Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96435

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Сюжетно - ролевая игра

Дата публикации:

Автор:
Воспитатель, МБДОУ детский сад "Марьинский", г.Бронницы, Московская область.

Цель: Игрушка неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.

Задачи: Задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства психолого-педагогической работы.

« Роль игрушки в развитии детей раннего возраста»

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми надлежит ребенку. Игрушка важна для развития личности ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых. Так, исследования Е.А. Коссаковской по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Д.В.Менджерицкая, известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представление о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувств симпатии, уважении к ним. Игрушка неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Г.А.Урунтаева, что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства психолого-педагогической работы. А для этого он должен понимать, какая роль отведена игрушке в процессе социализации детей, какое влияние она оказывает на развитие психики, особенностей личности и поведения ребенка.

Игрушка является обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, служит цели разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, техники исполнения, возрастному назначению.

С первых дней жизни ребенок знакомится с игрушкой. Самые первые игрушки малышей – погремушки. Действия с погремушкой обычно подкрепляются словами, мимикой родителей, которые разговаривают с малышом, называют его ласково по имени, улыбаются. Так с помощью игрушки взрослый общается с ребенком.

В первом полугодии жизни ребенка ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное, или, ситуативно-личностное общение со взрослыми, в процессе которого происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребенка. С точки зрения М.Б.Бениаминовой, игрушки для детей этого возраста должны быть яркими, привлекающими внимание ребенка, и вместе с тем удобными и безопасными.

Как правило, ребенок в качестве своих первых игрушек получает подвески, которые будут привлекать внимание малыша, заставят поворачивать к ним голову, затем тянуться рукой. Все эти действия формируют координацию, совершенствуют движения и развлекают ребенка.

На 3-4 месяце жизни начинается развитие хватания, проявляющееся в попытке удержать предмет, который взрослый вкладывает в руку ребенка. Поэтому следующей игрушкой ребенка являются погремушки различного вида, обязательным требованием к которым является размер и форма, удобные для удержания в руке ребенка.

Манипулирование погремушкой дает возможность ребенку уловить результат предпринятых действий; она как бы провоцирует ребенка, воспроизведению одних и тех же действий, что приводит к их освоению. Таким образом погремушки способствуют развитию зрения, двигательной координации.

Во втором полугодии первого года жизни возникает новая, манипулятивная деятельность малыша, которая выдвигается на положение ведущей. Первые манипуляции очень просты: ребенок схватывает предмет, а затем подержав его некоторое время, выпускает и т.д. Для того чтобы побуждать ребенка к более сложным манипуляциям ( размахиванию, толканию, сжиманию предмета) взрослый должен предоставить ему мягкие резиновые игрушки, издающие писк при сжатии, погремушки, воспроизводящие различные звуки, а так же игрушки, меняющие положение и перекатывающиеся при несильном толкании ( резиновый мячик, неваляшки, пластмассовые шары и т.д.). Когда малыш начнет ползать, к уже имеющимся игрушкам следует прибавить катающиеся игрушки со встроенными музыкальным прибором, который при движении издавал бы мелодичные звуки ( за такой игрушкой интереснее ползать). По мере взросления игровые действия с музыкальными игрушками усложняются. Ребенка уже привлекают не звуки сами по себе, он стремиться извлечь какую-нибудь мелодию, включает «музыкальное сопровождение» в сюжетно-ролевые игры. Ребенок подчиняет ритму свои движения, у него совершенствуется музыкальный слух, чувство ритма.

С дидактическими игрушками взрослый знакомит малыша на первом году жизни. Особое значение использование дидактических игрушек имеет в раннем детстве, т.к. именно предметная деятельность в этом возрасте является ведущей. Дидактические игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей и т.п., представляют собой специально составленный набор предметов с запрограммированными свойствами. Задача взрослого – с их помощью обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять задания на подбор по сходству или различию ( соотнесение, группировка, сортировка).

Занимаясь, например, с пирамидкой, ребенок должен в одних случаях обратить внимание на размер колец, в других – на их цвет. Собирая матрешку, необходимо отделить верхнюю и нижнюю ее половинки, правильно расположить их по величине, а затем соединить и т. д.

Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидактическую систему, связанную с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Важно учитывать , что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, но и учат мыслить. В процессе таких практических действий, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления.

Дидактические игрушки выполняют еще одну важнейшую задачу. Они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев.

Игры с дидактическими игрушками развивают познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку и т.п., малыш осваивает » прямые» и « обратные» действия. Он познает свойства предметов ( большой – маленький), их качества ( твердый – мягкий; легкий – тяжелый и т.п.), их количество ( один – много, мало), их форму ( шар, куб, круг, кольцо и т.д.). Ребенок узнает и другие качества предметов: шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатывать, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью и т.п.

Практический результат действий с дидактической игрушкой, оценка взрослого развивают эмоционально-волевую сферу, учат целенаправленности и осознанности в достижении поставленной задачи, доведению начатого дела до конца.

На занятиях дети действуют с предметами относительно сложной формы (матрешки, бочата, кубики, шары и др.), различной окраски. С их помощью ребенок учится видеть многообразие окружающей действительности, приобретает умение действовать рационально в зависимости от особенностей предмета. Например, взяв в руку шар, малыш накладывает на него ладонь сверху, округляя ее и как бы уподобляя форме предмета. Другие игрушки, имеющие грани, ребенок обхватывает сбоку, фиксируя грани напряженными кончиками пальцев.

Уподоблению руки предмету при схватывании, фиксирующее его форму, осуществляется на основе зрительно-тактильно-киностетических связей. При этом возникает как бы снятие « слепка»: глаз учит руку – рука учит глаз. Так восприятие ребенка обогащается не только представлениями о форме предметов, их объективных свойствах, но и пространственной ориентировкой. Ребенок учится видеть предмет в разных положения, соотношениях, что необходимо для развития творческого воображения, способности к предвосхищению результата действий, прогнозированию ситуации в целом. Таким образом, занятия с дидактическими игрушками способствуют развитию пространственного мышления, сообразительности, смекалку.

В возрасте 2-х лет дети играют с образными игрушками: куклами и игрушечной мебелью, с грузовиками и особенно охотно с кубиками. Кубики, поставленные один за другим – это поезд. Кубиками можно наметить очертания лодки и дома. И так до бесконечности.

Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и тем расширяют и уточняют представление детей, развивают их воображение, дают идею игры, помогают развивать задуманную тему. Среди образных игрушек особое место занимает кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Ребенок действует с ней так, как ему захочется, заставляя ее осуществлять все свои мысли и желания.

Дети 2-х лет отражают и закрепляют в игре простейшие жизненные навыки: заставляют куклу ходить, сажают ее, укладывают спать, кормят. Кукла помогает ориентироваться в форме, величине, материале, цвете, движениях и т.д.В последующие годы эта игрушка может стать настоящим доверительным другом ребенка.

Хочется напомнить еще о том, что ребенок обычно не просто играет с игрушками, куклами, мишками, зайцами, а живет с ними одной жизнью, любит их. Многие игрушки входят в жизнь ребенка, как близкие друзья. Поэтому, чтобы ребенок полюбил игрушку, она должна быть эстетически приемлемой. Ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка выступает в качестве заменителя преданного друга, который все понимает и не помнит зла.

Любимая игрушка учит ребенка доброте, способности отождествлять как с куклой, так и с людьми. Игры с образными игрушками помогают малышу защититься от отрицательных переживаний, снять эмоциональное напряжение, компенсировать недостаток любви и сочувствия со стороны взрослых и сверстников.

Сюжетно-транспортные игрушки ( тележки, коляски, машины, каталки, санки и т.д.) помогают ребенку крепко стать на ноги, уверенней делать первые шаги.

Для развития у детей мышления, воображения, речи и игры особенную ценность представляют разные игрушки- заместители ( палочки, кружки, колышки, дощечки, свернутые в рулончики ткани, соломка и т.д.). Игровые действия с игрушкой-заместителем опираются не на наглядные признаки предмета, а на представляемые, предполагаемые. Пользуясь такой игрушкой, малыш обобщает свой предшествующий игровой опыт.

