Карта педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития в условиях группы общеобразовательной и комбинированной направленности ДОО
- Организационное обеспечение
- Материально-техническое обеспечение
- Программно-методическое обеспечение:
- Организационное обеспечение
- Материально-техническое обеспечение
- Программно-методическое обеспечение:
- Формы и методы организации инклюзивного образования:
- Кадровое обеспечение образовательного процесса:
Нормативно-правовые локальные акты | Внесение в устав пункта по организации база работы с детьми с ОВЗ Положение об организации инклюзивной практики (локальный акт к уставу) Образовательная программа, включающая Коррекционно-развивающую программу Приказ о создании и положение о ПМПк Договор с родителями |
Организация медицинского обслуживания | Сопровождение врача-невролога в учреждениях обслуживания здравоохранения |
Организация питания | Без особенностей, по основному меню ОУ |
Организация взаимодействия с родителями | На основе договора |
Организация взаимодействия с МСЭ | На основе договора |
Организация взаимодействия с ПМПК | На основе договора |
Организация взаимодействия с органами социальной защиты | На основе договора |
Архитектурная среда | Без изменений |
Специальное оборудование | Комната релаксации, лого пункт, сухой бассейн, возможно создание консультативного пункта для родителей и детей редко посещающих образовательное учреждение. Использование технических средств (компьютеры, мультимедийные проекторы с экраном, интерактивные доски). |
-Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.- М.:Просвещение, 2010.
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.Н., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2009.
- Программа для специальных дошкольных учреждений: воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью. Под.ред. Л. А. Тимофеевой - Мн.: Народная асвета, 2007
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2011.
-Баряева Л.Б. , Герасимова Е.О. , Данилина Г.С. , Макарчук Н.А. Родник: программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего возраста. – М.: Лоиро, 1997.
-Баряева Л.Б. , Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. Герцена , 2001.
- Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие. Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. - М.: Экзамен, 2006.
- Иванова А. Е., Кравец О. Ю., Рыбкина И. А. и др. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста /Под ред. Н. В. Серебряковой. - СПб.: КАРО, 2005.
4. Формы и методы организации инклюзивного образования – использование адаптированных образовательных программ, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий. Для детей, которые медленно думают, плохо запоминают и не умеют планировать свою деятельность необходимо использовать схемы, алгоритмы. Инструкция для таких детей должна быть короткой, а пройденный материал периодически закрепляться. В течении дня использовать дыхательные упражнения.
5. Кадровое обеспечение образовательного процесса:
-воспитатель,
-учитель-дефектолог,
-логопед,
-педагог-психолог,
-тьютор,
-педагог дополнительного образования,
-координатор по инклюзии (методист).
Карта педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения
в условиях группы общеобразовательной и комбинированной направленности ДОО
Нормативно-правовые локальные акты | Внесение в устав пункта по организации база работы с детьми с ОВЗ Положение об организации инклюзивной практики (локальный акт к уставу) Образовательная программа, включающая Коррекционно-развивающую программу Приказ о создании и положение о ПМПк Договор с родителями |
Организация медицинского обслуживания | Необходимо системное сопровождение ребёнка врачом-офтальмологом и врачом-неврологом (по необходимости). |
Организация питания | Без особенностей, по основному меню ОУ |
Организация взаимодействия с родителями | На основе договора |
Организация взаимодействия с МСЭ | На основе договора |
Организация взаимодействия с ПМПК | На основе договора |
Организация взаимодействия с органами социальной защиты | На основе договора |
Архитектурная среда | -крайние ступеньки лестницы при входе в ОУ для ориентации необходимо покрасить в контрастные цвета. Обязательно нужны перила. Дверь тоже лучше сделать яркой контрастной окраски. Если двери стеклянные, то на ней яркой краской надо пометить открывающиеся части; -внутри помещения наклеиваются яркие наклейки по всему ходу продвижения ребёнка (по краям ступеней, по перилам, на косяки, двери). Можно использовать тактильные ориентиры для лестниц и коридоров (обозначение наощупь) и звуковые ориентиры; |
Специальное оборудование | -зрительные ориентиры для слабовидящих детей на спортивном оборудовании (края скамьи обозначить красной полосой, на шведской стене нарисовать яркие определители, мячи должны быть яркого цвета; -рекомендуется использовать вертикальные подставки, мольберты. Для каждого ребёнка с нарушением зрения необходимо приобрести зелёную «подложку - фон»; -также необходимо дополнительное освещение на рабочем месте ребёнка и дополнительного освещения доски; -листы для творчества детей использовать желтоватые, сероватые, шероховатые. Книги с не глянцевыми страницами; -комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими модулями и коврами; -кабинет учителя-дефектолога (тифлопедагога). |
-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997.
- Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. Под науч. ред. Шипициной Л.М. - СПб.: Образование, 1995.
- Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие. - М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2006.
-Развернутое тематическое планирование по программе под ред. Л.И. Плаксиной / авт.-сост. Е.А. Чевычелова. – Вологоград.: Учитель, 2012
- Феоктистова В.А., Головина Т.П., Рудакова Л.В. и др. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие. – СПб.: Образование, 1995.
- Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие. - М.: Экзамен, 2006
- Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры. Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства, 2006.
- Хорош С.М., Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника. – М.: ВОС, 1983
- Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. – Калуга: «Адель», 1998.
- Е.В.Колесникова. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет.–М.: «Ювента», 2004.
-Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. - М.: Школьная Пресса, 2007.
- Сековец Л.С., Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
– Н. Новгород: Изд-во Ю.А. Николаева, 2001.
- Плаксина Л.И, Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения: учебно-методическое пособие для педагога-дефектолога. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2008.
- определить место посадки ребёнка на занятии и необходимо следить за позой дошкольника;
- обязательной частью любого занятия является проведение физминуток, во время которых следует проводить специальную гимнастику для глаз (специальные упражнения по 30-60 сек, 2 раза);
- воспитателю необходимо чётко соблюдать показания и противопоказания к занятию спортом. Ограничить спортивные соревнования, поднятия тяжестей (можно назначить такие виды спорта, как плавание, без прыжков с высоты, бег трусцой, теннис, бадминтон ;
- педагогу, работающему с таким ребёнком, рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета;
- в связи с тем, что темп работы детей с нарушением зрения замедлен, им следует давать больше времени для выполнения заданий;
- педагог должен говорить медленно, ставить вопросы чётко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Следует не торопить их с ответом, а наоборот, дать одну-две минуты на обдумывание;
- при работе с сюжетным изображением следует исключить несущественные детали. Демонстрационный материал должен быть крупным, не менее 15-20 см;
- рекомендуется проводить мероприятия, связанные с развитием творческое деятельности (музыка, танцы, оригами, театрализованная деятельность, адаптивная физкультура).
- врач-офтальмолог;
- учитель-дефектолог;
- логопед;
- тьютор;
- координатор по инклюзии;
- воспитатель;
- социальные педагоги.
Карта педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха
в условиях группы общеобразовательной и комбинированной направленности ДОО
- Организационное обеспечение
- Материально-техническое обеспечение
- Программно-методическое обеспечение:
Нормативно-правовые локальные акты | Внесение в устав пункта по организации база работы с детьми с ОВЗ Положение об организации инклюзивной практики (локальный акт к уставу) Образовательная программа, включающая Коррекционно-развивающую программу Приказ о создании и положение о ПМПк Договор с родителями |
Организация медицинского обслуживания | Организация комнат охраны слуха в ОУ |
Организация питания | Без особенностей, по основному меню ОУ |
Организация взаимодействия с родителями | На основе договора |
Организация взаимодействия с МСЭ | На основе договора |
Организация взаимодействия с ПМПК | На основе договора |
Организация взаимодействия с органами социальной защиты | На основе договора |
Архитектурная среда | -звукоизолирующий кабинет сурдопедагога для проведения индивидуальных и групповых занятий; -кабинет логопеда для индивидуальных и занятий с подгруппой детей; -кабинет психолога; -первая парта (стол) с организацией достаточного пространства, чтобы ребёнок с нарушением слуха имел возможность поворачиваться и слухо-зрительно воспринимать речь остальных детей. |
Специальное оборудование | -мультимедийная доска и оборудование; -индивидуальные слуховые аппараты; -микрофоны, наушники; -компьютеры; -музыкальный центр с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокниги: -диагностический набор для определения уровня слухового восприятия: -наглядный материал по изучаемым темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы); -специальная литература по сурдопедагогике и сурдопсихологии; -индикатор звучания ИНЗ. |
-Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В., Трофимова Г.В. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. – М: Владос, 1991, 2001.
