Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96191

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 18.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА

Дата публикации:

Автор:
Воспитатель, МАДОУ №15 "Солнышко", Ханты-мансийский автономный округ

Цель: Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.

Задачи: Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 15 «СОЛНЫШКО»

Дополнительная образовательная программа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ШАХМАТНОГО КРУЖКА «ВОЛШЕБСТВО ШАХМАТ»

Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Срок реализации 2 года

Организация-разработчик: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №15 «Солнышко»

Разработчик:

Меджидова Эсмира Алихановна, воспитатель первой категории.

г. Нижневартовск

2017

Рабочая программа предназначена для обучения детей старшего дошкольного возраста, рассчитана на 2 года.

Содержание программы соответствует психолого-возрастным особенностям дошкольников и доступна для детей данного возраста. Все занятия включают в себя как теоретическую часть так и практическую составляющую, во время которой и реализуется игровая деятельность. В первый год обучения дошкольники знакомятся с шахматной доской и ее элементами, а также с шахматными фигурами. Во второй год дети осваивают основные правила игры и шахматные позиции. В процессе освоения программы организуются различные дидактические игры, викторины и турниры.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
  1. СОДЕРЖАНИЕ
  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Обоснование необходимости программы

В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 г. № 751 (СЗРФ.2000 № 41 ст.4089), в разделе «Основные цели и задачи образования» сказано, что «система образования призвана обеспечить… разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности».

Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям, живущим в северных регионах и обучающимся в трудных климатических условиях, не отстать в развитии от своих сверстников, живущих "на материке", открывает дорогу к творчеству десяткам тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Важная особенность шахмат заключается, в том числе, и в существующих правилах корректного поведения во время игры. Нарушать правила нельзя, поскольку любое подобное нарушение приводит к немедленному поражению. В этом заключается принципиальное отличие шахмат от многих других игр, в частности, от игровых видов спорта, где нарушение правил приводит лишь к штрафам (штрафным ударам, удалению игроков и т.п.), но не к прекращению самой игры. Таким образом, у детей с самого раннего возраста формируется уважительное отношение к правилам, нормам поведения, а ведь в основе морали, нравственности лежит осознанное и добровольное соблюдение общепризнанных норм поведения.

В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.

Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования и развития с раннего возраста таких важных качеств ребенка, как память, логическое мышление, внимание и воображение, усидчивость; в процессе обучения шахматной игре вырабатываются важные практические навыки - умение предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до конца.

Шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развития способности действовать в уме. Обычно эти способности формируются в 6-10-летнем возрасте, поэтому самый подходящий возраст для начала изучения шахмат - это старшая или подготовительная группы детского сада, а также 1 класс общеобразовательной школы.

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Основные проблемы развития шахмат в детских садах г. Нижневартовска:

нехватка квалифицированных тренерских кадров;

недостаточное число шахматного инвентаря.

2.Цели и задачи

Цель программы:

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.

Задачи программы:

1.Образовательная:

Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.

2.Воспитательная:

Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.

3.Общеразвивающая:

Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию. Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства. Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевывать высшие награды и титулы. Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.

3.Объем и реализация рабочей программы

Рабочая программа рассчитана на два года обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением одного занятия в неделю по 25 – 30 минут во второй половине дня.

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов.
Для закрепления знаний используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

В центре внимания находиться личность ребенка. Дети через игру в шахматы имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы.

4.Рекомендуемое количество часов на освоение программы воспитанником:

Максимальная учебная нагрузка воспитанника составляет 72 часа, в том числе:

в первом году обучения 36 часов;

во втором году обучения 36 часов.

5.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы шахматного кружка «Волшебство шахмат» требует наличия кабинета «Шахматы».

Учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста, используемая на занятиях наглядность должна быть яркой, доступной по содержанию, разнообразной.

В качестве обязательных учебных принадлежностей необходим следующий набор: демонстрационная шахматная доска, наборы шахмат, карандаши простые, листы бумаги или блокноты.

С целью формирования элементарной ИКТ- культуры ребёнка и повышения интереса к занятиям предполагается использование мультимедийного оборудования, ПК.

Оборудование кабинета:

дидактические игры для обучения игре в шахматы;

наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;

настольные шахматы разных видов;

шахматные столы;

шахматные часы;

обучающие видеоуроки по шахматам;

симуляторы игр;

уголок «Шахматы» в старшей и подготовительной группах;

родительский уголок «Шахматы».

Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место тренера (ПК, проектор, акустическая система, принтер).

