Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96207

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 19.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста

Дата публикации:

Автор:
воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 307 комбинированного вида, г.Красноярск

Цель: Цель: Развитие познавательной активности детей через дидактические игры

Задачи: Задачи: - развить мышление детей - развить самостоятельность в поиске решений - развить умение отвечать и задавать вопросы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 307 комбинированного вида

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста

Воспитатель: Кругликова Татьяна Николаевна

г.Красноярск 2016г.

Выступление педагога – психолога Киселевой И.П.

на курсах при ИППК г. Нарьян – Мара от 28.10.2011

по теме «Развитие познавательных способностей у детей,

имеющих проблемы в развитии» ( из опыта работы)

для педагогов коррекционных дошкольных групп и

учреждений города и округа.

Общее понятие о «способностях»:

Способности – это индивидуально – типологические особенности, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков.Природными предпосылками развития способностей являются задатки, то есть генетически закрепленные анатомо – физиологические особенности организма. Способности принято делить на общие и специальные. Общие, такие как наблюдательность, хорошая память, творческое воображение, важны для многих видов деятельности. Специальные способности важны только в конкретных видах деятельности: музыкальной, изобразительной и др.

Высшим проявлением способностей выступают талант и гениальность.

Общие способности составляют две группы: познавательные и практические

Для развития познавательных способностей (как общих, так и специальных) дошкольное детство является сензитивным периодом; поэтому педагогам важно правильно организовать воспитательно – образовательных процесс в детском саду.

Профессор Л.А. Венгер и сотрудники его лаборатории исследовали основные закономерности развития познавательных способностей дошкольника и выяснили, что

познавательные (когнитивные) способности включают в себя: сенсорные, интеллектуальные и творческие.

Сенсорные способности тесно связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Восприятие - первая ступень познания мира; на основе его образов строятся память, мышление и воображеие.

Сенсорные способности интенсивно развиваются с 3 – 4 лет.

Интеллектуальные способности обеспечивают легкое и продуктивное овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира.

Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку найти оригинальные способы средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игра (сюжет) и замысел рисования, лепки и др.

Ценные данные о познавательных способностях ребенка в последнее десятилетие были получены учеными НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (впоследствии РАО) под руководством Л.А. Венгера .

Познавательные способности обеспечивают ребенку познание предметов и явлений окружающего мира, и они тесно связаны с познавательными процессами.

В настоящее время ученые и специалисты по дошкольному воспитанию очень осторожно подходят к вопросам, связанных с задержкой в развитии ребенка дошкольного возраста. Это прежде всего связано с последними исследованиями в области детской психиатрии и неврологии.. В педагогике и детской неврологии часто встречается термин «пластичность мозга ребенка» (ПМ). Учеными доказано, что мозг ребенка – дошкольника обладает большой способностью к обучению и запоминанию, обладает высокой пластичностью. Незрелый мозг ребенка лучше, чем взрослый справляется с повреждениями. Были проведены исследования: после удаления одного из полушарий у ребенка, в отличии от взрослого, другое полушарие активно компенсирует (возмещает) функции удаленного (речь и др.функции). Еще пример: одна треть детей в возрасте 1-го года с парезом к 7 годам полностью избавляются от нарушений двигательной активности. Еще пример: 90 % детей с неврологическими нарушениями впоследствии развиваются нормально. Именно такая большой выраженность пластичности детского мозга служат основой для оптимизма в коррекционной практике в дошкольном возрасте.

И прежде чем информировать родителей о наличии у их ребенка задержки в развитии и направлять малыша к медицинским специалистам: психиатру, для дополнительного нейропсихологического обследования, педагогам необходимо провести тщательное исследование этого ребенка в дошкольном учреждениями специалистами и педагогами (психолого – педагогическая диагностика).