-Головчиц Л.А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» - М.: Гном и Д, 2006.
-Богданова Т.Г., Варламова О.И. Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011
-Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М., 1995.
-Петрова О. А. Развивающие занятия для детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
- СПб, Речь, 2008
-Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе: Учебное пособие.
- М.: Владос, 2004
-Новикова О.О., Шматко Н.Д. Речевая ритмика для малышей. Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет. – М., 2003.
-Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Серия: Коррекционная педагогика
– М: Владос, 2004 г.
-Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2003
-Волкова К. А., Денисова О. А., Казанская В. Л., Методика обучения глухих детей произношению. Серия: Коррекционная педагогика. – М: Владос, 2008 г.
-Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. - М.: 2001
-Трофимова Г.В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. – М., 1999.
Раздел программы «Изобразительная деятельность и конструирование» в кн. Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В., Трофимова Г.В. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. – М: Владос, 1991, 2001.
-Речицкая Е.Г., Грачева О.Н. Использование русского фольклора в обучении и воспитании слабослышащих дошкольников. - М.: НЦ ЭНАС, 2003 год
-Леонгард Э.И. Всегда вместе. Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха. - М.: ООО «Полиграф сервис», 2002.
-Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард. – М.: Теревинф, 2009
-Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. Учебное пособие. - М.: Владос, 2001
-Янн Петер Антон. Воспитание и обучение глухого ребенка. Сурдопедагогика как наука.
Перевод Л. Родченко, Н. Назарова. – М.: Академия, 2003 г.
-Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. (Учебник для студентов ВУЗов) - М.: Владос
4. Формы и методы организации инклюзивного образования:
-организация рабочего пространства педагога: месторасположение относительно ребёнка с нарушенным слухом; соблюдение требований к речи педагога (речь чёткая, при объяснении материала стоять лицом к ребёнку); использование наглядного и дидактического материала во время устных объяснений; контроль понимания ребёнком заданий и инструкций до их выполнения (обратная связь) и т. д.;
-организация рабочего пространства ребёнка с нарушением слуха: месторасположение; наличие исправных слуховых аппаратов; готовность работать по индивидуальным дидактическим пособиям и т. д.;
-включение глухого/слабослышащего ребёнка в учебную деятельность на занятие, используя специальные методы, приемы и средства, учитывая возможности дошкольника и избегая гиперопеки, не снижая при этом темп проведения занятия;
- рекомендуется активно использовать дополнительные и вспомогательные формы организации образовательного процесса: экскурсии, дополнительные занятия, кружковую работу, праздники, тематические вечера;
- использовать практически действенные методы – приучение, упражнение, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность;
- использование нетрадиционных методов – арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства), ритмика, иппотерапия (верховая езда).
5. Кадровое обеспечение образовательного процесса:
- учитель-дефектолог (сурдопедагог);
- логопед;
- тьютор;
- координатор по инклюзии;
- воспитатель;
- социальные педагоги;
- педагог-психолог.
