Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95421

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 29.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры казачества

Дата публикации:

Автор:
заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, МБДОУ Детский сад № 22 "Синяя птица", ЯНАО, г. Салехард

Цель: Современная эпоха отмечается наличием целого ряда социально-экономических, экологических, политических и других проблем, связанных с глобальным кризисом духовной сферы. Все негативные тенденции деструктивных изменений духовности российского общества, связанные с падением нравов, распадом семей, появлением большого количества брошенных детей и стариков, детское сиротство и беспризорность, так или иначе, обусловлены разрушением национально-культурных традиций. Наиболее незащищенными от негативных воздействий оказались дети.

Задачи: В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возраста, именно в этом возрасте закладываются ценностные приоритеты, базис нравственности и культурного потенциала, начинается процесс социализации, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Современная эпоха отмечаетсяналичием целого ряда социально-экономических, экологических, политических и других проблем, связанных с глобальным кризисом духовной сферы. Все негативные тенденции деструктивных изменений духовности российского общества, связанные с падением нравов, распадом семей, появлением большого количества брошенных детей и стариков, детское сиротство и беспризорность, так или иначе, обусловлены разрушением национально-культурных традиций. Наиболее незащищенными от негативных воздействий оказались дети.

В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возраста, именно в этом возрасте закладываютсяценностные приоритеты, базис нравственности и культурного потенциала, начинается процесс социализации, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

С целью возрождения казачьих традиций на Ямале и при поддержке Обско-Полярного отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества, был изучен многолетний опыт развития казачьего движения в МБДОУДСКВ«Руслан»г. Новый Уренгой,под руководством заведующего ДжемакуловойБопай Амербиевны.Вдохновившись идеей и в рамках взаимодействия с семьями воспитанников, казачьим обществом, для реализации на базе МБДОУ Детский сад № 22 «Синяя птица» в 2018 – 2019 учебном году разработан социально-значимый проект«Казачата». Составители: заместитель заведующего по воспитательно-методической работе Рафикова Наталья Валентиновна, инструкторы по физической культуре: Гизатуллина Алина Владимировна, Шумилова Людмила Ивановна, музыкальные руководители: Зюзина Ольга Афанасьевна, Богидаева Таисья Анатольевна и воспитатели подготовительных групп Алешина Татьяна Васильевна, Стахиюк Анастасия Николаевна, Удодова Виктория Юрьевна, Евглевская Татьяна Александровна, Харючи Ольга Валерьевна, Тобольчина Екатерина Семёновна, гденашлиотражениевопросы ознакомлениядетейсисторическимикорнямигорода,края,жизньюи бытом казаков; первопроходцами, героями труда и ВОВ, символикой России, праздниками родного города, днём Отечества, музеями, различными конкурсами, кадетским движением и др.

Социальный эффект, ожидаемый от реализации – вовлечение детей подготовительных групп МБДОУ Детский сад № 22 «Синяя птица» в этотпроектдаетвозможность создатьсредудля патриотического воспитания и духовного развития подрастающего поколения.

Цельпроектаосуществлениенравственного,интеллектуального, физическогоразвитиядошкольников посредствомознакомлениясосвоей малой Родиной, культурой славянского народа.

Основные задачи проекта: формированиеустаршихдошкольниковнравственныхкачеств личности через ознакомление с родным городом, Ямалом, формированиегражданскойпозицииипатриотическихчувствк прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину, расширениепредставлениядетейобистории,культуреказачества, праздников патриотической направленности, ознакомление с устоями и традициями Казачьего общества, нравственноевоспитаниедетейнаосновесохраненияиразвития казачьих традиций и обычаев.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Казачьи народные традиции, используемые в формировании национального самосознания старших дошкольников, можно разделить на несколько основных направлений:

1. Создание атмосферы казачьего быта. Окружающие предметы, впервые воспринимаемые ребенком, должны быть связны с местным укладом. Это помогает детям с самого раннего возраста осознать, что они являются неотъемлемой частью казачьего субэтноса.

2. Традиционная празднично-обрядовая культура – важная составляющая самобытной культурыказачества. Она, создает условия для передачи традиций из поколения в поколение, закладывая основы национального самосознания.

3. Народный казачий фольклор, казачье народное искусство. В устном народном творчестве казаков в полной мере отразились черты свободолюбивого характер казачества, его нравственные ценности, отражающие представления о добре, правде, верности, храбрости, красоте, трудолюбии.

4. Казачьи народные игры способствуют расширению кругозора, уточняют представления об окружающем мире, нравственные понятия, формируя их при этом. Во многих играх осуществляется имитация повседневной работы взрослых, заботы о детях и животных, семейных взаимоотношений.