!-2 В настоящее время в детских садах очень много детей с разной степенью обучаемости, выделяются дети. которые визуально отличаются от своих сверстников по развитию. Любая серьезная задержка в психическом развитии, подтвежденная результатами педагогической и психологической диагностикой , должна обязательно и своевременно взята под контроль врача –детского психиатра или психоневролога, для уточнения диагноза, этот ребенок проходит нейропсихологическое обследования для уточнения степени выраженности нарушения, прогноза дальнейшего развития ребенка в ПМСС Центра «Дар» . По заключению специалистов этого Центра ребенок , если задержка в развитии обоснована серьезными нарушениями направляется в специальное учреждение или в специальную группу для своевременной коррекции психического развития.

Как помочь педагогам отличить серьезные нарушения у ребенка в психическом развитии – дошкольника, например, от обыкновенной соцпедзапущенности или ребенка с диагнозом СДВГ, которые можно корректировать и в обыкновенных группах и классах.

Попробуем дать характеристику всех познавательных процессов нормально развивающего дошкольника с 3-х до 7 ми лет, чтобы понять , кто такие «трудные дети», или «дети группы риска», что такое норма и патология в развитии ребенка – дошкольника.

Норма в психическом развитии - понятие относительное, мы все знаем , что все дети развиваются неравномерно, скорость развития психических процессов, как и других функций организма, индивидуальна для каждого ребенка. Единых подходов к оценке их развития не существует из – из - за трудностей определение понятия «нормы», размытости возрастных границ созревания психических процессов и переходов от одной стадии развития к другой.. Обычно развитие ребенка принято характеризовать по состоянию моторики, языку, эмоционально –социальным проявлениям, познавательным (когнитивным) способностям. Для определения уровня развития ребенка многие используют так называемый денверский скрининговый тест развития, но этот тест не затрагивает интеллектуальные способности ребенка, В данном тесте у ребенка исследуется только грубая моторика, тонкая моторика, речь, социальные навыки .Одну из таблиц я вам представляю:………………………..

У психологов есть свои возрастные нормы развития познавательных процессов, оценка степени развития восприятии ; мышления, памяти , внимания , воображения;

Напомним , что эти нормы относительны, индивидуальны для каждого ребенка.

Познание окружающего мира в дошкольном возрасте начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия, т.е. развитие сенсорных способностей: умения ощущать и правильно воспринимать окружающий мир Восприятие - один из первых и особо значимых познавательных процессов, тесно связанное с сенсорным, развитием;

Сенсорное развитие – это совершенствование ощущений, восприятия, накопление наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира..

И главная задача в сенсорном развитии: формирование у детей сенсорных эталонов: сличение, называние и . различение основных цветов, геометрических фигур, величин предметов, восприятие времени, пространства. Сенсорные эталоны начинают развиваться в3-4 года и формируются в деятельности.( в играх с дидактическими игрушками, изобразительная деятельность: лепка, рисование. аппликация, конструирование и др.): Пример: простое высказывание «Апельсин – оранжевый и круглый» содержит 2 эталона: цвет и форму; В европейской культуре в качестве эталонов цвета выступают 7 цветов и их оттенки; Сенсорными эталонами формы выступают 5 основных геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; Особое место занимают эталоны величины (т.к. величина носит условный характер).В основном мы учим детей обозначать величину предмета в ряду других: самый большой, большой, средний, маленький, самый маленький. От оценки величины дети переходят к выделению параметров величины: высота, ширина, длина. А затем знакомство с пространственными и временными представлениями. Такова последовательность ознакомления дошкольников с сенсорными эталонами: цветом, формой, величиной, временем и пространством.

