Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95431

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 29.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

«Социально-коммуникативное развитие детей в процессе музыкально-исполнительской деятельности».

Дата публикации:

Автор:
музыкальный руководитель, МБДОУ "Улыбка", ЯНАО, Тюменская область, г. Ноябрьск

Цель: Развитие социальных-коммуникативных навыков взаимодействия у детей дошкольного возраста.

Задачи: 1. Определить технологию развития социально-коммуникативных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми. 2. Создать условия для развития навыков взаимодействия. 3. Сделать выводы об эффективности проводимой работы и предоставить педагогическому сообществу.

«Социально-коммуникативное развитие детей в процессе музыкально-исполнительской деятельности».

Васильева Е.А., музыкальный руководитель

МБДОУ «Улыбка» г. Ноябрьск.

«В процессе музыкального воспитания особенно успешно

формируется нравственный облик ребенка».

Н.А.Ветлугина.

В настоящее время социально-коммуникативное воспитание детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность. Это отражается в требованиях ФГОС дошкольного образования, поскольку социально-коммуникативная образовательная деятельность (направление в развитии ребёнка) является обязательным требованием к дошкольному образованию и представляет собой структурную единицу, направленную на развитие личности ребёнка в различных видах деятельности.

Дошкольный возраст – это период формирования индивидуально-психологических и социально-нравственных качеств личности. Решающую роль на данном возрастном этапе играют не календарные сроки развития, а социальные факторы формирования личности.

Музыкальная деятельность также направлена на эффективное развитие коммуникативных способностей на любом возрастном этапе дошкольного детства. Эмоциональная реакция детей и взрослых на музыкальные произведения может помочь в налаживании доверительных взаимоотношений ребенка с родителями, учителя с ребенком, с детским коллективом. Музыкальное искусство с самого начала служило средством общения, было инструментом диалога между индивидом и социумом. Таким образом передается эмоциональный опыт прошлых поколений, музыка связывает воедино личность и многовековую духовную культуру. Здесь мы обращаемся к изначальной и весьма специфичной функции музыки – социально-коммуникативной. В самом деле, даже в своих ранних, фольклорных, формах данная функция обеспечивала совместное слушание, синхронное движение, совместное музицирование, сотворчество всей социальной группы, не знающей пассивных наблюдателей. Средствами детского фольклора и поведенческих форм транслируются разные модели поведения, формируются определённые нормы, установки и восприятия мира. Детей привлекает выявленная в сказках фантастика, афористичность пословиц, метафоричность загадок, таинственность легенд. Действия сказочных персонажей, способы развязывания конфликтов, виды языковых изречений ребенок наследует и переносит на личную жизнь. В нашем ДОУ «Улыбка» используются некоторые формы развлечения для детей и родителей в фольклорной форме. Это «Праздник осени», «Ярмарки», «Колядки», «Масленица», где ребята на основе старинных или шуточных обрядов взаимодействуют между собой. Например: водят хороводы, играют в музыкальные игры, поют фольклорные попевки и т.д.

Отчасти музыка способствует становлению общественного порядка самим фактом всеобщей причастности к музыкальному творчеству. При работе над формированием культуры общения у дошкольников можно успешно использовать способность музыки вызывать у ребенка необходимые эмоциональные состояния. Коммуникативные знания, умения и навыки возможно и необходимо развивать во всех видах музыкальной деятельности.

Основными формами организации нашей работы в ДОУ, позволяющие наиболее эффективно и целенаправленно осуществить процесс формирования певческих навыков, являются музыкальные занятия, праздники и развлечения.Музыкальные занятия базируются на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников, и включают в себя различные виды музыкальной деятельности, каждый из которых направлен, именно, на развитие социализации детей.

