Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96424

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Картотека наблюдений на прогулке в детском саду (подготовительная группа)

Дата публикации:

Автор:
Воспитатель, "МКДОУ детский сад №32 "Малыш"", Свердловская область Талицкий район п. Пионерский

Цель: Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника, способствует умственному воспитанию, прогулка дают возможность решать задачи нравственного воспитания.

Задачи: Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма.Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д.Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу.

п.Пионерский

Картотека наблюдений на прогулке в детском саду, /сост. Райкова. С.В.. – «МКДОУ Детский сад №32 « Малыш»»

Методическое пособие для воспитателей подготовительной к школе группе содержит полное описание прогулок в осеннее время года

Пособие адресовано воспитателям, педагогам и методистам дошкольных образовательных учреждений, а так же может быть полезным для родителей

Компьютерная верстка: Райкова.С.В

Введение

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу. Малыши трудятся в цветнике -сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика -- все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день.

№ 1

Листопад

Цель – закрепить знания признаков поздней осени. Уточнить, почему падение листьев называют листопадом.

Беседа

Посмотрите, дети, наступила осень.Всю землю покрыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья - все желтое. Поэтому осень называют золотой, желтой. Пойдемте, побродим по листьям. Слышите, как они шуршат? Смотрите, то одинлистик летит к земле, то другой кружится, кружится и медленно падает на землю. Подул ветер и много-много листочков с шуршанием полетело на землю. Это ЛИСТОПАД.

Листопад, листопад.

Листья по ветру летят

Листья летятмедленно, потому что они легкие. Рассматривание красивых осенних листьев. Все ли деревья изменили окраску листьев? Какими были летом деревья, кусты? Как они изменились с приходом осени? Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.) На рябине? (Красные.) У какого дерева раньше других меняется окраска листь­ев? (У березы.) У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.) Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс не нужных веществ с листьями.) Все листочки падают одинаково? Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотис­тая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.)

Труд. Собрать красивый букет для помощника воспитателя.

П/И :"Листопад", "Догони меня", "Воробушки"

Индивидуальная работа. Дидактические игры.

Сравнивание 2 групп предметов. "Доскажи фразу"

Пальчиковая гимнастика "Листопад".

Самостоятельная игровая деятельность

Игры в песочнице – "Я пеку, пеку деткам всем по пирожку".

Составить из опавших листьев узор на асфальте.

№ 2

У цветочной клумбы

Цель – познакомить детей с названиями цветов - ноготки (календула), космея, настурция, их строением (найти стебель, листья, цветки, корни). Закрепить понятия "высокий - низкий" (цветок), "короткий - длинный" (стебель)

БеседаМой сад с каждым днем увядает,

Помят он, поломан и пуст.

Хоть пышно еще доцветает

Настурций в нем огненный куст...

Дети обходят клумбу свободно, любуются осенними цветами. Спросить какие из цветов дети знают.Затем познакомить с новыми. Какая у нас красиваяклумба, как много на ней красивых цветов. Кто мнепокажет красный цветок? А белый? Посмотрите, цветы как люди бывают высокиеи низкие. Кто покажет мне высокий цветок? До макушки даже не дотянешься. А другие цветы низкие – (петунья, анютины глазки). А теперь идите вокруг клумбы и показывайте всем низкие цветы, высокие. Каждый раз при показе цветка дети называют его.

Рассматривание цветков и их строение: стебель, цветок, листья. Что происходит с растениями осенью? Для чего нужны растениям листья, корень? Как называются цветы, растущие на клумбе? Можно ли их срывать с клумбы? Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля и люди.)

Труд. Собрать семена растений. Собрать листья для осенних шапочек

П/И:"Карлики и великаны", "От меня на … шагов", "Прыжки на двух ногах с продвижением вокруг клумбы".

Индивидуальная работа. Дидактические игры.

Составление узоров из осенних листьев, чередуя желтые и красные листья. "Мартышки". "Сравни и назови".

Пальчиковая гимнастика "Цветы".

Самостоятельнаяигровая деятельность. Игры в куличи, с мячом.