Спортивные народные казачьи игры способствуют полноценному физическому развитию детей. Это позволяет с малых лет подготовить их к самостоятельной жизни, сформировать у них основы национального самосознания и самосознания в целом.

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ, работа осуществляется в трех направлениях:

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Детский сад в своей работе с семьёй опирается на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной, духовно развитой личности. Известно, что основы духовной культуры личности закладываются в семье в дошкольные годы жизни ребенка. Поэтому наиболее значима роль родителей в духовно-нравственном воспитании, в стабилизации духовных процессов в социуме, в духовном возрождении, воссоздании ценностной сферы жизни всего общества и отдельного человека.

Взаимодействие с родителями необходимо, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания. Эта работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит укреплению эмоциональной и духовной близости детей и родителей. Одна из форм взаимодействия с родителями и детьми это совместные экскурсии детей, родителей и педагогов в музеи и храмы родного края. Еще одна из форм совместной работы с семьей по воспитанию духовно — нравственной культуры, конкурсы: «Традиции моей семьи», «Генеалогическое древо моей семьи» и другие.

Знакомя дошкольников с жизнью, традициями и обычаями казаков, мы развиваем познавательный интерес к истории своего народа. Приобщаем детей к народным традициям, воспитываем чувство уважения к старшим поколениям, расширяем знания детей о казачестве, развиваем интерес к историческому прошлому, вызывая желание у детей знакомиться с жизнью казаков. Воспитание самосознания дошкольников на культуре казачества — это знакомство с семейными традициями и обрядами от святой купели и до конца земной жизни. Работа в этом направлении немыслима без тесного взаимодействия с семьями, которые тоже становятся активными участниками воспитательного процесса, внедряя у себя элементы казачьей культуры. Одна из важных задач детского сада по воспитанию духовно-нравственной культуры дошкольников — это установление тесной связи с семьёй.

Как дерево не может жить без корней, так человек не может чувствовать себя свободным в обществе, не опираясь на традиции и обычаи своего народа.

Поэтому возрождение и изучение быта и уклада жизни наших предшественников оказалось очень важной и актуальной темой.

Приобщение детей к культуре казаков дает возможность использовать на практике казачьи традиции, культуру и искусство в ходе воспитания и обучения современных детей и должно быть основано на отзывчивости, воспитание у детей потребности и желания познавать эту самобытную народную культуру. Чем глубже и вдумчивей они воспринимают свое культурное наследие, тем больше и всеобъемлюще ее культурное влияние.

Воспитание самосознания дошкольников на культуре казачества – это знакомство с семейными традициями и обрядами. Работа в этом направлении немыслима без тесного взаимодействия с семьями, которые тоже становятся активными участниками воспитательного процесса, внедряя у себя элементы казачьей культуры. В рамках культурного казачьего сообщества принципиально значимо, чтобы воспитательная среда детского дошкольного учреждения активно соотносилась с другими воспитывающими средами. Очень важны для детей встречи и общение с настоящими казаками. Целесообразно, чтобы дети из дошкольных учреждений, развивающих южнорусскую культурную казачью традицию, поступали на учебу в казачьи классы.

Потеря народных традиций невосполнима: они являются нравственной опорой, служат живительным источником. Чтобы возродить народные традиции надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребёнок с его чистой душой, творческим мышлением, может освоить традиционную культуру своего народа.

Чрезвычайно важно вернуть отраженные в народной культуре человеческие ценности. Для этого необходимо знакомство детей, начиная с дошкольного возраста с национальными традициями своего народа.

Казачество сберегло до настоящего времени основы своей духовной культуры. Заложенные в традиционной культуре казачества духовность и нравственность способствуют появлению гармоничных отношений между людьми, уважения к традициям, доброжелательности к окружающим, любви и ответственного отношения к природе родного края, нормализуют бытовой уклад, отношения в семье.

Следование обычаям традиционной культуры казачества развивает у детей чувство национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа среди других народов России и мира и обеспечивает становление на этой основе национального сознания.

В процессе воспитания казаки широко применяли труд, военно-спортивные и праздничные мероприятия, обучение, традиционные основы культуры – обряды, обычаи, традиции.

Очень важным в воспитании было стремление прививать детям доброту и благожелательность, щедрость, которые считались главными богатствами человека.

Совместная деятельность ДОУ и семьи способствует привнесению в жизнь семьи национальных традиций, обычаев, обогащению взаимодействия взрослых с детьми, его эмоциональной и информационной насыщенности.

Наши новости:

Разместить свою публикацию