают затруднения, однако, работа с дорожками им очень нравится, вызывает глубокий интерес и эмоциональный отклик.
К данным объёмным планшетам с дорожками разработаны плоскостные печатные версии, для того, чтобы родители могли закреплять полученные умения в домашних условиях.