Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96218

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Инновационные подходы к экологическому образованию обучающихся в условиях реализации ФГОС. 2017г.

Дата публикации:

Автор:
музыкальный руководитель, МАДОУ "ЦРР - д/с № 18 "Дюймовочка", город Усть-Илимск

Цель: Цель нашей работы состоит в определении основных условий, при которых экологическое знание, полученное на музыкальных занятиях в детском саду, вечерах развлечений, а также в процессе непосредственной познавательной деятельности дошкольников трансформируются в гуманное, бережное, эстетическое отношение к живой и неживой природе.

Задачи: Задачи программ по музыкальному и экологическому воспитанию детей тесно взаимосвязаны и направлены на формирование человека нравственного, понимающего, уважающего и соблюдающего законы природы.

Инютина Людмила Леонидовна,

музыкальный руководитель,

МАДОУ «ЦРР –д/с№18 «Дюймовочка»

Минаева Елена Николаевна,

воспитатель, МАДОУ «ЦРР –д/с№18 «Дюймовочка»

ПРИРОДЫ ЖАЛОБНАЯ КНИГА. МОДЕЛЬ–ЭКОЛОГИЧЕСКО- МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Экологическое воспитание - это один из основных аспектов нравственного воспитания. Ведь воспитание бережного и заботливого отношения ребенка к природе вырабатывает в нем те нравственные нормы, которые в дальнейшем станут мотивом, побудителем его активной деятельности, его поведения.

Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Многолетний опыт воспитания детей, подсказывает, что побудить у дошкольников интерес к природе, показать им красоту можно через непосредственное общение с животными и растениями, игру и, конечно, через прекрасный мир искусства – живопись, музыку. Яркие краски, красивые мелодии привлекают ребенка, пробуждают у него воображение, фантазию, желание творить. Цель нашей работы состоит в определении основных условий, при которых экологическое знание, полученное на музыкальных занятиях в детском саду, вечерах развлечений, а также в процессе непосредственной познавательной деятельности дошкольников трансформируются в гуманное, бережное, эстетическое отношение к живой и неживой природе. Для успешного осуществления экологического воспитания средствами музыки в ДОУ, был сделан анализ программ по музыкальному воспитанию дошкольников: «Программа воспитания, обучения и развития в ДОУ» под редакцией М.А. Васильевой, программа «Гармония» К.В. Тарасовой и программа «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой. Кроме того, проанализировав программы по экологическому воспитанию детей такие как: «Семицветик» В.И. и С.Г. Ашиковых, «Природа и Художник» Т.А. Копцевой, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой, «Жизнь вокруг нас» Н.А. Авдеевой и Г.Б. Степановой, «Паутинка» Ж.Л. Васякина – Новикова, «Юный эколог» Н.А. Рыжовой, можно сделать вывод о том, что все программы ориентированы на новую концепцию воспитания и образования детей дошкольного возраста, в основе, которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания. Цель и задачи программ по музыкальному и экологическому воспитанию детей тесно взаимосвязаны и направлены на формирование человека нравственного, понимающего, уважающего и соблюдающего законы природы. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности. Однако, далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления - знание о её объектах и явлениях, воспитать у маленького человека способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшая задача экологического воспитания в дошкольном учреждении. Именно детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирования основ экологического воспитания.

Рассказывая о природе детям, воспитатель открывает перед ними сказочный мир жизни растений и животных, учит любить и внимательно относиться к ним. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал о том, что «...прежде чем открыть книгу, прочитать по слогам первое слово... необходимо прочитать... страницы самой чудесной книги в мире - книги природы...». Он считал, что природа мозга ребенка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли, среди наглядных образов, и прежде всего - среди природы. «...Ребенок мыслит образами...», - писал он. Это значит, что, слушая рассказ взрослого об экологическом кризисе, он рисует все происходящее в своем представлении. Чем ярче в его представлении эти кар- тины, тем глубже он осмысливает происходящее, правильность или неправильность происходящего.

В соответствии с ФГОС мы выстраиваем образовательный процесс таким образом, чтобы избежать мозаичности восприятия. Например, давая детям полное представление о животных, мы знакомим их с образом жизни, ролью животных в жизни человека, а во время организации музыкальной, продуктивной деятельности и чтения - с образами животных в произведениях писателей, поэтов, народного фольклора, а также с передачей этих образов в творчестве композиторов, художников.

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. Посредством музыки воспитываются положительные качества личности, доброе отношение к природе родного края, эмоциональная отзывчивость. Одним словом, музыка оказывает огромное влияние на формирование основ общей культуры человека. Мы - люди эмоциональные, творческие, всегда чувствовали связь природы и музыки. Поэтому взяли за основу своей деятельности высказывание В. А. Сухомлинского о том, что если 97 мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать красоту мира возможно через музыку. Поэтому мы поставили перед собой цель:

Формирование у воспитанников экологической культуры (или иначе говоря, развитие у детей умения видеть красоту природы и формирование осознанно-правильного отношения к ней) посредством музыки.