Карта педагогическое сопровождение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях группы общеобразовательной и комбинированной направленности ДОО
- Организационное обеспечение
- Материально-техническое обеспечение
- Программно-методическое обеспечение:
- Формы и методы организации инклюзивного образования:
Нормативно-правовые локальные акты | Внесение в устав пункта по организации база работы с детьми с ОВЗ Положение об организации инклюзивной практики (локальный акт к уставу) Образовательная программа, включающая Коррекционно-развивающую программу Приказ о создании и положение о ПМПк Договор с родителями |
Организация медицинского обслуживания | Необходимо системное сопровождение ребёнка врачом-ортопедом и врачом-неврологом (по необходимости) |
Организация питания | Без особенностей, по основному меню ОУ |
Организация взаимодействия с родителями | На основе договора |
Организация взаимодействия с МСЭ | На основе договора |
Организация взаимодействия с ПМПК | На основе договора |
Организация взаимодействия с органами социальной защиты | На основе договора |
Архитектурная среда | -установка пандуса (возможен откидной); -дверь должна открываться в противоположную сторону от пандуса; -вдоль коридоров установить поручни по всему периметру; -ширина дверных проёмов не менее 80-85 см.; -зона для релаксации. |
Специальное оборудование | -специальное оборудование учреждения (при расстановке мебели и игрового оборудования следует учесть недостаточную координированность и устойчивость детей). В групповом пространстве на пути движения детей не должно быть острых углов, необходимо застелить полы мягким ковровым покрытием и расположить на них различные валики, подушечки и т. п.; -средства передвижения: кресло-каталка (с ручным или электрическим приводом); каталка-кроватка; трехколесный велосипед (с мотором и без него); автомобиль, приспособленный для инвалида (управление, подъемник для посадки), подъемники для пересаживания и др.; -ортопедическая обувь и ортопедические приспособления; -специальная мебель и специальные приборы для обучения (ручки, карандаши-держатели, утяжелители для рук), мягкие маты, специальные игрушки, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям и особенностям детей; -средства, облегчающие самообслуживание детей (специальные тарелки, чашки, ложки); -тренажеры для развития манипулятивных функций рук; -приспособления для дверей (автоматическое открывание), для лестницы (площадка подъемник); для туалета (стульчик, ручки и перила, подъемник для ванны); -адаптированные туалеты, включающие в себя кушетки для смены памперсов; -средства, помогающие разговаривать, писать, читать говорить по телефону; приборы коммуникации; средства альтернативной коммуникации (планшеты, коммуникаторы, специальная клавиатура, свичкнопки и др.), устройства для чтения с кнопками, которые не нужно держать руками, электронные книги, лупа (если есть зрительные нарушения); -подъемники, велотренажеры, коврики; -зал для занятий ЛФК с дополнительным оборудованием (тренажеры, маты, вертикализатор; -оборудование сенсорной комнаты для релаксации; -оборудование класса мультимедийным проектором, макинтошами; -микроавтобус с подъемником. |
-Левченко И.Ю., Приходько О.В. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Академия, 2001, 192с.
-Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: методическое пособие. – М.: КАРО, 2006
- Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: методическое пособие для педагогов / Е.А Стребелева, Ю.Ю. Белякова, М.В. Браткова и др.; под. ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Экзамен, 2004.
- Симонова Н.В. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 1987.
- Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками.- М.: Книголюб, 2008
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПБ. 2003
-Устинова Е.В. Детский церебральный паралич: психологическая помощь дошкольникам. – М.: Книголюб, 2007
- Кроткова А. В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом: Учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей //в сб. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2009.
- Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда. - М.: Просвещение, 1985.
- Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП.- СПб., Детство-Пресс, 2004
- Клюева Н.М. Корригирующая гимнастика для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – СПб., Детство-Пресс, 2007
- Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников. – М.,2006
- Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3-4 лет. – М., Просвещение, 2007.
Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет. - М., Просвещение, 2005.
- Зельдин Л.М. Развитие движения при различных формах ДЦП. – Москва: Теревинф, 2012
-Якубович М.А., Преснова О.В. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физвоспитания, М.: ВЛАДОС, 2006
-Шоо Михаэль. Спортивные и подвижные игры для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: Academia, 2003.
- Новикова И.М.. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2009
- Коноваленко С.В. ДЦП: Конструктивная деятельность детей. – М., Книголюб, 2007
- Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. - М., 2001.
- Кузнецова Г.В. Основы изодеятельности. Методические рекомендации к обучению изодеятельности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде. - М.,1998.
-Кононова Н.Г. Коррекция функций у детей с церебральным параличом средствами музыки. – М.: ВЛАДОС, 2008
-Финни Нэнси Р. Ребенок с церебральным параличом. Помощь. Уход. Развитие. Книга для родителей. – М.:Теревинф, 2009.
