Конспект занятия для детей средней группы по теме: «Моя малая Родина»
Кузнецова Н.П. воспитатель МБДОУ Д/С №15 «Колобок» Кувандыкского городского округа.
Доминирующая образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Вид деятельности детей:
- коммуникативная;
- двигательная.
Методы и приемы реализации содержания: беседа, вопросы, обращение к опыту детей; приемы активизации самостоятельного мышления детей, поощрение, приемы здоровьесберегающего обучения (пальчиковая гимнастика, динамическая пауза), рефлексия.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Цель: Формирование у детей понятия «Малая Родина». Вызвать интерес к истории возникновения города Кувандыка.
Задачи.
Образовательные:Расширить представления детей о городе Кувандыке, его достопримечательностях и исторических памятниках. Познакомить детей с
историей создания города. Совершенствовать навыки диалогической речи детей среднего дошкольного возраста. Пополнить словарь: архитектура, исторические памятники, герб. Продолжать учить делать простые выводы.
Развивающие: Продолжать развивать мыслительные операции (анализ, синтез).
Воспитательные: Продолжать воспитывать нравственные качества у воспитанников: бережное отношение к городу, к труду взрослых
Планируемые результаты:
- эмоционально отзывчив на происходящее, получает удовольствие от совместной деятельности, испытывает потребность в общении и речевом взаимодействии со сверстниками;
- внимателен, способен четко и грамотно отвечать на поставленный вопрос, умеет выражать свои мысли;
- знаком с легендой возникновения Кувандыка, знает названия основных улиц города.
Предварительная работа
1 Беседа о правилах поведения на улице.
2 Экскурсия в музей, в типографию, на почту.
3 Прогулка по улице Оренбургской и создание макета этой улицы.
4 Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций ,фотографий по теме.
5Сюжетно-ролевая игра «Почта» на знание адреса дома и д/сада
6 Прослушивание стихов о городе Кувандыке. Заучивание стихотворных произведений поэтов города Кувандыка.
Приоритетные образовательные области: Познание; коммуникация.
Интеграция образовательных областей: Музыка; социализация; безопасность; здоровье.
Виды деятельности: позновательно- исследовательская, продуктивная, коммуникативная.
Организация среды для проведения образовательной деятельности:
Герб города Кувандыка в виде разрезных картинок(6 частей
Макет центра города;
Набор счетных палочек;
Аудиозаписи: песня «Родина», веселая музыка, шум ручья, пение птиц, звуки курая.
Организационный момент: (звучит песня «Родина»)
Воспитатель: Что мы называем Родиной?
Дети: Родина-это место, где мы родились и где мы живём, ходим в детский сад, где стоит наш дом ,где живут друзья.
Воспитатель: Верно! Это наш город Кувандык. Послушайте стихотворенье В. Степанова «Родина»
Что мы Родиной зовём
Дом где мы с тобой растём
И берёзки у дороги
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край где мы с тобой живем.
Ход деятельности:
Воспитатель: Дети, наша с вами малая Родина- наш город. Вспомните его название.
Дети: Наш город называется Кувандык
Воспитатель: Скажите , почему наш город получил такое название?
Дети отвечают.
Воспитатель: Присядьте на ковёр и послушайте легенду.( под звуки курая воспитатель рассказывает легенду) Рассказывают, что в давние времена в наших горах башкирский парень по имени Рамазан искал камни, которыми можно было бы точить ножи, косы, и другой инвентарь скотоводов. На берегу горной речушки он оставил своего коня и забрёл в совершенно незнакомое место. Заросшую лесом долину рассекала речушка с прозрачной водой. Только щебетанье птиц да журчание ручья нарушали тишину. А тут и конь заржал. Рамазан обрадовался что нашел коня ,и тогда сказал речке :»О радость! О счастье!» В дальнейшем стали называть речку Кувандычка, т.е. радостная. На её берега привёл Рамазан людей из своего племени, расставили они юрты и стали жить .А назвали своё поселение Кувандык –«Долина счастья»
Наш город называется Кувандык, а как называют жителей города?
Дети: Кувандычане
Воспитатель: Правильно, кувандычане! Каждый город имеет свою символику. У Кувандыка тоже есть свой герб. А где можно увидеть герб нашего города?
Дети: На здании Администрации, в краеведческом музее, в детском саду в мини музее.
Воспитатель: Что изображено на гербе нашего города?
Дети: На голубом фоне изображён золотой конь и серебристая река.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно описали герб нашего города Кувандыка. И заметили, что на гербе отразилась легенда о возникновении Кувандыка.
Игра: »Собери герб» (2команды ,разрезные картинки из 6 частей)
Воспитатель: Ребята ,а вы любите свой город, свою малую Родину?
Дети : Любим и даже сочинили с мамами стихотворенья о городе.
1Я город свой люблю
И всю любовь ему дарю!
Люблю по улицам гулять,
Прыгать, бегать и скакать.(Вова)
2 Он стоит величаво и гордо,
Опоясанный горной каймой.