Для достижения данной цели мы решаем следующие задачи:

1. Обогащать представления детей о природном мире;

2. Воспитывать осознанно-бережное отношение к природе;

3. Развивать у детей чувственное восприятие красоты природы и эмоциональную отзывчивость.

В своей работе мы придерживаемся следующих педагогических принципов:

- системность;

- наглядность; - доступность;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей;

- сезонность.

Начали применять на практике разнообразные формы работы в данном направлении. Это различные типы образовательных мероприятий, праздников, развлечений. Широко применяем в работе комплексный подход к организации непосредственной образовательной деятельности, включая продуктивную деятельность (рисование, лепку, аппликацию). Детям интересны экскурсии на свежем воздухе (например, «Подарки осени», «Встреча с апрельским ручейком», «Братишки-муравьишки» и др.), когда можно услышать шорох листьев, шум ветра, пение соловья, дружное чириканье воробьев, стук каблуков по асфальту, звон капели и т. д., понаблюдать за поведением жука, повадками домашних животных, птиц, и тут же послушать в аудиозаписи соответствующую музыку и обсудить, как композитор передал данный образ или явление природы с помощью музыкальных выразительных и изобразительных средств. Например, наблюдаем совместно с детьми за цирковой собачкой и слушаем пьесу Ф. Лемарка «Пудель и птичка»; рассматриваем гусеницу на листочке и слушаем «Две гусеницы разговаривают» Д. Жученко: наблюдаем за котенком и его мамой-кошкой и слушаем пьесу Б. Берлина «Сонный котенок»; прислушиваемся к звукам приближающейся грозы за окном и слушаем музыку «Гром и дождь» Т. Чудовой и др. В программе музыкального воспитания «Ладушки» (авторы И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева), по которой мы работаем, предлагается немало игровых моментов, сюрпризов в младшей, средней группах, в процессе которых дети встречаются с игрушками-зверятами, оказавшимися в затруднительном положении. Ребятишки с удовольствием помогают мышке спрятаться от злющего кота в ворохе бумаги, глупому птенчику найти среди множества птиц 98 свою маму, показывают укутавшемуся «в сто одежек» зайчонку, как нужно греться зимой, объясняют собачке, что это за странный колючий зверь, о которого она уколола лапку, поют для своих новых друзей песни, танцуют, играют с ними. Интегрированные, тематические, комплексные образовательные мероприятия - это творческое дело педагога, ведь их можно организовать по- разному, интересно. Они помогают развить у детей тонкое, чувственное, бережное отношение к миру природы.

Мы думаем, что представления о природе, полученные в повседневной жизни, могут быть расширены, углублены, систематизированы не только во время организации познавательно-исследовательской деятельности, но и в процессе музыкально-художественной. При совместном восприятии музыки мы широко применяем методы наглядности, такие как рассматривание иллюстраций, детских рисунков, фотоэтюдов, репродукций картин художников, а также найти путь к детскому сердцу помогает метод художественного слова, т. е. читаем с дошкольниками стихи современных детских поэтов, русских поэтов-классиков, обсуждаем созвучность поэтических строк данному музыкальному произведению. Наглядность, поэтическое слово в совокупности с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых музыкальных образов, связанных с явлениями природы, ее сезонными изменениями, и обеспечивают успешный результат. Также в беседах со старшими дошкольниками предлагаем им не только высказывать свои чувства, мысли, ощущения, возникшие под впечатлением услышанной музыки, но и придумать сюжет к ней. Нередко дошколята выражают свои музыкальные впечатления в рисунках. Мы периодически оформляем выставки детских творческих работ «Мы рисуем музыку», где помещаем рисунки, аппликации к полюбившимся детям музыкальным произведениям, песням. Например, рисунки детей на музыку Т. Чудовой «Гром и дождь». Познакомиться ближе с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни помогают различные пластические этюды, музыкально-образные движения. Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, березка, склонившая веточки, хомячок, набивший зерном щечки, котенок, свернувшийся клубочком на коврике, и др.). Подобные задания содействуют не только развитию детского музыкально-двигательного творчества, но и формированию представлений о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе. Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весенняя капель, скрип снега под ногами, шелест листвы, шаги медведя, и т. д.).

Дети - очень чувствительные, эмоциональные и восприимчивые по натуре. Как-то на одном из занятий мы зачитали детям жалобу от планеты Земля. Планета сообщала следующее:

«Привет, ребята!