«Пение». В пении используются приемы, развивающие умение слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение, такие, как пение по очереди, передавая «волшебную палочку», пение в небольших ансамблях, с солистами, дидактические игры («Передай звук по цепочке», «Огонек свечи» и др.). Освоение совместно-последовательной модели сотрудничества позволяет сформировать умение координировать, регулировать совместные действия, поддерживая единый темп и ритм работы. Одновременно повышается понимание зависимости между результатом своей деятельности, результатом деятельности партнера и общим итогом работы. Так же мы практикуем пение фольклорных песен, где дети знакомятся с бытовой формой жизни. Сюжет этих песен дети стараются обыграть показами во взаимодействии друг с другом. Например:

«Шёл козёл по лесу,

нашёл себе принцессу.

Давай с тобой попрыгаем,

ножками подрыгаем,

ручками похлопаем,

ножками потопаем».

Какая задача ставиться для педагога? Во – первых через образ попевки помочь детямчувствовать себя в той или иной заданной ситуации. Например: Как ведёт себя Козёл, как он двигается. Как держит себя принцесса. Во-вторых, научить детей действовать по тексту попевки. В третьих, дети учатся взаимодействовать в коллективе. Они стараются все участвовать в данном процессе.

Так же мы используем современные песни, дети очень комфортно себя чувствуют исполняя их. Так как это реальная среда обитания современных детей. Они как будто предлагают взрослым познакомится с их миром. Например, песня «Дед Мороз супер – стар». В этой песне дедушка владеет современными гаджетами, способами переписки. Там используется терминология современных детей. И они с удовольствием повествуют об этом. Так же там и прослеживаются нормы поведения, с которыми дети хорошо знакомы. Они учат, как поступать хорошо, а как «не гоже».Занятия хоровой деятельностью воспитывает культуру общения, поведения, коллективизма, т. е. создает условия и для формирования нравственных качеств личности ребенка. Пение развивает коммуникативные способности ребенка, оказывает положительное воздействие на его психофизическое состояние, освобождая его от внутреннего напряжения. Через пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

Хорошо развивают социально коммуникативный навык «Музыкально-ритмические движения».

В нашем ДОУ «Улыбка» уделяется огромное внимание музыкально-ритмическому развитию детей. Основное место в музыкально-ритмических движениях занимают игры.

Что такое «Музыкальная игра»? Это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребенка, через игру он познаёт жизнь. Здесь включены танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построение и перестроение. В этой части задания дети самостоятельно могут создавать музыкальные образы.

Не секрет, что дети любят двигаться под музыку, но спонтанный танец – это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это скорее движение, возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точно выполнять комплекс движений в определённой последовательности под определённую музыку. Ещё сложнее танцевать группой, когда необходимо не просто выполнить движения, но и выполнить их синхронно. При разучивании танца происходит тренировка многих умений ребёнка: запоминание отдельных движений и движений в комплексе, координация движений, способность слушать музыку и повторять под неё движения (т. е. чувство ритма, способность выразиться творчески).

Как же музыкально-ритмические движения помогают в социальной коммуникации детей? Развивают восприятие музыкальных образов, способность выражать их в движении, согласовывая с характером музыки, средствами музыкальной выразительности;

Так же в этом разделе делается акцент на привитие навыков культуры поведения: мальчикам — умения пригласить девочку на танец и проводить на место по его окончании; девочкам — умение принять приглашение или отказать, не обидев партнера. Специально создаются проблемные ситуации, из которых дети должны найти выход, применяя коммуникативные умения. Результатами освоения различных моделей сотрудничества являются активное изменение отношения к занятиям, усиление интереса к сотрудничеству, устойчивое желание взаимодействовать, готовность к совместному решению задач. Меняется и характер отношения к сверстнику - он воспринимается как партнер по совместной деятельности, т.е. как равный. Обогащая музыкально-слуховые навыки, дети учатся понимать, что движения, жесты, мимика, пантомимика имеют свой смысл. С их помощью можно выразить настроение, отношение к другому человеку, можно рассказать целую историю не издавая не звука. Эффективно реализуются следующие задачи:

Развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативность, готовности к общению со сверстниками.

Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.

Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

• Уверенность в себе.

Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс участия.