№ 3

Ласковый кот Федот

Цель – научить различать характерные признаки внешнего вида животных. Познакомить с особенностями поведения этих животных.

Беседа

Дети выходят на прогулку, начинают играть. Незаметно педагог приносит котенка. Ребята посмотрите, кто к нам пришел. Дети рассматривают котенка, части тела, гладят, определяют цвет шерстки. Воспитатель предлагает придумать имя котенку. Он ласковый котенок. Он знает, что у нас добрые дети и его не будут обижать. Взрослый напоминает, что гостей всегда угощают. Что любит кушать котенок? А мы сейчас проверим. Идут на кухню, и повар выносит конфетуи кусочек мяса.Котенок ест, педагог обращает внимание на острые зубы и когти.После обеда нужно умыться, а как же будет умываться Федот? (язычком)

Целый день у нас работа:

Ищем мы кота Федота.

Не пришел к обеду кот.

Где ты прячешься, Федот?

Труд.Собрать поломанные веточки с участка

П/И:"Раздувайся пузырь", "Мыши водят хоровод", Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Индивидуальная работа.Дидактические игры.

Упражнять детей в определении понятия большой-маленький листок. Связывать прилаг. с сущ.,"Назови кошку".

Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки».

Самостоятельная игровая деятельность

Предложить детям построить замок для сказочной принцессы (принца).

№ 4

Хмурая осень

Цель — познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени — дождливой погодой. Уточнить название и назначение предметов одежды.

Беседа

Собираясь на прогулку обратить внимание на одежду детей (куртки с капюшонами, резиновые сапожки, перчатки). Потому что на улице поздняя осень, стало холодно, поэтому мы одеваемся теплей. Если на улице идет дождь, дети наблюдают из окна, или из веранды. Какие предметы стали мокрыми? Почему не видно птиц?Почему на улице мало прохожих? Обратить внимание на разнообразие зонтов. Какой кому понравился? Для чего нужен зонт? Посмотрите на небо, какое оно? Серое, хмурое. Нерадостно смотреть на голые кусты. Лужи.

Прислушайтесь как воет ветер.

Скучная картина, тучи без конца

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

П/и: "Солнышко и дождик", Продолжать упражнять детей в прыжках на 2 ногах с продвижением вперед, "Удочка".

Самостоятельная игроваядеятельность.

Рисование палочками на мокром песке, выкладывание рисунков камешками.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Придумай предложение","Как шумит вода?"

Пальчиковая гимнастика "Вышел дождик погулять"

Труд.Заинтересовать детей в том, чтобы наш участок был чистым. Собрать поломанные веточки.

№ 5

Наблюдение за деревом

Цель — уточнять понятия «дерево».Закреплять понятия «гладкий», «колючий», «тяжелый», «легкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий».

Беседа

Ребята, отгадайте загадку:

Рук много, а нога одна?

Правильно, это дерево.Посмотрите сколько много у него рук –веток. Они бывают и большие, толстые, и маленькие, тонкие, и длинные и короткие. А где же нога у дерева? Да, это ствол. Вот он, какой большой, высокий. Покажите, какой высокий ствол у нашего дерева? (Дети встают на носочки).Давайтерассмотримлисточки. Какого они цвета? Какой формы? Они маленькие или большие?Это дерево береза? Нет, потому что у него ствол не белый, а черный. Это дерево называется КАРАГАЧ. Что означает КАРА- черный.Карагач тоже сбрасывает листья осенью,опавшие листочки укрывают корни дерева от мороза.

П/и:"1,2,3 к дереву беги",Метание шишек в дерево правой и левой рукой,"Поймай грибок"

Пальчиковая гимнастика "Осень"

Самостоятельная игроваядеятельность.

Игры с мячом, рисование на песке, игры с мячом.

Индивидуальная работа.Дидактические игры.Повторение скороговорок созв.{ш}."Найди дерево","Сравни".

Труд. Собрать красивые листья для аппликации.Собрать и разложить по коробочкам природный материал.