Игрушки – орудия ( лопатки, формочки, ведерки, совочки и др.)- это уменьшительные копии орудий труда взрослых. С их помощью у детей развиваются предметные действия. Ребенок включает их в игры с природным материалом, например, малыш насыпает лопаткой в ведро песок, высыпает и снова насыпает.

Технические игрушки ( коляски для кукол, тележки, машины (легковые и грузовые), самолеты, автобусы и т.д.) открывают для ребенка область техники и знакомят с ее использованием. Они подталкивают к экспериментированию, побуждают познавательные вопросы ( почему крутятся колеса?), стимулируют развитие технического мышления, формируют представление о профессиональной деятельности взрослых.

Много радости в детскую жизнь вносят игрушки-забавы, назначение которых – вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора. Они радуют неожиданным движением, например: танцующий медвежонок, хрюкающий поросенок, хлопушка, пищалки.

Большой интерес представляют и забавные заводные игрушки ( заяц-барабанщик, кувыркающаяся обезьянка и др.), принцип действия у них разный, а задача одна – повеселить детей, создать радостное настроение.

Очень важно помнить, что игрушка должна создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания. Ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им, малыш усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество социально адаптированным к нему человеком.

Литература:

  • Л.Н.Павлова «Развивающие игры-занятия с детьми» (от рождения до трех лет) Мозаика-синтез, 2010.
  • Е.В.Зворыгина, Н.С.Карпинская, И.М.Кононова под редакцией С.А.Новоселовой «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» М.Просвещение,1985.
  • Л.Н.Павлова «Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание» Центр «Школьная книга», 2004.
  • Г.А.Урунтаева «Роль игрушки в психическом развитии ребенка», Дошкольная психология, 1997.
  • Е.А.Аркин «Из истории игрушки» Дошкольное воспитание, 1995.
  • Под редакцией Е.А.Коссаковской «Игрушка в жизни ребенка», Просвещение,1980.
  • Д.В.Менджерицкая, Флерина «Об игре и игрушке». Дошкольное образование. 1969.
  • C.А.Козлова, Т.А.Куликова «Дошкольная педагогика» Учебное
  • пособие. Издательский центр «Академия»,1998.
  • Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей» ,Пособие для воспитателей детского сада, М: Просвещение,1988.

Сюжетно – ролевая игра «День рождение» для детей подготовительной группы.

Я наблюдала за сюжетно – ролевой игрой в подготовительной группе.

В игре участвуют девочки: Соня, Даша, Юля и Настя со своими куклами-

дочками.

У Сониной дочки Машеньки день рождения. Соня подходит к девочкам.

Соня: « Девочки, приходите к нам на день рождения Машеньки. Мы вас очень будем ждать.»

Девочки: « Спасибо! Обязательно придем!»

Юля работает парикмахером.

Юля: «Настя, приходи ко мне в парикмахерскую вместе со своей дочкой, я вам сделаю красивые прически.»

Настя приходит в парикмахерскую. Юля сажает Настю на стульчик перед зеркалом, расчесывает ей волосы, делает маникюр. Затем привязывает красивые бантики куклам.

В это время Соня хлопочет на кухне. Она гладит скатерть, накрывает ею стол, ставит красивый чайный сервиз, муляжы фруктов, торта, пирожков и т.д. Затем Соня «звонит» по телефону Даше и приглашает ее с дочкой на день рождения.

Даша: «Мы обязательно приедем. Ты только нас встречай.» Даша садится в автомобиль.( Заранее сделан из строительного материала).

Соня надевает красивое платье своей кукле, причесывает ее. Подходят Юля и Настя со своими дочками. Все вместе идут встречать Дашу. При встрече, девочки здороваются и обнимаются друг с другом. Все возвращаются к столу, поздравляют Сонину дочку с днем рождения и дарят подарки.

Затем садятся за стол, пьют чай и кормят своих дочек. После чаепития просят воспитателя включить музыку. Водят хоровод, танцуют. Праздник заканчивается, девочки прощаются и расходятся.

За время наблюдения были небольшие разногласия. В целом, психологический климат сюжетно – ролевой игры положительный. Дети были активны и эмоциональны.

Наши новости:

Разместить свою публикацию