-Вспомогательные средства и приспособления. В помощь детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. – Минск, 2010
-Шипицына Л. М., Мамайчук И. И., Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. -М.Владос, 2004
-Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением движений. Методическое пособие под ред. Л.М.Шипициной. - СПб, 1995
-формы работы на занятии с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные; возможен лабильный подход к уровню усвоения материала разными детьми. В зависимости от возраста количество занятий, их продолжительность, а также их виды варьируют на разных годах пребывания ребенка в образовательном учреждении. Формы коррекционной работы с воспитанниками определяются общеобразовательным учреждением в соответствии с медицинскими показаниями;
-в работе с детьми с нарушением ОДА используют следующие методы: целенаправленные действия с дидактическими материалами; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения; речевая инструкция, беседа, описание предмета;
указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания; метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);
-в организации режимных компонентов использовать двигательный режим и оптимально-статико-динамический режим;
-исключить силовые нагрузки и следить за осанкой во всех видах деятельности;
-на время сна обеспечить каждого ребёнка с нарушением ОДА твёрдым матрацем и подушкой-валиком;
-проследить, чтобы обувь у ребёнка была правильной (нога должна быть хорошо зафиксирована и поэтому обувь должна иметь зарытый носок и пятку, небольшой широкий каблучок), на занятиях ФИЗо необходимы спортивные кроссовки;
-для формирования правильной осанки используются корригирующие дорожки, чехлы на стулья, массажные тапочки, мячики и т. п.; во время побудки хорошо поползать на четвереньках, но после выполнения такого упражнения обязательно нужно потянуться вверх или повисеть на турнике;
-в работе с такими детьми хорошо использовать алгоритмы, пиктограммы и индивидуальные «карточки-напоминалки».
5. Кадровое обеспечение образовательного процесса:
-врач-ортопед;
-инструктор ФИЗО;
-инструктор ЛФК;
-массажист;
-педагог-психолог;
-учитель-логопед;
-социальный педагог;
-тьютор;
- координатор по инклюзии;
- воспитатель.
Карта педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутического спектра в условиях группы общеобразовательной и комбинированной направленности ДОО
- Организационное обеспечение
- Материально-техническое обеспечение
- Программно-методическое обеспечение:
- Формы и методы организации инклюзивного образования:
- Кадровое обеспечение образовательного процесса:
Нормативно-правовые локальные акты | Внесение в устав пункта по организации база работы с детьми с ОВЗ Положение об организации инклюзивной практики (локальный акт к уставу) Образовательная программа, включающая Коррекционно-развивающую программу Приказ о создании и положение о ПМПк Договор с родителями |
Организация медицинского обслуживания | Сопровождение врача-психиатра в учреждениях обслуживания здравоохранения |
Организация питания | Без особенностей, по основному меню ОУ |
Организация взаимодействия с родителями | На основе договора |
Организация взаимодействия с МСЭ | На основе договора |
Организация взаимодействия с ПМПК | На основе договора |
Организация взаимодействия с органами социальной защиты | На основе договора |
Архитектурная среда | Без изменений |
Специальное оборудование | -оборудование для игровых комнат и двигательных зон, укомплектованное в зависимости от возраста и предпочтений ребёнка; -оборудование для комнаты релаксации: мягкая мебель, ковровое покрытие, аквариум, аудио оборудование (с набором дисков музыкальных и звуков природы); -стенды с опорными материалами (правила поведения в группе, схемы); - лого пункт, сухой бассейн, возможно создание консультативного пункта для родителей и детей редко посещающих образовательное учреждение. |
-Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития Программно-методические материалы/ Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: Владос,
-Исаева Т.Н., Багаева Г.Н. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. – М.: Просвещение, 1993.
- Худенко Е.Д., Приходько О.Г. Программа воспитание и социализации детей со сложной структурой дефекта – М., 2008
- Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие. Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. - М.: Экзамен, 2006.
- Закрепина А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству: методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007. - 141, [3] с. – Дошкольник
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - М.: Аркти, 2000.
- Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта.- М.: Дидактика Плюс, 2002.
-Лебедева Е. Н. Ознакомление детей с отклонениями в умственном развитии со звуками окружающей действительности. Методическое пособие. - М.: Классикс Стиль, 2007.
- Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем, обучая : методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. – М.:Сфера, 2007.
При организации образовательного процесса используют следующие формы и методы:
-фронтальная, подгрупповая, малогрупповая, индивидуальная;
-дозирование учебных и эмоциональных нагрузок;
-гибкий режим нахождения в среде сверстников;
-индивидуальная система оценивания достижений;
-система позитивного подкрепления одобряемых форм поведения;
- рекомендуется проводить мероприятия, связанные с развитием творческое деятельности (музыка, танцы, ритмика, театрализованная деятельность).
-воспитатель,
-учитель-дефектолог,
-логопед,
-педагог-психолог,
-тьютор,
-педагог дополнительного образования,
-координатор по инклюзии (методист).