№ 6

Наблюдение за пнем

Цель – Способствовать формированию представлений о том, что

такое ПЕНЬ; что пень служит "домом" для разнообразных живых существ (животных и растений).

БеседаСломанной сосёнки пень

в муравьиной куче.

А над ним густая тень

от пришедшей тучи.

Ребята, посмотрите, что это такое? Да, это пень. А вы знаете, откуда он взялся? Раньше росло дерево, оно выросло большое – пребольшое, но однажды оно заболело. Вы когда-нибудь болели. Люди старалисьего лечить: веснойпобелили ствол известью, окопали его, полили, но оно, к сожалению погибло. Потому что зимойу дерева замерзли корни. И вот пришлось это дерево спилить, и вместо него образовался пень. Посмотрите, от пенька начали расти новые ветки, и со временем здесь вырастет новое дерево. В коре пенькапрячутся букашки, паучки от холода. Так что пень служит еще домом для насекомых. Еще его осенью любят грибы. Они покрывают его полностью.

П/и:"День – Ночь", "Прыг скок", Прыжки на двух ногах с продвижением вокруг клумбы.

Самостоятельная игроваядеятельность.

Предложить детям составить из листьев забавную игрушку Ёжик, ни головы, ни видно, ни ножек.

Труд.Поощрять детей помогающих друг другу раздеваться.

Пальчиковая гимнастика "Пенек".

Индивидуальная работа. Дидактические игры.

"Собери только желтые; зеленые, красныелисточки", "Что это…", "Направо – налево".

№ 7

Наблюдение за птицами

Цель — закрепить знания детей о птицах: название, части тела,

питание.

Беседа

Мы сегодня будем наблюдать за кем-то очень интересным. Вы узнаете, если отгадаете загадку:

Сниться ночью пауку чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла

Прилетит-плохи дела.(птица)

Что это?Птица. Давайте посмотрим, какие части тела есть у птички: голова, лапки, крылья, хвост. Как передвигается птичка? Она может летать, прыгать, ходить. Как летает, покажите, как прыгает? Сколько крыльев у птичек? У всех птичек 2 крыла или нет? А сколько хвостов? С помощью крыльев она может летать. Посмотрите, когда птичка сидит она складывает крылья и их не видно, а когда летит, они раскрываются, становятся большими. Птичка размахивает ими , как будто отталкивается ими от воздуха.А лапок в полете не видно, потому что она их подтягивает к себе. Предложить детям рассмотреть карточки-схемы, на кото­рых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга, хаотич­но, скученно расположенные точки. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка-схема.

П/и:"Летает – не летает" ," Упражнение на равновесие", "Филин и пташки".

Самостоятельная игроваядеятельность. С выносным материалом

Труд.Покормить птичек. Приготовить угощение для птичек.

Индивидуальная работа. Дидактические игры."Назови, одним словом"."Кто как поет?"

Пальчиковая гимнастика "Птички".

№ 8

Наблюдение за солнцем

Цель — познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем.

Беседа

Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все Солнце.

Давайте посмотрим, какая сегодня погода? Теплая, хорошая. А почему сегодня так тепло? Потомучто солнышко греет. Солнце очень горячее, оно находится далеко от нас, в космосе и оттуда светит, обогревает всю землю.Посмотрите на солнце. Вы можете долго смотреть на него? Нет. Потому что оно очень яркое и горячее. Ни одна ракета не может долететь до солнца. Потому что оно находится так далеко, что не хватит целой жизни: а если долетит, то расплавится, вот какое оно горячее.Какого цвета? Какой формы? Оно дарит свое тепло и животным и растениям, и насекомым. Без его света на земле не было бы жизни. Стало бы очень темно и холодно. Предложить посмотреть на солнце и ответить на вопросы. Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу? Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли гла­зам? Положить два камешка. Один — на солнышко, другой — в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек теплее. Сде­лать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.

П/и:"Солнышко и дождик".Бросить мяч вверх к солнышку и поймать. "Горелки".