И по праву гордятся им люди
Тем что город красивый такой.(Вадим)
3 Я городу этот стишок подарю,
Ведь Кувандык я всем сердцем люблю.
Хотите знать почему?
Сложила стишок я ему?
Ответ на вопрос мой очень простой,
Ведь Кувандык мой город родной!(Алина)
Воспитатель: Молодцы ребята!
(Раздается гудок паровоза, вбегает рассеянный с улицы Бассеянной).
Р.Б.Что за станция такая, Дибуны или Ямская?
Дети : Ты находишься в детском саду «Колобок» города Кувандыка
Р.Б. Быть не может! то за шутки?
Еду я вторые сутки
Еду в город Ленинград,
А приехал в Детский сад!
Попрошу я вас ребята,
Рассказать мне по порядку,
Например как вы сегодня
Утром делали зарядку.
Физминутка
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
А потом их развернём
И к себе скорей прижмём.
Поворачиваем тело
То направо, то налево.
Шишки дружно собираем
И в корзину их бросаем
Р.Б.А я, между прочим, ехал в город Ленинград на экскурсию, и что теперь делать не знаю. И поезд мой ушёл. (грустит)
Воспитатель: Ребята, как же нам помочь рассеянному?
Дети: Довести до вокзала, посадить на поезд…
Воспитатель: Но поезд до Ленинграда будет только вечером. Я предлагаю провести экскурсию по нашему городу, а экскурсоводами будем мы с вами вы согласны?
Дети : да!
Воспитатель: А ты Рассеянный согласен?
Рассеянный: Я согласен, а что есть в вашем городе?
Дети: Дома, школы, почта, рынок, магазины, вокзалы.
Рассеянный: А как же вы здесь не теряетесь? Так много домов, можно и заблудиться.
Воспитатель: Если знаешь свой адрес - не заблудишься
Рассеянный: Ребята, а что такое адрес?
Дети: Название города, улицы, номера дома.
Воспитатель: А теперь отгадайте загадки:
В два ряда стоят
Квадратными глазами друг на друга глядят (улица)
Воспитатель: еще одна загадка.
В этот дом идут с утра
Дети с нашего двора.
Он уютный и большой
Он всем детям как родной.
Там они гуляют, спят,
На занятиях сидят.
Сказки слушают, танцуют.
Учатся считать, рисуют. (Детский сад).
Рассеянный: А на какой улице находиться ваш д/сад?
Ребенок : наш детский сад находиться на улице Оренбургской. Я тоже живу на этой улице!
Рассеянный: Как интересно! Я хочу пройтись по этой улице!
Дети : По улице надо идти спокойным шагом, идти по тротуару, по правой его стороне, не выбегая на дорогу, не толкаться, улицу переходить при зеленом сете светофора, или по пешеходному переходу.
Рассеянный: Молодцы! Как много вы знаете!
Воспитатель: Посмотрите на макет эта улица Оренбургская! Какая она?
Дети: Широкая, длинная, красивая, по ней ходят пешеходы и едут машины!
Рассеянный: (показывая на дома) А это что?
Дети : Здания.
Воспитатель: Как расположены здания на улице?
Дети: Они стоят по обе стороны дороги.
Рассеянный: А для чего нужны здания?
Дети: В них живут и работают люди.
Рассеянный: Вот ваш д/сад. Я его узнал. А это что за красивый дом на другой стороне улицы?
Ребенок: Это здание администрации. Здесь работают руководители города и района. Вверху здания видно герб нашего города. Рядом на площади проходят городские праздники, парады, ярмарки.
Ребенок: Это краеведческий музей. Здесь храниться история нашего города и района. Здесь мы видели герб города Кувандыка, когда ходили на экскурсию.
Ребенок: Это редакция газеты «Новый путь». Здесь делают мою любимую газету «Почитайка».
Воспитатель: Вот мы и прошли по Оренбургской и познакомили Рассеянного с д/садом, администрацией, музеем.
Рассеянный: Мне очень понравилась экскурсия. Я запомню свой адрес и буду очень внимательным.
Раздается гудок паровоза.
Рассеянный: А вот и мой поезд пришел, спасибо вам, ребята, за все. А мне пора уезжать, до свидания. (Уходит).
Воспитатель : Дети, давайте посмотрим свою улицу и придумаем ей название.
(Дети выкладывают из счетных палочек изображения домов, детского сада, качелей, песочниц, машин и т.д.)
Воспитатель: Замечательная улица получилась. Давайте придумаем улице название. Вы ее построили, были строителями. Можно назвать улицу в вашу честь – улица Строителей.
Рефлексия:- Ребята, расскажите, что нового вы узнали о родном городе? Кому помогли?
Что вам больше всего понравилось?
Ребята, если вы считаете, что хорошо справились с заданиями возьмите себе шар красного цвета, а если считаете что вам что-то не удалось, возьмите шар синего цвета.
Список литературы
1.«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией
Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.
2.Маханёва М. Д. Нравственно патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М.; Аркти, 2005г.
3. Новицкая М. Ю. Патриотическое воспитание в детском саду. М. Линка-Пресс 2003г.
4. Материалы из архива городского музея