Игра - развлечение «Знатоки природы»
Цель: Формирование экологической культуры у дошкольников.
Задачи:
1.Формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе.
2. Развивать экологическую культуру детей , способствовать самореализации каждого и взаимообогащению всех.
3.Воспитание коммуникативной инициативы – способности ребенка осознанно организовывать своё взаимодействие со сверстниками.
Методы: наглядный, проблемного изложения, словесный, исследовательский, практический.
Приемы: погружение в игровую ситуацию, решение проблемных ситуаций, художественное слово, сравнение, вопросы к детям, указания, уточнения, поощрения.
Оборудование: песочные часы,скрипичный ключ, волчок, секторы, конверты с заданиями, табло с названиями команд, круги - фишки, черный ящик.
Предварительная работа с детьми: беседа с детьми о телевизионной викторине «Что? Где? Когда?», о ее правилах, деление на команды, выбор капитанов, придумывание названия команд, разучивание приветствия, песни Ю.Энтина «Ты человек», стихотворенияВ.Орловой «Живой букварь».
Ход игры-развлечения
Организационный момент
Дети входят в оформленный для игры - развлечения зал (два стола для участников команд стоят по кругу. В середине - стол для ведущего, разделенный на секторы, на которых лежат конверты. В центре стола установлена юла со стрелкой. На доске табло для обозначения очков).
Музыка со слайдами о природе: звучитмузыка,на экране появляются слайды (природа).
Ребенок рассказывает стихотворение
Проснулась раннею порою,
Планета наша ото сна,
И разноцветной пеленою
Окрасила она леса.
Под небесами солнце светит
Пестрят зеленые луга,
Порхает бабочек соцветье
И голубеют небеса.
Вводная часть
Воспитатель: Мы с вами бывали в лесу, много наблюдали на своем участке, читали книги, рассматривали картины, поэтому знаем ответы на многие «почему», «отчего», «куда», «что», и «зачем» из мира природы. Начинаем игру «Что? Где? Когда?», в игре участвуют команды «Любознай – ка» и «Познавай – ка».
Предлагаю командам обменяться приветствиями.
Приветствие команд
Команда: «Любознай - ка»
Мы – ребята – дошколята!
Природы верные друзья!
Чтоб о природе больше знать,
Природу надо изучать!
Команда «Познавай – ка»
Наш дом родной, наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живем!
Так будем Землю мы – хранить
Природу воспевать, любить!
Основная часть
Воспитатель: Команды поприветствовали друг друга, прошу знатоков занять свои места за столом, капитану команды «Любознай – ка» первым вращать волчок.
Капитаны по очереди вращают волчок
Воспитатель:Команды, вам дается минута на размышление.
Первый вопрос от Старичка – Лесовичка:
Мы лесные – жители,
Мирные строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
О каких насекомых говориться в загадке? Какую пользу или вред они приносят? (О муравьях. Это полезные насекомые. Они являются санитарами леса: уничтожают огромное количество гусениц, собирают мелкий мусор в свой домик - муравейник.)
Воспитатель:Минута времени истекла, команды готовы отвечать? Молодцы!Если ответ верный, команде дается круг-фишка (выставляется на табло). За правильные дополнения другим командам дается по полукругу, которые затем суммируются в целые круги-очки.
Второй вопрос прислал наш друг Гном(задание из книги «Школа семи гномов», серия «Экология для малышей») .Каждой команде нужно подобрать слова, сравнивая черты характера и качества человека с животным.
Для команды детей слова зачитывает воспитатель.
Трудолюбивый, как…..(муравей)
Смелый, как……(лев)
Верный, как……(собака)
Трусливый, как…….(заяц)
Хитрая, как……..(лиса)
Воспитатель:
Вращаем волчок.
Третий вопрос прислал цыпленок «Чико». Внимание черный ящик!
Использование технологии ТРИЗ
Игра «Угадай объект»
Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые бы сужали поле поиска признаков загаданного объекта (мухомора) который находиться в
ящике. Игровое действие: загадывающий просит угадать задуманный объект (загадан молодой мухомор).
Вопросы, на которые отвечают «да»:
Этот объект относится к природному миру? (вопрос связан с признаком природности – рукотворности объекта материального мира).
Это живая природа?
Это царство грибов?
Он больше вреден для человека? (вопрос связан с пользой для человека).
У него длинная ножка? (вопрос по признаку «размер» и признаку «часть»).
У него красная шляпка? (вопрос по признаку «цвет» и признаку «часть»).
У него на шляпке есть точки? (признак «часть»).
Он находится в лесу? (признак «места»).
Он недавно вырос, т.е. молодой? (признак «времени»)
Вы загадали один мухомор? (признак «количества»).
Итоговое описание: гриб – на длинной ножке и со шляпкой с точками, молодой, вредный для человека – мухомор.
Воспитатель:Молодцы, объект угадан за небольшое количество вопросов.Вращаем волчок. Стрелка остановилась на двигательнойпаузе.
Четвертое задание.Игра «Ручейки и озера»
Команды строятся в 2 колоны, звучит быстрая музыка «ручейки» – игроки бегают цепочкой друг за другом, медленная музыка "озера" - становятся в круг. Затем повторяется 3-4 раза.
Воспитатель:Хорошо, справились с заданием игры и показали, как текут ручейки в реки, и какие большие озера, чистые и светлые.
Вращаем волчок.
Пятый вопрос - интернет вопрос. Внимание на экран. Уважаемые знатоки природы,найдите и назовите птицу, занесенную в красную книгу. (Ответы детей).
Правильно, это знакомая нам птица стерх.
Воспитатель: Вращаем волчок.
Шестое задание «Работа со схемами». Знатокам следует внимательно посмотреть на схемы и ответить на вопрос, что это за схемы?
Дети: На этой схеме мы видим «Круговорот воды в природе».
Родители: На нашей схеме «Цепи питания»
Воспитатель: Следующая пауза музыкальная. Предлагаю ребятам и родителям спеть бодрую песню, замечательного композитора Ю.Энтина «Ты человек».
Дети и родители поют песню «Ты человек» муз. Ю. Энтина
Ведущий: Мы знаем не только песни, но и стихи про природу. Расскажите, пожалуйста, чему нас учит природа.
Чтение стихотворения В.Орловой «Живой букварь».
(читают заранее подготовленные дети)
1 ребенок: Нас в любое время года учит мудрая природа:
Птицы учат пению, паучок - терпению.
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.
Отражение в воде учит нас правдивости.
2 ребенок: Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте
И при всей огромности обучает скромности.
Нас деревья всех пород - весь большой лесной народ
Учит крепкой дружбе.
У природы круглый год обучаться нужно!
Воспитатель: Спасибо, вы много знаете о природе, любите ее, умеете относиться к нему бережно.
Заключительная часть
Подведение итогов.
Воспитатель: Знатоки, внимание на табло. По итогам нашей интеллектуальной игры победила дружба.
Вручение призов.
Воспитатель: Символом игры «Что? Где? Когда?» является птица - сова. Поэтому всем участникам игры вручаю медальоны с изображением мудрой совы.
Рефлексия. Игра «Связующая нить».
Цель: формировать чувство близости между детьми.
Воспитатель: Предлагаю закончить нашу встречу в кругу. Передавая клубок, охарактеризуйте свое настроение, расскажите о своих чувствах. Что понравилось, что нет и почему?
Дети встают в круг и обмениваются впечатлениями
Ведущий: Всем желаем, счастья, здоровья, берегите себя и нашу природу!