Самостоятельная игроваядеятельность. Игры с цветными стеклышками

Труд. Собрать веточки и составить из них геометрические фигуры

Индивидуальная работа.Дидактические игры.Упражнять в различении геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. "Ласковые слова"

Пальчиковая гимнастика "Руки вверх".

№ 9

Наблюдение за божьей коровкой

Цель – познакомить детей с характерными признаками насекомого, о его защитных средствах.

Беседа

Божья коровка улети на небо, принеси мне хлеба

черного и белого, только не горелого.

Божья коровка это такой жучок, Какого цвета у нее спинка? Красная. А у кого из ребят надетакрасная шапочка, или курточка? А что у нее на спинке? пятнышки. Посчитайте сколько их? Какого цвета? Головка у нее овальная, черного цвета. Посмотрите, у нее выглядывают прозрачные крылышки, она согрелась от тепла руки и сейчас улетит. Она умеет ползать по стебелькам травы, умеет летать на большие расстояния. А вы знаете, что означает красная окраска спинки? Это означает что она ядовитая. Птицы знают об этом и не клюют ее. Божья коровка питается тлями, личинками жуков-листоедов, паутинными клещами и др. Как ни удивительно эти красивые насекомые хищники. На зиму они прячутся в коре деревьев, зарываются в землю. Если б.к. зарывается в сухие листья, значит, зима будет теплой.

П/и:"Лохматый пес".Прыжки в высоту на месте."Пузырь".

Самостоятельная игроваядеятельность с песком – "День рождения".

Труд. Собрать песок вокруг песочницы

Индивидуальная работа.Дидактические игры. "Нарисуй палочкой"."Какое небо?"

Пальчиковая гимнастика "Смелые коровки"

№ 10

Наблюдение за приметами золотой осени

Цель –уточнить представления детей о золотой осени, накапливать эмоционально чувственный опыт.

БеседаОсень на опушки краски разводила

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый

Утешает осень: «Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

Начинается золотая осень. Самая красивая пора осени. Дни бывают солнечные и пасмурные, холодные и теплые. На лужах начал появляться первый лед. Ударили заморозки. Начался

листопад. Закружились в разноцветном хороводе осенние листьяи полетели по воздуху. Улетели птицы в теплые края (гуси, утки, скворцы, ласточки). Полюбуйтесь красотой осенней природы. Какие вы знаете признаки осени? Что делает человек осенью? Как приспосабливаются животные осенью к жизни?

П/и:"У медведя во бору". "Метание в цель". Перебежки. Самостоятельная игроваядеятельность с песком "Чьи следы?". "Выложи сам".

Труд. Собрать красивые камешки для игры

Индивидуальная работа.Дидактические игры. "Доскажи фразу". "Выстрой в ряд"

Пальчиковая гимнастика "Осень".

№ 11

Наблюдение за березой осенью

Цель – уточнить характерные признаки дерева закрепить названия частей. Учить сравнивать предметы.

БеседаНаступила осень, пожелтел наш сад,

Листья на березе золотом горят.

Не слыхать веселых песен соловья,

Улетели птицы в теплые края.

Как нам узнать березу среди других деревьев? Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пят­нами.) Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, ко­рень.) Какого цвета ветки? Зачем корень дереву? Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.) Какого цвета они были летом? (Зеленые.) Посмотрите, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное. У него тонкийбелый ствол, с черными полосками. Как вы думаете для чего они? (Через эти полоски дерево дышит). Гибкие тонкие веточки.Ветер любит прилетать к березкеи играть с ее веточками. Веточки гнутся до самой земли, а потом опять выпрямляются. Посмотрите, какие красивые золотые листочки появились на березке. Они словно золотые монетки падают на темную землю. Быть зиме суровой, если в середине октября на березе еще есть листья. Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным.

П/и: " Мышеловка". "Ветер дует". Прыжки на одной ноге.