6. Планируемые результаты освоения программы

Воспитанники должны:

иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;

различать и называть шахматные фигуры;

правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;

иметь представление об элементарных правилах игры;

играть малым числом фигур;

иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;

владеть основными шахматными терминами;

правильно применять элементарные правила игры;

иметь представление о некоторых тактических приемах.

6.Прогнозируемый результат

К концу первого года обучения дети должны:

знать:

  • правила и цель игры;
  • основные шахматные термины;
  • ходы и взятие фигур;
  • ценность фигур;
  • три защиты от шаха;
  • простейшие способы матования;
  • первичные знания по началу партии;
  • общие сведения из истории возникновения и развития шахматной культуры.

уметь:

  • читать шахматную нотацию;
  • предугадывать правильные взятия фигур, связанные с разменом;
  • правильно защищать короля от угроз;
  • составлять простейший план действий в игре;
  • ставить мат в один ход.

К концу второго года обучения дети должны:

знать:

  • простейшие тактические удары (двойной удар, связка);
  • в каких случаях партия заканчивается вничью;
  • "детский мат", "дурацкий мат";
  • основные правила игры в дебюте.

уметь:

  • правильно делать рокировку;
  • ставить "вилки" и связки;
  • ставить мат королю противника различными фигурами (ферзем, двумя ладьями);
  • ставить мат в один ход;
  • защищаться от "детского мата";
  • атаковать слабый пункт f7 (f2);
  • видеть и наносить простейшие тактические удары;
  • решать 1-2- ходовые задачи;
  • от начала до конца грамотно разыгрывать шахматную партию.

2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

в том числе

теоретических

практических

Раздел 1 Шахматная доска

8

6

2

Тема 1.1 Шахматная доска

3

2

1

Тема 1.2 Элементы шахматной доски

5

4

1

Раздел 2 Шахматные фигуры

28

16

12

Тема 2.1 Пешка

10

5

5

Тема 2.2 Ладья

8

4

4

Тема 2.3 Слон

3

2

1

Тема 2.4 Ферзь

2

1

1

Тема 2.5 Конь

2

1

1

Тема 2.6 Король

3

3

Первый год обучения

36

22

14

Раздел 3 Шахматные позиции

36

23

13

Тема 3.1 Повторение

4

3

1

Тема 3.2 Рокировка

3

2

1

Тема 3.3 Конь

7

6

1

Тема 3.4 Король

5

2

3

Тема 3.5 Тактические приемы

17

10

7

Второй год обучения

36

23

13

Всего

72

45

27

Приложение №1.

Учебно-тематический план занятий.

Первый год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Место занятия, оборудование и инвентарь Личная и общественная гигиена. Режим дня и питание

1

1

2.

История шахматной культуры

2

2

3.

Ходы фигур. Правила игры

20

22

42

3.1

Шахматная доска. Вертикали, горизонтали, диагонали.

2

2

3.2

Изучение шахматной нотации

1

1

3.3

Знакомство с шахматными фигурами

1

1

3.4

Начальное положение шахматных фигур

1

1

3.5

Пешки - душа шахматной партии

1

1

2

3.6

Виды пешек.

1

1

2

3.7

Ладья. Ходы и взятия ладьей

1

2

3

3.8

Ладья против ладьи. Ладья против пешек

2

2

3.9

Слон. Ходы и взятия слоном

1

1

2

3.10

Слон против слона, ладьи. Слон против пешек

2

2

3.11

Ферзь. Ходы и взятия ферзем

1

1

2

3.12

Ферзь против ферзя, ладьи, слона и пешек

2

2

3.13

Конь. Ходы и взятия конем

1

2

3

3.14

Конь против фигур и пешек

2

2

3.15

Ценность фигур. Выгодно - невыгодно

2

2

3.16

Король Ходы и взятия королем

1

2

3

3.17

Король против фигур и пешек

2

2

3.18

Тесты и упражнения для закрепления знаний

2

2

4

Цель шахматной партии

4

10

14

4.1

Нападение на короля - шах

1

1

2

4.2

Три способа защиты от шаха

1

2

3

4.3

Вскрытый шах и двойной шах

1

3

4

4.4

Мат как цель игры в шахматы

1

4

5

4.5

Тесты и упражнения для закрепления знаний

2

2

5

Игра из начального положения.

9

9

6

Контрольное занятие по итогам полугодия (года)

2

2

Итого

27

45

72

Второй год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Место занятия, оборудование и инвентарь Личная и общественная гигиена. Режим дня и питание

1

1

2.