Я предлагаю вам ознакомиться с конкретными возрастными нормами в развитии восприятия, помогите мне обозначить эти нормы из своей практики:

Восприятие цвета: 3 года: желтый, синий, красный; 4 года: красный, желтый, синий, зеленый, черный , белый и коричневый (7 цветов); 5 лет - основные цвета и оттенки;

Восприятие величины: 4 года : большой - средний -маленький, длинный – короткий;

5 – 6 лет: понятия – высокий –низкий; широкий – узкий; толстый – тонкий;

Восприятие формы: младший дошкольник воспринимая геометрическую форму, отождествляет ее с предметом (квадрат – называет кубиком; круг – мячиком, колесиком и т.д. К 4 м годам ребенок называет шар – круг; кубик – квадрат; треугольник)

К 5 годам круг, квадрат, треугольник, овал. К 6 годам все 5 основных фигур (прямоугольник);

Восприятие пространства: 4 года :далеко – близко; высоко – низко; 5 лет: высоко – низко; слева – справа; впереди – сзади;

Восприятие времени: (представляет для детей особую трудность, так как время само по себе не имеет наглядной формы, текуче, необратимо.)

К 5 годам дети различают времена суток: утро, день, вечер, ночь, к 6 – 7 годам: различать вчера, сегодня, завтра.

Восприятие запахов, вкуса , описание свойств материалов, из которых сделан предмет ( дерево, железо, пластмасса и др. ) - с 5 лет;

Развитие мышления (это процесс познания ребенком окружающей действительности с помощью мыслительных процессов : анализа, синтеза, суждений и др.)

Наглядная информация и усвоенные простейшие понятия, накопленные ребенком за первые три года жизни, являются основой для дальнейшего развития его мышления. В основе любого рассуждения ребенка – постановка познавательного вопроса («возраст почемучек»). Мышление развивается в разных видах деятельности.

Выделяют три вида мышления : наглядно – действенное (Познание мира через действия с игрушками. предметами); наглядно – образное (познание мира с помощью накопленных представлений, образов предметов, явлений); словесно – логическое (познание мира с помощью сформировавшихся понятий, слов, рассуждений);

Примерные нормы развития мышленеия:

Младший возраст: преобладает наглядно –действенное мышление, ребенок постигает свойства предметов в процессе игр. ( познание мира руками и глазами). В ходе различных трудовых поручений, поисковой деятельности и т.д. ребенок учится действовать с предметами, устанавливать отношения между явлениями и предметами. Постепенно у ребенка накапливаются представления об окружающем мире, формируются наглядные образы явлений и предметов и на основе наглядно – действенного мышления появляется наглядно – образное. Ребенок уже может оперировать накопившимися в процессе практической деятельности сформировавшимися образами различных предметов и явлений ( мышление образами).

Средний возраст: присутствует наглядно –действенное мышление, но появляются начатки наглядно – образного мышления;

Старший возраст: преобладание наглядно – образного мышления; Ребенок начинает оперировать образами предметов и явлений.

Подготовительный к школе возраст: начало формирование словесно логического мышления; Оно начинает развиваться в конце дошкольного возраста, к 7 годам и оно предполагает умение ребенка оперировать словами и понимать логику рассуждений.

Такие мыслительные операции: сравнение предметов, обобщение предметов, классификация, анализ, синтез , установление причинно – следственных связей между предметами и явлениями в каждом возрасте имеет свои особенности. Например, ребенок 3-х лет умеет группировать предметы по цвету, форме, величине и родовой категории: игрушки, одежда, посуда, дети 7 лет классифицируют предметы по разным признакам: транспорт, дикие и домашние животные, птицы, рыбы и др. Дети 4 лет находят на картинках только отличия между предметами (сравнивая две картинки), дети 7 лет в 2 картинках находят и сходства и отличия; Дети 5 лет составляют рассказ из 3 картинох (причинно – следственные связи), то ребенок 7 лет составляет рассказ уже из 5 ;

Если ребенок 4 лет собирает разрезную картинку из 3 – 4 частей, то ребенок 7 лет собирает картинку из 6 и более частей (более сложную);

Память:

В памяти различают процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение.

В младшем и среднем возрасте память у ребенка преобладает непроизвольная: т.е. он не умеет и не ставит задачи запомнить что – либо. И запоминание и припоминание не регулируются сознательной волей и носят случайный характер. В 4 года память приобретает элементы произвольности. Обычно эти запоминают то, что им интересно и вызвало эмоциональное впечатление. В 6-7 лет дети уже запоминают и припоминают по указаниям взрослого, уже начинают использовать специальные приемы и средства запоминания.