Труд.Собрать листочки березы для аппликации

Самостоятельная игроваядеятельностьс песком "Запутанные дорожки". Рассадить в разных сторонах песочницы игрушки и нарисовать дорожки к ним

Индивидуальная работа.Дидактические игры. Разучивание считалочки. "Кто быстрей?""Посчитай до…"

Пальчиковая гимнастика "Березка"

№ 12

Наблюдение за синичками

Цель –познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять преставления об особенностях питания этих птиц познакомить с повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

Беседа Ты с модницей этой конечно знаком.

Вертушке на месте никак не сидится.

Всё хвастает синим своим сюртучком.

И шапочкой чёрной гордится (синица).

Рассматривание внешнего вида.Посмотрите, какая у нее шапочка, желтая грудка, а какого цвета у нее шарфик? Как поёт?Синичка приносит людям пользу, она ест вредных жучков,гусениц, которые уничтожают урожай. Летом, весной, осенью у нее много кормов в поле, лесу. А вот зимой когда всю землю укрывает снег, синичке становится голодно и она прилетает поближе к человеческому жилью. Человек ее подкармливает.

Как вы думаете, что больше всего любит синичка?

Поисковое задание. Насыпать семечки, зёрно, хлебные крошки, развесить кусочки сала. Определить, что любят синички. Какведёт себя во время питания?

П/и:"Лиса в курятнике". "Беглый воробей". Отбивание мяча.

Труд. Покормить синичек. Подмести дорожки.

Самостоятельная игровая деятельность. "Стряпаем куличи". Сбор листьев.

Индивидуальная работа. Дидактические игры.Разучивание "Мирилочки"."Я тебе, а ты мне"."Что одинаковое?"

Пальчиковая гимнастика "Птички"

№ 13

Рябина и рябинка

Цель расширить представление о растениях ближайшего окружения; учить сравнивать, находить общее и отличие и делать обобщение.

Беседа Гроздьями висят,

Их красив наряд.

Собери на нитку ягод - для души,

Из рябины бусы очень хороши!

Я очень люблю рябину. Вы тоже полюбите ее, когда узнаете о ней много интересного. Где чаще всего можно встретить рябину? (Рябина растет в лесу, около домов, вдоль улиц, в парке). Почему люди сажают рябину около дома так, чтобы ее из окна было видно? (Чтобы ягоды есть. Чтобы любоваться ее красотой.) Посмотрите на дерево, на его крону. Кудрявая рябина - так о ней поется в песнях. Красивы и ее листья, причем в разное время года. Сейчас они зеленые, скоро будут желтыми, багряными. Красива рябина и весной, когда она одевается в белый наряд. А еще за что любят рябину? (Из ее ягод варенье варят, чай заваривают). Кто еще любит ягоды рябины? Птицы: снегири, свиристели, вороны.

Рябине в народном календаре посвящен праздник - 23 сентября. С этого дня разрешается собирать и заготавливать ягоды на зиму. Но нельзя обрывать все гроздья - надо оставить и для птиц. Рябина, как считают в народе, оберегает от бед. Вот почему ее сажали под окнами.

Давайте сорвем небольшую веточку рябины с гроздьями, обвяжем ее ленточкой: пусть она оберегает наш дом.

Игры – подвижные, самостоятельные по желанию детей.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Кто быстрее?"."Достань до…""Какой формы?".

Труд. Собрать ветки с участка.

Пальчиковая гимнастика "Ягодка"

Самостоятельная игровая деятельность. Игры по желанию.

№ 14

Деревья без листьев

Цельзакрепить узнавание деревьев по внешнему виду.

Беседа

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад.

И берёзки и осинкиСкучные стоят.

Только ёлочка однаВесела и зелена.

Видно, ей мороз не страшен, Видно смелая она!