Это я - планета Земля, обращаюсь к вам со своими жалобами, просьбами и пожеланиями. Пожалуйста, будьте бережны и неравнодушны ко мне! Цените и берегите красоты своего края, своей Родины, своей планеты! Не рвите напрасно цветы на лугу, не разводите костры в лесу, не обижайте животных, насекомых, не загрязняйте реки и водоемы мусором.

К вам, мои малыши такая просьба: вынося мусор из дому, выбрасывайте его в строго отведенные места, не сорите на улице и в лесу!

Если вы исполните мою просьбу, я буду очень благодарна вам! И подарю чистый воздух, прозрачные небеса и чистые реки!

Надеюсь на вас, ребята! Ваша планета Земля!»

Мы долго обсуждали эту жалобу и пришли к выводу, что у природы, как и у человека, оказывается, есть жалобы.

После этого мы с детьми решили создать «Жалобную книгу природы», нам пришла в голову идея разработать целый алгоритм действий, как включить «экологию» в занятия с детьми. Тематические занятия мы решили проводить один раз в месяц.

В один из дней на неделе мы включаем в режимные моменты вводный материал по экологическому воспитанию детей. Это может быть, например: стихотворение о животном или растении, пальчиковая игра, физкультминутка, загадки, игры-ребусы, кроссворды, подвижные игры, разучивание песенки на музыкальном занятии. В течение дня мы играем с детьми по одной какой-то выбранной теме, а в конце дня мы на вечернем сборе подводим итоги дня: что мы узнали, разучили, и как следствие выход проекта. Это может быть – викторина, рисунки детей, выпуск книжки-самоделки, изготовление знаков, советующих бережно относиться к природе. Наша «Жалобная книга природы» подразделяется на два блока – это «Жалобная книга животных» и «Жалобная книга растений». В «Жалобную книгу животных» входят жалобы животных, таких как:

- жалобы ежика, лягушки, бобра, тигра, совы и других животных.

В «Жалобную книгу растений» входят жалобы растений, таких как:

- жалобы ландыша, подснежника, колокольчика и других растений.

Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, пальчиковые игры, связанные по тематике с природой (например, «Гриб-грибок», «Паучок», «Апельсин» и др.), народные подвижные и хороводные игры («Васька-кот», «Ворон», «Репонька-репка» и мн.др.), а также музыкально-дидактические игры («Осьминожки», «Птица и птенчики», «В лесу» и мн.др.) помогают нам в решении задач не только музыкального плана (развитие звуко-высотного, тембрового слуха, чувства ритма), но и экологического направления. Содействуя воспитанию экологической культуры дошкольников, мы совместно провели немало праздников, развлечений, досугов с детьми, а также совместно с их родителями.

Это различные КВНы, турниры, конкурсы, посиделки, марафоны, театральные постановки (например, праздник «День Земли», «Весенние 100 посиделки в клубе любителей природы», «Птицы — наши друзья», «Кто как от дождя спасается», «Как звери лесные к зиме готовились» и мн.др.)

Формы организации музыкально – экологического воспитания детей разнообразны: тематические, сюжетно-игровые занятия, вечера развлечений. Одной из новых форм организации работы с детьми по музыкально – экологическому воспитанию являются тематические дни на экологические темы. Примером такого тематического дня может служить «День земли», который отмечается 22 апреля, и о том, как его можно провести, мы вам сейчас расскажем.

Цель.

Формирование бережного отношения к окружающей среде.

Задачи.

1) Развивать предпосылки экологического сознания.

2) Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические рассуждения.

3) Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

4) Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

5) Продолжать обогащение опыта сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками взаимодействий с взрослым. Мотивационный этап.

Дети утром приходят в группу и видят картину с изображением

«Грустной планеты Земля», маленькие карточки с изображением засохших деревьев, травы, мертвой рыбы, испачканные нефтью обитатели моря и т.п. Дети обсуждают, что могло произойти, что наша Планета «загрустила». И что надо сделать, чем мы можем ей помочь и как. Воспитатель говорит о том, что необходимо задумываться об этом каждый день, а особенно сегодня – В ДЕНЬ ЗЕМЛИ 22 апреля.

Выставка детских рисунков по теме. Фотовыставка «Мы любим путешествовать по Земле» (совместно с родителями). Создание коллекции в группе «Воспоминания о путешествии» (совместно с родителями). Создание флагов Земли, Природы, для украшения группы ко Дню Земли и их 101 Появление в группе картины «Улыбающаяся Планета Земля», коллективное панно «Подарки для Земли», открытка с пожеланиями Земле, письмо президенту нашей страны, о том, как помочь планете Земля.