Дети 5-6 лет успешно начинают себя контролировать, запоминая или воспроизводя материал, исправляют неточности. Главным видом в дошкольном детстве многими учеными признается образная память (запоминание наглядных образов, цвет предметов, запах, звуки вкус и др.Она бывает зрительной слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой). Ее развитие обусловлено развитием других познавательных процессов: восприятии и мышления. Кроме образной памяти у дошкольников выделяют также слуховую или словесно – логическую (память на отдельные слова, понятия, мысли) и тактильную память.

Норма в развитии памяти:

4 года – зрительная образная: обьем 4 предметов (игра «Чего не стало»); слуховая вербальная - обьем 4 слова ( задания «Повтори за мной»); тактильная – обьем

4 предмета (игра «Чудесный мешочек»)

5 лет – зрительная образная: обьем 5 предметов; слуховая вербальная: обьем 5 слова;

тактильная : обьем 5 предметов;

6 лет- зрительная образная: обьем 6 предметов; слуховая вербальная : обьем 6 слов; тактильная: обьем 6 предметов;

7 лет –зрительная образная: обьем 7-8 предметов; слуховая вербальная: обьем

7 – 8 предметов; тактильная: обьем 7 предметов;

Внимание: (основа любой интеллектуальной деятельности, ни один психологический процесс: ни память, ни мышление, ни восприятие, ни воображение, не может протекать без внимания; психологи установили, чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность является одной из главных причин неуспеваемости детей, особенно в младших классов). Чтобы быть внимательным, необходимо иметь развитые свойства внимания ;

Свойства внимания:

Концентрация – это длительное сохранения внимания (интереса) на одном и том же предмете):

Обьем это количество предметов, которые ребенок может воспринять при одновременном предьявлении, т.е. одновременно;

Переключаемость – это скорость перемещения внимания с одного вида деятельности на другой, такой вид связан с волевыми усилиями;

Распределение - это свойство внимания , проявляющееся в процессе деятельности, требующей не одного, а два и более действия одновременно.

Норма:

Младший дошкольный возраст: 3 - 4 года - обьем: 4 предмета; устойчивость: 10 – 15 минут; внимание неустойчиво и непроизвольно. Во многом оно связано с интересами ребенка. Внимание привлекается яркими раздражителями ( картинкой, игрушкой и др.) Появление нового предмета вызывает быстрое переключения внимания на другой предмет. Детям сложно распределить свое внимание.

Средний возраст 4 -5 лет :возрастает устойчивость внимания, оьем и другие показатели. Главное к 5 годам появляется элементы произвольного внимания (включается воля). обьем: 5 предметов; устойчивость:15 – 20 минут;

Старший возраст 5 - 6 лет : происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному. обьем: 6 предметов; устойчивость 20 – 25 минут;

Подготовительный возраст 6 - 7 лет – обьем: 7 предметов; устойчивость 25 – 30 минут;

Воображение:

В развитии воображения в дошкольном детстве выделяют 2 стадии. Первая (от 2 до 4 лет) характеризуется преобладанием непроизвольного характера возникновения представлений. Образы воображения у ребенка формируются непроизвольно, спонтанно. Вторая стадия (от 4 до 6 лет) связана с появлением активных форм воображения, когда оно становится произвольным. Это проявляется прежде всего в игре. они становятся целенаправленными и сюжетными., а также в изобразительной деятельности.

4 года репродуктивное, т.е.рисование. лепка, составление рассказов по представлению, по заданию взрослого, даются примерные образы.. 5 лет – 6 лет репродуктивное с элементами творческого;7 лет – творческое – изменение сюжета сказки, сочинение своей сказки, придумывание игровых сюжетов и др.

Развитие творческого воображения прежде всего зависит от того, в какой мере дети овладевают способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и в художественной деятельности (танцах, песнях., рисовании и др.)