Музыкально-ритмические движения чрезвычайно важны для формирования положительных черт характера, эмоционально-волевых качеств личности. Ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. Это, в свою очередь, оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребёнок эмоционально обогащается, испытывает подъём и жизнерадостность. Таким образом, музыкально-ритмические движения являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребёнка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.

На пример танец «Ёлочки и метелицы». Для подготовки этого танца мы знакомились с детьми с образами. Как ёлочки стоят в лесу зимой,как они держат веточки под тяжестью снега. Холодно ли им, скучно ли им. Какой темп в музыке ближе для ёлочек? Что такое метель, какой темп музыки ближе для этого образа?Придумали ситуацию что ёлочки дружат с метелицами, весёлые метелицы не дают им скучать. На основе этой сюжетной линии дети придумывают танец, ставят свои движения и позы. Потом мы подбираем музыку которая подходит под этот образ.

Такой вид действий помогает детям взаимодействовать вместе, предлагать свои идеи, где-то даже отставая свою мысль.Партнёры учатся уважать друг друга. Не подводить свой коллектив. Учатся беречь природу, ценить её.

«Инструментальное музицирование», как составная часть музыкально-ритмической деятельности, даёт возможность каждому ребёнку проявить себя в творческой работе, придаёт уверенности в себе, своих силах. Инструментальное музицирование в нашем дошкольном учреждении осуществляется в ансамблевой форме или в оркестре.

Игра в оркестре, помогает детям научиться исполнять музыкальное произведение слаженно, не выделяясь из общего звучания. Развивает музыкальные способности и прежде всего все виды слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический или чувство музыкальной формы. В этом виде деятельности дети открывают для себя мир музыкальных звуков, совершенствуются в выразительности исполнения. Развивают волевые качества, сосредоточенность, внимание, упорство. В достижении поставленной задачи преодолевается нерешительность, робость. Активизируется творческое воображение.

Например игра на ложках очень хорошо воспитывает синхронность исполнения. Для этого дети в ансамбле учатся «чувствовать» контролировать слышать друг друга. Когда дети знакомы с техникой исполнения на ложках им предлагается придумать комбинации звучания. Затем исполнять с закрытыми глазами. Так они учатся доверять окружающим. Развивается ритмический слух. Или когда дети освоили игру на музыкальных инструментах. Они с удовольствием озвучивают сказки. Здесь происходит тесное взаимодействие героя рассказчика и музыканта, озвучивающего его действия. Так же мы используем игру на музыкальном инструменте как аккомпанемент в исполнении песни, в проигрыше. Очень хорошо помогает прочувствовать друг друга вариант когда один ребёнок играет на инструменте, а вокруг него происходит какое-либо действо (танец).

Эти ситуации объединяют детей вокруг общих задач, помогают им договариваться, помогать друг другу, активно взаимодействовать в привлекательных для них видах детской музыкальной деятельности.

Для дошкольников музыкально-исполнительская деятельность - это способ общения с миром, выражение своего «Я» через игру, танец, музыку, театр. Основная задача педагогов продолжать знакомить детей с окружающим миром, через искусство. Не дать замкнуться в себе ребёнку, погрузившись в немой мир гаджетов. Пока они маленькие наша задача максимально дать почувствовать детям этот разноцветный, радостный, эмоционально окрашенный мир. Научить общаться друг с другом. Дружить и любить!

Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые социально коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6 летний ребенок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бывшева, М. Социальное познание старшего дошкольника: проблемы и их решение: социальное познание и социализация дошкольника / М. Бывшева // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 9. – С. 59- 63.

2. Картушина, М.Ю. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в музыкальной деятельности / М.Ю. Картушина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. – № 4. – С. 49-60. 4

3.Олейник, М.А. Проблемы музыкальной коммуникации в современной культуре / М.А. Олейник // Философия и общество. – 2009. – № 1. – С. 167-173.

4. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Радынова. – М. : Владос, 1994.

Наши новости:

Разместить свою публикацию