Ребята посмотрите вокруг. Есть ли на деревьях листья? На кустарниках? Почему они стоят голые? (потому что наступила осень, стало холодно, день стал короткий), а как вы думаете, все деревья сбросили листву? Давайте пройдем вокруг сада и посмотрим. (Подходим к елочке.) Посмотрите, действительно, елочка стоит красивая и зеленая. Она не сбросила свои хвоинки. Она в любое время года стоит зеленая. Это происходит потому что хвойные деревья сбрасывают хвою не сразу, как все деревья, а постепенно, по очереди. Какие деревья растут на нашем участке? (Береза, осинасосна, ель, лиственница и др.) А какие это деревья? (Хвойные и лиственные.) Чем лиственные деревья отличаются от хвойных? Что общего у них? (Ствол, ветки, корень.) Какие условия необходимы для роста деревьев? Какую пользу приносят хвойны и лиственные деревьявнародном хозяйстве и медицине?

П/И : "1,2,3 к дереву беги". "Вороны". Скаканье на скакалке.

Труд. Собрать шишки для опытов

Самостоятельная игровая деятельность. Игры по желанию.

Индивидуальная работа. Дидактические игры."На что похоже облако?""Назови фигуру"

Пальчиковая гимнастика "Елочка"

№ 15

Наблюдение за птицами

Цель –дать детям общие представления о птицах (голубь, воробей), учить узнавать пернатых по внешнему виду.

БеседаЛетит над полем птичка

Чирик-чик-чик

А что несет синичка?

Чирик-чик-чик

Несет она травинку.

Чирик-чик-чик

Несет травинку птичка

Чирик-чик-чик.

Какая птица больше - голубь или воробей?Как передвигается воробей? Как передвигается голубь? Как кричат воробей, голубь? Голуби ходят по земле, крыше, летают. Воробьи прыгают, как на пружинках, летают, сидят на деревьях. Предложить детям попрыгать, как воробушки, и походить важно, покачивая головой, часто переступая ногами, как голуби. Покричать, как воробей «чик-чирик», как голубь «гуль-гуль-гуль». Внешний вид птиц: есть голова, две лапы, хвост и два крыла; зубов нет; пищу клюют клювом, тело покрыто перьями.

Труд. Сгребание в кучи сухих опавших листьев.

П/ и: "Перелет птиц". Катание обручей друг другу. "Пташки".

Индивидуальная работа. Дидактические игры."Найди пару". "Подскажи словечко"

Самостоятельная игровая деятельность.Игры на спортивном участке.

Пальчиковая гимнастика "Чик чирик"

№ 16

Наблюдение за перелетными птицами

Цель – дать детям общие представления о птицах (голубь, ворона, воробей), учить узнавать пернатых по внешнему виду. Учить замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют

воду из лужицы).

БеседаВоды зашумели быстрого ручья,

Птицы улетают в теплые края.

Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? Что происходит осенью с кормом для птиц? Как птицы готовятся к отлету? Назовите первый признак приближения осеннего пере­лета птиц. Какие птицы улетают в теплые края? Зачем они это делают? Птицы питаются, дышат, двигаются – они живые. Все птицы летают, во время полета машут крыльями. Птицы купаются в лужицах, садятся на ветки деревьев. Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти

корм в воде.Воспитатель предлагает детям закончить предложение:

• Воробей маленький, а журавль... (большой).

• Утка серая, а лебедь ... (белый).

Труд. Сбор семян деревьев.

П/и: "Собачка и воробей". "Море волнуется". Бросание мяча друг другу снизу.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Узнай по описанию" . "Ты мне, я тебе"

Самостоятельная игровая деятельность. Использование различных видов ходьбы: разное положе­ние рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цап­ля).

Пальчиковая гимнастика "Птица летит"

№ 17

Наблюдение за вороной

Цель – учить узнавать пернатых по внешнему виду. Закрепить представление о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных птиц.

Беседа Хромая старая ворона

Давно живет в саду моем.

В густых зеленых ветках клена

Она построила свой дом.

Кто это, как зовут эту птицу? В чем особенности ее внешнего вида? Где она живет? Есть ли у нее враги? Приметы: ворона под крыло нос прячет — к морозу. Как выглядит ворона? Чем она питается? Зимующая или перелетная эта птица? Как ворона кричит?