Это примерные возрастные нормы ребенка дошкольного возраста;

! -3 В настоящее время в современном обществе наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями в развитии – около 10 %. Имеется в виду такие выраженные существенные отклонения, которые предполагают пристальное внимание к ребенку со стороны окружающих его взрослых, и в первую очередь – родителей, требуют комплексного вмешательства специалистов – врачей, педагогов, психологов и нередко ставят вопрос о необходимости воспитания и обучения таких детей в особых учреждениях и в особых условиях!

Это и есть дети «группы риска», «трудные дети».

! – 1 сегодняшний день очень все специалисты осторожно подходят к вопросу задержка в развитии ребенка. (диагнозах: ЗПР )

В педагогике и детской неврологии на сегодняшний день важным понятием стал термин «пластичность мозга ребенка» (ПМ). Доказано, что мозг ребенка в дошкольном детстве обладает обладает большой способностью к обучению и запоминанию, т.е. мозг ребенка обладает высокой пластичностью», незрелый мозг ребенка лучше справляется с повреждениями. Пример: в отличии от взрослых, у детей после удаления одного из полушарий другое полушарие активно компенсирует функции удаленного, в том числе и речевые функции., пример, одна треть детей в возрасте 1 года с парезом к 7 годам избавляются от нарушений двигательной активности. 90 % детей с неврологическими нарушениями впоследствии развиваются нормально. Именно такая большая выраженность пластичности детского мозга служит основой для оптимизма в коррекционной практике в дошкольном возрасте.

И прежде чем информировать родителей о наличии у их ребенка задержки развития и направлять малыша к медицинским специалистам для дополнительного нейропсихологического обследования, педагогам необходимо провести тщательное обоснование своего запроса: результаты наблюдений в играх, на занятии, результаты педагогической диагностики. В каждом учреждении есть педагог – психолог , которому вы даете запрос на ребенка с задержкой в развитии, он обязан все это подтвердить своей диагностикой.

! – 4 Обычно выделяют 10 категорий детей с отклонениями в развитии. К их числу относятся дети с нарушениями одного из анализаторов: с полной или частичной потерей слуха или зрения, также со специфическими речевыми отклонениями (алалия. ОНР, заикания); дети с нарушениями опорно – двигательного аппарата (ДЦП, последствия травм позвоночника), дети с умственной отсталостью и дети с различной степенью выраженности ЗПР, аутичные дети.

С такими детьми обязаны работать все специалисты, но в первую очередь, основной это – учитель – дефектолог, понимающий особенности воспитания таких детей ( «трудных детей», детей «группы риска») и владеющий методиками их обучения.

Разминка: «Встали, подтянулись, закрыли глаза, повторяем, какие мы удачные, какие мы успешные, какие мы счастливые , что все знаем и повторяем», этюды: идем утром на работу, не выспались, тяжелыми ногами . в противном расположении духа, вдруг наш дорогой начальник идет: выпрямились, улыбнулись, подтянулись и приветливо поздоровались.»

Направления коррекционной и развивающей работы с детьми,имеющие незначительные нарушения в познавательных процессах (соцпедзапущенность);

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. Именно в дошкольном возрасте под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие познавательных процессов, психических свойств и качеств личности. Поэтому так важно, чтобы развитие ребенка на каждой стадии его развития правильно стимулировалось. Главное знать – чему учить ребенка и когда лучше это сделать!

1.. Создание предметно – развивающей среды в дошкольных учреждениях;

Развитие ребенка полностью зависит от того, как его воспитывают, как организована воспитание, где, в каком окружении он растет – монотонном, однообразном , стандартном или разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющимся.

Важно помнить: в окружении ребенка должны находится стимулирующие материалы, которые используются как на занятиях, так и в свободной деятельности.

Создавая «среду обитания», воспитатель решает задачи творческие – он и дизайнер, и декоратор, и кукольник, и портной, и художник, и конструктор, и психолог, и мастеровой.

