Муниципальное образовательное учреждение
«Детский сад № 220 Тракторозаводского района Волгограда»
Статья:
«ИКТ, как средство повышения уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Составила: воспитатель
Фоменко Лариса Александровна
Волгоград, 2015
ИКТ, как средство повышения уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
В век информатизации от дошкольника требуются умения подстраиваться под изменяющиеся условия современного мира. В связи с этим становится актуальным развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема - одна из самых актуальных в дошкольной педагогики и детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования интеллектуальных умений, самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.
Один из ведущих специалистов в области познавательного развития дошкольников, Н.Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Отличительной особенностью дошкольного образования в двадцать первом веке является внедрение информационно – коммуникативных технологий, главная цель которых развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. ИКТ выполняют определенную образовательную функцию, помогая воспитаннику разобраться в потоке информации, воспринимать ее, запомнить. И одним из требований к выпускнику, включающимся в ФГОС ДО, является наличие устойчивого познавательного интереса, проявление познавательно-исследовательской деятельности.
Нынешнее поколение, или «цифровые» дети, все больше и больше углубляются в электронный ресурс и не могут уже представить мир без телефона, планшета или смартфона, а также ПК. Дети используют различные гаджеты в основном для того, чтобы поиграть в приложения, скачать картинки, музыку или видео. Чаще всего взрослые пытаются ограничить своих детей от возможности использования данных технологий, аргументируя тем, что это негативно влияет на здоровье, нервную деятельность и умственную активность ребенка, но в современном мире это сделать очень трудно и практически невозможно.
Мы предлагаем альтернативное решение данной проблемы – использование информационно-коммуникативных технологий (компьютеры, планшеты, телефоны и другие гаджеты) для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. И тогда дети станут использовать свои телефоны, не только для игр и приложений, но и для самостоятельного изучения окружающего их мира, для повышения уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ.
Коллективом детского сада № 220 была определена проблема: как посредством ИКТ повысить уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста?
Определены задачи:
1. Изучить литературу по проблеме развития познавательной активности; проанализировать работу ДО на предмет использования ИКТ; рассмотреть современные программы, на подборку наиболее оптимальных программ.
2. Выявить уровень развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать комплекс мероприятий с применением ИКТ по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить эффективность работы по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ.
Для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ были реализованы следующие этапы: теоретический, практический, продуктивный и аналитический. Остановимся подробно на характеристике каждого этапа.
Первый этап (ноябрь 2014 г. – январь 2015г.) – теоретический направлен на изучение литературы по данной проблеме; на изучение практического опыта, на мониторинг ДО на предмет использования ИКТ; на анализ современных программ, на подборку наиболее оптимальных программ. С этой целью нами организованы и проведены следующие мероприятия: проведение диагностики по выявлению уровня познавательной активности; мониторинг компьютерных программ, используемых в ДО: отбор наиболее оптимальных средств и программ ИКТ, направленных на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста; анализ предметно-развивающей среды ДОО в рамках использования ИКТ; изучение планов узких специалистов и воспитателей; встреча с представителями детского сада с целью изучения КИК (компьютерно-игровой комплекс).
Второй этап (январь – февраль 2015 г.) – проектировочный, направлен на разработку комплекса мероприятий по развитию познавательной активности: конспекты по каждой образовательной области; содержания консультаций для педагогов и родителей.
Третий этап (март – май 2015 г.) – продуктивный, направлен на апробацию комплекса мероприятий. С этой целью нами организованы и проведены следующие мероприятия: ознакомление педагогов и родителей с возможностями использования ИКТ для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, проведение комплекса мероприятий (организованной образовательной деятельности, проектной деятельности и т.д.) с детьми старшего дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативных средств.
Четвертый этап (на этапе реализации) – аналитический, направлен на выявление эффективности работы по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ; обобщение полученных результатов; представление полученного опыта на научных конференциях.
Ниже представлен план мероприятий, реализованных в МОУ «Детский сад №220 Г. Волгограда»
Теоретический
1.Изучить литературу по проблеме развития познавательной активности;
2.проанализировать работу ДО на предмет использования ИКТ; рассмотреть современные программы, на подборку наиболее оптимальных программ.
3.Выявить уровень развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
- Проведение диагностики по выявлению уровня развития познавательной активности
-Диагностическое задание «Найди дом для животного»;
-Диагностическое задание «О ком я говорю?»;
-Диагностическое задание. «Зашифрованное послание».
Проектировочный
1.разработать комплекс мероприятий по развитию познавательной активности: конспекты по каждой образовательной области;
2. разработать содержание консультаций для педагогов и родителей.
- организация работы творческих групп, состоящих из специалистов МОУ № 220 с целью разработки конспектов ООД по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного;
-Работа творческих групп
Продуктивный апробировать комплекс мероприятий с применением ИКТ по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
- ознакомление педагогов и родителей с возможностями использования ИКТ для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
-консультация-беседа с педагогами на тему «Использование ИКТ в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»: Learningapps.org, Smart, Quiver Vision;
-консультация для родителей на тему «Играем с пользой» (использование программы “Quiver Vision” дома).
Темы мероприятий:
- проведение комплекса организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативных средств
-Образовательная деятельность «В мире красок»;
-Выставка рисунков «Такие разные краски;
-Образовательная деятельность «Наши пернатые друзья»;
-Проект «Весна в лесу»;
-Образовательная деятельность «Как живут растения и животные»;
-Образовательная деятельность «Разнообразие весенних цветов»;
-Игра – Первые цветы
-Выставка «Мой домашний цветок»
-Проект «Цветы в группе»
-Образовательная деятельность по физическому развитию «Тренировка с Крошем»;
-Образовательная деятельность по речевому развитию «Непохожий на меня»
-Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию «Весна пришла»
-Образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию «Все профессии важны, все профессии нужны»
-Образовательная деятельность по познавательному развитию
«Растение – наш тихий друг»
Аналитический выявить эффективность работы по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ.
обобщение полученных результатов; представление полученного опыта на научных конференциях.
Полученные результаты
Результат-эффект
В результате у детей повышен уровень развития познавательной активности по ряду показателей:
- позитивное отношение к процессу познания;
- умение рассуждать, делать умозаключения и выводы, задавать вопросы познавательного характера;
- способность работать сосредоточенно и продолжительно, проявлять настойчивость.
Развиты умения применять ИКТ для решения познавательных задач самостоятельно, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация; умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.
Результат-продукт: методическая копилка, включающая в себя конспекты мероприятий по развитию познавательной активности, содержание консультаций для родителей и педагогов.
Список литературы:
1. Аверина, Л.И. Интернет-среда и не только / Л.И. Авенина, Пани-фидникова, Н. Сапожникова // Дошкольное воспитание. – 2007. –№7. – с. 97-102.
2. Королева, Н. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада / Н. Королева, С. Петрова // Дошкольное воспитание. – 2010. – №6. – с. 93-100.
3. Маленькие граждане большого города: Коллективная монография / А.Г. Гогоберидзе [и др.]. Под ред. А.Г. Гогоберидзе. – Спб.: СОЮЗ, 2007. – 400с.: ил.