Кинетический песок в как средство адаптации ребенка к условиям детского сада
Составитель: Елпашева Т.Н.
«Самая лучшая игрушка для детей
–кучка песка!»
К.Д. Ушинский
За весь период детской жизни бывают множество адаптационных этапов, один из которых - адаптация к условиям детского сада. На данном этапе многие педагоги сталкиваются с нежеланием ребенка посещать детский сад.
Детский сад:
- это первое социальное учреждение, с которым знакомится ребенок;
- это новый дом где ребёнок проводит всё своё время ожидая маму;
- это окружение незнакомые взрослых и сверстников.
С первых дней, визит в детский сад для ребятишек является большим испытанием, меняются привычные для них условия жизни и окружение взрослых. Посещая ребёнок ДОУ у него происходит не только адаптация организма, иммунитета, но и самая важная адаптация – это психологическая.
У ребенка 2-3 лет адаптационный период длится от 2 до 3 месяцев. Нам педагогам важно найти самые эффективные средства, для безболезненной адаптации ребенка, и помочь каждому освоиться к условиям детского сада. Самая главная задача педагога дать возможность детям энергично взаимодействовать друг с другом, заинтересовать их и завлечь игрой. В нашем детском саду таким средством является использование игр с кинетическим песком.
Кинетический песок (живой) его состав представляет собой (98%) обыкновенного песка и 2% особый полимер, который придает песку поразительные свойства. Полимерные материалы и кварц обеспечивают нужную для лепки вязкость, с одной стороны песок пластичен, с другой текуч. Продукт имеет цвет натурального песка, на первый взгляд он напоминает влажный морской песок, как только берёшь его в руки — он струится сквозь пальцы, но остается сухим, рыхлым. Из него можно создавать разнообразные фигуры, сооружать постройки. При сжатии и уплотнении объём песка уменьшается в два раза, в результате внешнего воздействия форма постройки сохраняется длительное время. Кинетически песок приятен на ощупь, не прилипает к рукам, не вызывает аллергическую реакцию, не засоряет глаза и может применяться как расслабляющее средство.
Этот инновационный материал изобретен и выпускается в Швейцарии, пока еще мало известен в России, но уже песочная технология начинает находить свое применение в нашей стране.
Игры с кинетическим песком развивают у ребенка:
- воображение, творческий потенциал;
- мышление, речь, память, внимание, мелкая моторика;
- самооценка и уверенность в себе;
- улучшатся взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
- формируется сенсорное восприятие.
Для этого в группе имеются (контейнеры размером 50*70*7см), кинетический песком 2,5 кг ведёрках, наборы с оригинальными формочками и инструментами. Дети могут играть, сидя за столом, на ковре или в другом удобном месте.
С детьми проводятся индивидуальные и групповые занятия, включая в них игры, упражнения, направленные на релаксацию, повышение концентрации внимания, развитие мелкой моторики рук. Игры с песком проводятся без планирования, без подготовительной работы, не имеют правил игры, но учат детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи. В игре выявляются творческие потенциальные возможности.
Перспективный план совместной деятельности воспитателя с детьми 2-3 лет с кинетическим песком | |||
Учебная неделя | Название игры | Задачи | |
1 | Детский сад | «Знакомство с песком» |
|
«Ах какой песочек!» | |||
2 | Магазин игрушек | «Достань игрушку» | |
«Найди матрёшку» | |||
3 | Ты такой же как и я! | «Ручки радуются песочку» | |
«Наши шустрые ручки» | |||
4 | Дары осени (овощи) | «Что растёт в огороде?» | |
«Угостим зайчика морковкой» | |||
5 | В сад пойдём (фрукты) | «В саду растут яблоки» | |
«Сварим из фруктов компот» | |||
6 | Во саду ли, в огороде: овощи, фрукты | «Овощи и фрукты» | |
«Повтори-ка» | |||
7 | Осень в гости к нам пришла | «Собери грибочки» | |
«Разноцветные листочки» | |||
8 | Сказка «Репка» | «Норка для мышки» | |
«Сказка на песке» | |||
9 | Оденем куклу на прогулку (одежда) | «Матрёшки» | |
«Сарафан для куклы Кати» | |||
10 | Оденем на ножки сапожки (обувь) | «Шли ножки по дорожке» | |
«Сапожок» | |||
11 | Домашние животные | «Волшебные отпечатки на песке» | |
«Домик для собачки» | |||
12 | Домашние животные и их детеныши | «Заборчики» | |
«Поможем кошечке» | |||
13 | Кто живет на птичьем дворе? | «Где живет курочка?» | |
«Зёрнышки для курочек» | |||
14 | Сказка «Курочка Ряба» | «Яичко для дедушки с бабушкой» | |
«Гнездо для курочки Рябы» | |||
15 | Зимушка - зима | «Горка для куклы Кати» | |
«Витамины» | |||
16 | Как помочь птицам зимой? | «Сорока-ворона» | |
«Покормим птичек» «Домик для птичек» | |||
17 | Новый год у ворот Снежный городок | «Снеговик» | |
«Снежки» | |||
18 | Звери нашего леса | «Прыгают зайцы» | |
«Идут медвежата» | |||
19 | Сказка «Колобок» | «Колобок» | |
«Колобок катиться по дорожке» | |||
20 | Все профессии важны! | «Весёлые музыканты» | |
«Раскопки» | |||
21 | Кому что нужно для работы? | «Красные и синие кубики» | |
«Инструменты» | |||
22 | Транспорт | «Кораблик» | |
«Что спрятано?» | |||
23 | Транспорт. ПДД | «Светофор» | |
«Дорога для машин» | |||
24 | Семья | «Песочные таланты» | |
«Пирожки для бабушки» | |||
25 | Очень я, очень мамочку люблю | «Я пеку, пеку, пеку…» | |
«Цветочки для любимой мамочки» | |||
26 | Мой город | «Дорога для машин» | |
«Дом, в котором я живу» | |||
27 | На улицах города ПДД | «Машины едут по городским дорогам» | |
«Светофор» | |||
28 | Дом в котором мы живём | «Домики для друзей» | |
«Домик в деревне» | |||
29 | Мебель | «Столик для мишки» | |
«Кроватка для Маши» | |||
30 | Мы построили ракету | «Ракета» | |
«Куда летит ракета» | |||
31 | Ох и худо без посуды | «В гостях у куклы Кати» | |
«День рождения зайчонка» | |||
32 | Продукты питания | «Пирожки для мишки» | |
«День рождения куклы Кати» | |||
33 | К нам весна шагает… | «Чудесная полянка» | |
«Путешествие с игрушками» | |||
34 | Насекомые | «Бегут жучки и паучки» | |
«Пчёлка на цветочке» | |||
35 | Цветы | «Волшебные цветы» | |
«Жёлтый одуванчик» | |||
36 | Лето, лето к нам пришло! | «Солнечный денёк» | |
«Посадим огород» |
Список литературы:
- Андреенко Т.А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. – СПб.: ООО «Издательство «Детство –пресс», 2017. – 128с.
- Воробьёва Н.А. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников. – Москва: Интеллект-Центр,2016. – 128с. (Педагогическая песочница).
- cholga.ucoz.ru/index/kineticheskij_pesok/0-9
- vk.com/topic-88391806_31402348
- Роньжина А.С. Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: книголюб, 2003. - 72с.