В книге «Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно – развивающей среде»; программно – методический комплекс, под редакцией профессора Л.Б. Баряевой, С – П., 2006 год представлены блоки коррекционно – развивающей работы в обогащенной среде детского дома:

«Книжкин мир» (библиотека); «Мир картин» ( картинная галерея);

«Игры с природным и рукотворным материалом» ( комната аква- и пескотерапии, комната для интеллектуально – эмоциональных игр; «Мир театра» (театральная студия, музыкальная гостиная, уголки сказок); «Мир чудес» (сенсорная комната); «Наш город. – Санкт – Петербург» (петербургский салон); «Компьютерные мир» (компьютерный класс);

2. Разнообразие методических и практическиз разработок и программ по развитию познавательных способностей; эффективные методики по развитию памяти, увеличению скорости и оьбема запоминания ( Инна Светлова);; оригинальная программа занятий с ребенком, направлен на получение, систематизацию и усвоение им необходимыз знаний об окружающем мире (автор: Инна Светлова); (предложить просмотреть рабочие тетради по развитию мышления, памяти, восприятия и др.) книги Тихомировой Ларисы Федоровны «Познавательные способности: дети 5-7 лет»; авторы книг «Готовим руку к письму», «Логика» С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова и др.

3. Ознакомление с методикой Марии Монтессори:

Известный итальянский педагог – гуманист (1870 – 1952), посвятившей всю свою жизнь специальной методики воспитания детей. Она занималась с детьми с УО, результаты были потрясающие: по многим показателям в развитии эти дети давали результаты лучше, чем дети с нормой.

В настоящее время по системе Монтессори работают во всем мире. Основным отличием метода Монтессори, является отношение к ребенку как к уникальной, свободной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения окружающего мира.

Монтессори – метод уникален. Дети, посещающие группы Монтессори, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной. Основной девиз метода звучит так «Помоги мне сделать это самому!». Монтессори – класс для малышей от 11 месяцев «Вместе с мамой» занятии направлены на на развитие мелкой моторики, концентрации внимания,, воображения, памяти, зрения, воображения, словарного запаса, осваивают цвета. Формы, величины различных предметов;. Занятия с детьми 3 лет включают упражнения жизненной практики с помощью которых ребенок учится следить за собой и своми вещами;ребенок в ходе этих практических занятий учится различать температуру, ощущать разницу в весе предметов, рисует цифры и буквы на манной крупе и др. В сенсорной комнате Монтессори вся мебель легкая, по росту детей, упорядочении, партнера по заданию, и обязательно доводит любое задание до конца. Это незыблемый закон работы в этой сенсорной комнате.

4. Методика Воскойбовича: курсы в г. Санкт – Петербурге. (развитие познавательных процессов);

5.. Компьютеризация дошкольных учреждений:

Появление игровых персональных ЭВМ (ПЭВМ) позволяет существенным образом скорректировать его развитие. Внедрение ПЭВМ в дошкольные учреждения , бесспорно , дает развивающий и обучающий эффект ( но должна соблюдаться мера просиживания перед ПК);Многие компьютерные игры развивают пространственное мышление, координацию движений, способности к конструированию.

В настоящее время расрабатываются и чисто учебные программы для дошкольного возраста, например, « веселая азбука», «Я считаю», развивающие мыслительные процессы. Но неразумное, бесконтрольное использование ПЭВМ может принести не только пользу, но и вред, например, при одностороннем увлечении азартными играми, типа «Звездных войн», несущих мощный эмоциональный заряд, способный вызвать появление стресса.

6. . Создание детских Центров раннего развития и творчества;

В Институте ребенка г. Архангельска специалисты проводят занятия с детьми с проблемами (СДВГ)

В 1995 году создан с целью обучения, лечения и социальной адаптации детей с ДЦП любой степени тяжести и заболеваниями опорно – двигательного аппарата и нервно – мышечной системы, требующих условий лечения и обучения в г. Архангельске.