Ворона - крупная птица. Голова, клюв, горло крылья хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Ворона хитрая ловкая и находчивая птица. Зимует и живет она рядом с человеком ворона обычно сидит на контейнерах для мусора и свалках где всегда есть чем поживиться, ведь ворона - птица всеядная.

Труд.Расчистка участка и дорожек от мусора.

П\ и: "Встречные перебежки". "Попади в обруч". Прыжки через скакалку.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Что изменилось?". "Ориентация на месте"

Самостоятельная игровая деятельность. Игры с выносным материалом. Игры со спортивным инвентарем.

Пальчиковая гимнастика "Ворона"

№ 18

Наблюдениеза воробьями

Цель – Учить узнавать пернатых по внешнему виду. Познакомить с внешними особенностями воробья; учить находить сходные и отличительные признаки между вороной, голубем, воробьем.

БеседаПтички-невелички

В ручейке купаются,

А на дне травинки

Пляшут, извиваются.

Как выглядит воробей? Чем он питается? Как передвигается? Как поет? Про него часто говорят: «серый воробушек». А на самом деле воробей совсем не серый. А какой? (У него коричневая спинка с широкими продольными черными полосами.) А какие хвост и крылья? (Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой.) Да, они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека. Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Возле людей птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки.) Особенно нравится воробьям устраивать свои квартиры за ставнями или резными оконными наличниками деревян­ных домов. А городские воробушки где могут поселиться? (Под козырьком подъезда или балкона.) Давайте посмотрим, где посилились воробьи у нас на территории детского сада? Как человек должен заботиться о птицах? (Сделать кормушки, ежедневно насыпать корм.) Чем питаются воробьи осенью? (Они клюют зернышки исемена растений.) Воробей - маленькая бойкая птичка. Воробей - проворная птица, не боясь, прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки.

Труд.Организация трудового десанта с целью лечения деревьев.

П\ и: "Найди себе пару". "Поймай мяч". Ходьба по наклонной доске.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Флажок". "Угадай"

Самостоятельная игровая деятельность. Игры по сигналу.

Пальчиковая гимнастика "Воробушек"

№ 19

Наблюдение за насекомыми

Цель – Формировать желание наблюдать за насекомыми. Дать представления о насекомых. Познакомить с внешними особенностями насекомых.

Беседа

Все насекомые живые, их не следует без надобностибрать в руки, их можно осторожно рассматривать. Внешний вид насекомых: есть голова, туловище, ноги, крылья. Когда

становиться холодно насекомые прячутся. Гусеница –голова, много ножек, длинное туловище. При повороте туловища, все тело выполняет это действие. Гусеница питается листочками.Бабочка –яркий окрас бабочек, полет бабочки: летает, как будто танцует. Любят сидеть на цветах, едят пыльцу.

По тропинке бежит паровоз

Нет руля у него и колес,

Рельсы в траве еще не проложены

Вместо колесиков множество ножек.

Бабочка красавица

Кружится, летает

Бабочка красавица

Нас не замечает.

Труд.Уборка мусора на участке.

П\ и:"Ловишка", "Бездомный заяц". Упражнение на развитие равновесия.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Посчитай и отсчитай". "Что съедобное?".

Самостоятельная игровая деятельность. Игры на спортивном участке.

№ 20

Наблюдение за березой

Цель – продолжать знакомить с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Беседа Вот и лес стоит густой,

Качает нам всем головой,

Ветки ласково он тянет,

В гости нас зовет и манит.

Стоит Алена - платок зеленый,

Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза.)

О каком дереве говорится в загадке? Какой высоты береза?Где ствол у березы широкий, а где - узкий? Ветки у березы толстые или тонкие?А листья можно достать? А листья можно достать? Какого цвета ствол березы? Какой ствол у березы? Как можно сказать про березку? Какого цвета листья у березы? Предложить детям полюбоваться красотой березы. Можно ее обнять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей».Березку мы легко нашли по белому стволу с черными пятнами. Черные пятна — это «рот» березы, через который она дышит. Наступила золотая осень. Дни бывают и холодные, и теплые. Начался листопад. Березка