Дети приходят в группу и рассматривают картину с изображением «Грустной планеты Земля», рассматривают маленькие карточки с изображением засохших деревьев, травы, мертвой рыбы, испачканные нефтью обитатели моря и т.п. Дети делятся мнениями, что могло произойти на той или иной картинке. Дети рассматривают снимки из космоса Земли, иллюстрации, рисунки детей, энциклопедии, карту мира. Обсуждают увиденное с воспитателем, вспоминают, что узнали ранее.

Продолжение обсуждения картины «Грустная планета Земля». Воспитатель говорит детям о том, что об этой проблеме задумываются многие люди нашей планеты, оказывают помощь ей. Предлагает подумать, а чем они вместе смогут помочь нашей планете и главное - как это сделать. Рассказ воспитателя о всемирном празднике Земли. Обсуждение, как мы можем отпраздновать праздник Земли, как поздравляют именинников, обычно и что мы можем придумать для нашей планеты. Обсуждение проблемы «О каких своих проблемах нам могла бы рассказать Земля». Составление памятки о бережном отношении к природе (воспитатель помогает записать). Далее обсуждение подарков Земле и создание коллективного панно «Наши подарки Земле» (рисование, аппликация по желанию детей). Дети готовят «подарки» под музыку Чайковского «Времена года».

Обсуждение опасных ситуаций для человека в природе, как бы поступил ребенок, почему, какой выход можно придумать. Природоохранительный труд, окапывание деревьев. Беседа «Для чего нужны деревья?». Уборка территории от мусора, сортировка мусора, объяснение воспитателя для чего необходимо сортировать мусор. Игра – эстафета «Кто быстрее уберет «мусор», подвижные игры экологического содержания « Береза» Обед, укладывание спать под аудиозаписи со звуками природы. 2-я половина дня.

Гимнастика после сна «Мы - Земляне»

Дети встают после тихого часа и видят картину «Улыбающаяся планета Земля». Дети вспоминают утро, рассматривают картину и обсуждают, что то, что они сделали утром, помогло нашей планете. Высказывают свои мысли и рассуждения по поводу проделанной работы, рассуждают о своих результатах. Воспитатель наводит детей на мысль, о необходимости написания письма президенту страны, чтобы рассказать о том, как мы решили помогать нашей планете и помогли. Чтобы как можно больше людей и детей узнало о том, как надо беречь нашу планету и какие могут быть последствия нарушения бережного отношения к природе, к планете. Дети с воспитателем придумывают 102 и составляют пожелания на День Рождения Земле и записывают в большую открытку, потом подписывают своими печатками – ладошками. Воспитатель показывает опыт с водой, как очистить воду. Дети самостоятельно проводят опыты с водой. Вместе с воспитателем играют в развивающие игры. «Танграм» (составь животное, птицу и т.п.) Дидактическая игра «Земля и ее жители» и т.д. Прогулка с подвижными играми экологического содержания. На следующий день дети с родителями могут вспомнить прошедший день, рассматривая фотовыставку «Как мы поздравляли нашу планету с Днем Рождения!». Формируя гуманное отношение к природе, мы исходим из следующего: главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.

Формируя у детей гуманное отношение к природе, необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, которые помогают ребёнку войти « в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявлять заботу о тех, кто в этом нуждается, защищать тех, кого обижают, помогать попавшим в беду (разумеется, речь идёт о животных, растениях). А активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами. Кроме того, умение сопереживать и сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны её покровительствовать, беречь и заботиться о ней. Ребята должны уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и, по мере своих сил и возможностей, уметь противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, человечество сможет лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.

Великий писатель Михаил Пришвин сказал:

“Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека”. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значить охранять родину”.

Список литературы

1. Абрамова Г.Е. «Экологическое воспитание средствами музыки». - Ярославль, 1995. 103

2. Булкин А. П. «В дружбе с людьми и природой»: - М: Просвещение,1991.

3. Ивановна А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80с.

4. Липнягова Н.Н. Мусихина Т.В. Люби и знай родной край. Научно – практический журнал «Управление ДОУ» 2007-3.-3. с.99

5. Молодова Л.П. «Экологические праздники для детей». - Минск, 1997.

6. Назарова Л.Д. Экология души: Формирование нравственной позиции человека по отношению к миру.ж. Управление ДОУ 2007.-3.с.26

7. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 320с

8. Николаева С.Н. «Программа экологического воспитания дошкольников». – Москва, 2007.

9. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры» –М.,2000

10. Рыжова Н. А. «Экологическое воспитание в детском саду»: - М: «Карапуз»,2000.

11. Рыжова Н.А. Не просто сказки…: Экологические рассказы, сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002г. – 192с.

12. Шишкина В. А. «Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях: - М: ВООП,1998.

Наши новости:

Разместить свою публикацию