История шахматной культуры

2

2

3

Повторение

2

5

7

3.1

Шахматная нотация

1

1

2

3.2

Ходы, взятия и ценность фигур

1

1

2

3.3

Решение учебных задач по теме "Мат в один ход"

3

3

4

Сложные ходы фигур

2

5

7

4.1

Особый ход - рокировка

1

1

2

4.2

Ничья. Пат. Вечный шах

1

2

3

4.3

Тесты и упражнения для закрепления знаний

2

2

5

Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Мат одинокому королю

3

12

15

5.1

Мат в один ход: более сложные случаи.

2

2

5.2

Линейный мат. Мат в 2 хода

1

2

3

5.3

Мат королём и ферзём.

1

2

3

5.4

Спертый мат

1

2

3

5.5

Тесты и упражнения для закрепления знаний

4

4

6

Защита и нападение на фигуры

2

10

12

6.1

Двойной удар. Шах с выигрышем фигуры

1

4

5

6.2

Связка

1

4

5

6.3

Тесты и упражнения для закрепления знаний

2

2

7

Основные правила игры в дебюте

4

12

16

7.1

Детский мат и защита от него

1

2

3

7.2

О диагоналях, по которым атакуется король

1

2

3

7.3

Перевес в развитии

1

3

4

7.4

О пункте, с которого в дебюте нередко дается мат

1

3

4

7.5

Тесты и упражнения для закрепления знаний

2

2

8

Игра из начального положения.

10

10

9

Контрольное занятие по итогам полугодия (года)

2

2

Итого

16

56

72

3.СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1 Шахматная доска

Тема 1.1 Шахматная доска

Рождение, история развития шахмат. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Практическое занятие по теме «Шахматная доска».

Тема 1.2 Элементы шахматной доски

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

Мероприятие «Шахматная эстафета».

Раздел 2 Шахматные фигуры

Тема 2.1 Пешка

Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Правила шахматной игры.

Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на уничтожение».

Практическое занятие по теме «Пешка».

Мероприятие «Праздник пешки».

Тема 2.2 Ладья

Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи. Диаграмма и ее решение. Шахматные позиции.

Дидактическая игра «Тайны шахматной доски», «Загадки шахматной шкатулки».

Мероприятие «Конкурс смекалистых».

Практическое занятие по теме «Ладья».

Тема 2.3 Слон

Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов.

Дидактическая игра «Игра на уничтожение».

Тема 2.4 Ферзь

Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя

Дидактическая игра «Игра на уничтожение».

Тема 2.5 Конь

Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения.

Дидактическая игра «Игра на уничтожение».

Тема 2.6 Король

Знакомство с королем. Место коня в начальном положении. Ход короля, взятие. Король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Партия.

Раздел 3 Шахматные позиции

Тема 3.1 Повторение

Поля. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Центр. Ходы фигур, взятие. Шах. Мат. Пат. Начальное положение. Игра пешками, слоном, ладьей, ферзем, королем. Правило «Короля не бьют».

Мероприятие «Шахматная викторина».

Тема 3.2 Рокировка

Понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки.

Практическое занятие по теме «Рокировка».

Тема 3.3 Конь

Легкая фигура – конь. Ход коня – буква «Г». С белого поля на черное. Конь против других фигур. Позиция «Вилка». Коллективная игра.

Мероприятие – викторина по теме «Конь».

Тема 3.4 Король

Мат. Пат. «Вечный шах». Игра в парах.

Дидактическая игра «Шах или не шах».

Дидактические задания «Поставь мат в один ход», «Поставь мат в два хода».

Практическое занятие по теме «Работа с диаграммами».

Тема 3.5 Тактические приемы

Дебют. Три правила дебюта. Мат ферзем. Линейный мат. Мат двумя слонами. Правила «Взятие на проходе». Правило квадрата. Правила «Ключевые поля». Матовые комбинации. Типичные комбинации в дебюте.

Дидактические игры «Шахматная коробочка», «Игра всеми фигурами».

Шахматные турниры «Игровая практика», «Турнир с родителями», «Белая ладья».

Мероприятия «В гостях у шахматного короля», экскурсия в районный Дом Творчества.

4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература

1.Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;

2.Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2005;

3.Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;

4.Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. — СПб.: Питер, 2009;

5.Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина – Ростов н/Д Феникс, 2006;

6.Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;

7.Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991;

8.Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004;

9.Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000;

10.Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны [текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г. Сухин – Обнинск Духовное возрождение, 1998;

11.Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу [текст]: пособие для учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999;

12.Хенкин, В.Л. Шахматы для начинаючих [текст] / Виктор Хенкин. — М.: Астрель: АСТ, 2008;

Наши новости:

Разместить свою публикацию