Директор: Богданова Ольга Константиновна; (ул.Урицкого, д.51, корп. 1

У нас в г. Нарьян –Маре был организован Центр помощи детям и подросткам «Жемчужина» ( Борисова Н,А.)

В скором будущем в г.Нарьян – Мааре будет организован Центр помощи детям с ограниченными возможностями. (Терещенко И.Р., Завьялова М.Л.)

7. Рекомендации психолога по развития познавательных процессов:

7.1 .Пути и средства формирования внимания в дошкольном детстве:

1.Оптимальная организация режима дня. Соблюдение определенного режима – важнейшее условие не только развития концентрации, переключения и других свойств внимания, но и организация всей их жизнедеятельности.

2. Правильная организация деятельности ребенка, которая предполагает использование эмоционально – насыщенного материала, который вызовет у ребенка положительные переживания и будет способствовать поддержанию непроизвольного внимания; проявлению активности на занятиях, умение довести дело, задания до конца. Рациональное чередование видов деятельности (например, после занятия физкультурой , когда дети возбуждены. Нецелесообразно предлагать работу, которая требует большой сосредоточенности). Умеренная нагрузка (занятия не должны требовать максимальной отдачи сил и энергии детей; в первую очередь это относится к занятиям по физкультуре. Запрет на введение на одном занятии сразу 3-5 новых компонентов; заблаговременное напоминание детей о смене деятельности (поиграем немного и скоро пойдем мыть руки)

3.Использование внешних опор, указательных слов и жестов, которые учат детей управлять своим вниманием и поведением (« посмотри», послушай», внешние опоры в раздевалке: напоминание процесса одевания и раздевания на прогулку;

4.Включение в умственную и двигательную активность ребенка игр и упражнений.

7.2 Для развития памяти: (рекомендации врача)

Несколько слов о полезной для развития памяти пищи, которая обязательно должна быть в рационе ваших детей: кормить ребенка надо понемногу, но часто, чтобы поддерживать стабильный уровень сахара в крови: это важно для оптимальной работы мозга. Отдавать предпочтение такой пищи: орехам, семечкам, сыру, жирным сортам рыбы,бобовым, гречневой крупе, фруктам и овощам. В них высокая концентрация полезных веществ и витаминов, которые очень полезны для мозга и его кровоснабжения. Очень полезны растительные масла: оливковое, соевое, подсолнечное, арахисовое.А вот «быстрые сахара», содержащие в сахаре, конфетах, пирожных, плохо усваиваются в организме и могут вызвать ухудшение памяти.Дополнять рацион ребенка поливитаминно – минеральными препаратамиЮ витамином Е, рыбьим жиром. Ежедневные минутные физические зарядки, крепкий сон.

  1. Как помочь детям, имеющих поражения ЦНС ?

- Отделить норму от патологии; Существуют : 1. признаки, свидетельствующие о том,что у ребенка есть поражения ЦНС.

2. признаки , свидетельствующие о наличии у ребенка гипердинамического синдрома (с-ма гиперактивности и дефицита внимания); 3. признаки, свидетельствующие о наличии у ребенка гиподинамического синдрома (с-ма гипоактивности);

- Необходимо в таких случаях лечение. Как помочь и чем?

1. невропатолог может назначить препараты, улучшающие мозговое кровообращение; 2. назначение массажа; 3. проходить лечение у квалифицированного остеопата; 4. физиотерапия; 5. лечебная физкультура; 6. занятие в бассейне; 7. поведенческая терапия: это такая организация режима дня и занятий с ребенком, при которой гиперактивные ребенок будет постепенно (очень медленно) учиться контролировать себя, а гипоактивный ребенок станет инициативнее и подвижнее.

Подбор индивидуальных приемов поведенческой терапии, которые будут наиболее действенны для конкретного малыша осуществляет только психолог на индивидуальной консультации. К нему (педагогу – психологу) следует обратиться сразу после консультации с невропатологом;

Наши новости:

Разместить свою публикацию