Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95422

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 29.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Роль воспитателя в обогащении содержании сюжетно -ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации:

Автор:
Воспитатель, МАДОУ д/с №17 "заряночка", Московская обл., г.Домодедово, .Растуново

Цель: Передать опыт в форме методической разработки как образец по формированию отчета с научно-исследовательским компонентом

Задачи: Определить основные направления развития сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста, определить влияние педагога на обогащение сюжетно-ролевых игр.

Статья

Роль воспитателя в обогащении содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности детей.

Появление коллективной игры в старшем дошкольном возрасте создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. В изменении тематики игр детей есть определенная закономерность: от игр на бытовые темы к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные общественные события и явления.

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.

Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями.

Руководство сюжетно - ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

В теории сложились разные подходы к руководству сюжетно - ролевыми

Играми детей. Один из них представлен в трудах Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой и включает следующие компоненты:

- обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;

- обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;

- своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

- активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игр, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни;

- умение поддержать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.

Благодаря взаимосвязи всех компонентов, игра с первых ее этапов организуется как самостоятельная деятельность детей. Постепенно она становится более творческой и саморазвивающейся.

В исследованиях Е.В. Зворыгиной представлен комплексный метод руководства игрой, включающий в себя 4 основных метода.

Первый компонент метода - это деятельность педагога, направленная на планомерное обогащение опыта детей в соответствии с возрастом и требованиями «Программы». На занятиях, прогулках, при чтении книг, рассматривании иллюстраций педагог расширяет представление детей об окружающем: предметах, социальных явлениях, деятельности взрослых, формируя эмоционально - нравственные оценки. Это все может стать источником возникновения замысла игры детей.

Вторым компонентом метода выступает – обучающая игра как способ перевода реального опыта ребенка в игровой, условный план. Обучающей игрой могут стать дидактические, театрализованные, подвижные игры, а также игры - шутки, игры - загадки - все то, что обеспечивает усвоение детьми способов воспроизведения в игре действительности.

Условиями возникновения игрового замысла и его реализации являются следующие два компонента метода: своевременное изменение игровой среды и общение с ребенком во время игры. Сюжетно - ролевая игра должна не только способствовать закреплению полученных ребенком впечатлений при ознакомлении с окружающим в обучающих играх, но и развитию его самостоятельности и творчества в поиске разных способов воспроизведения действительности.

Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет игрой, а не действием по инструкции, когда дети почувствуют не давление воспитателя, а умеющего играть партнера. Роль взрослого, заменяющего ребенка-партнера усиливается тем, что в условиях естественной передачи игровой культуры происходит «обобщение» конкретного, постепенно накапливающегося игрового опыта, а в условиях совместной игры взрослый строит игру так, чтобы дети ставились перед необходимостью использовать более сложный способ построения игры.

Ученые - педагоги Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова предлагают рассматривать руководство сюжетно - ролевой игры, как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Выделяются три способа:

- последовательность предметно - игровых действий, с помощью которого ребенок имитирует реальное действие, используя игрушки;

- ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь и предметы;

- сюжета-сложение, посредством, которого ребенок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие.

Следует обращать внимание на организацию педагогического процесса по отношению к игре, для которой взрослый создает условия, но непосредственно в нее не включается. С целью организации условий возникновения игры, детям дают в свободное пользование тот игровой материал, который был использован в обучающей игре, на занятиях.

Многие занятия, особенно по конструированию и изобразительной деятельности, также способствуют формированию игровых умений.

Таким образом, изучив и определив факторы, способствующие обогащению сюжетно - ролевой игры педагогом, можно сделать следующие выводы:

- Сюжетно - ролевая игра формируется под воздействием окружающей жизни, влияния взрослых на развитие детских интересов, расширение кругозора, обогащение эмоциональной сферы.

- Современные подходы к руководству сюжетно - ролевыми играми рассматривают его как процесс постепенной передачи детям усложняющихся способов построения игры.

- Необходимость оказания педагогам методической помощи по расширению и обогащению теоретических и практических знаний о природе сюжетно- ролевых игры, о механизмах ее развития , о способах формирования у детей ролевого поведения и сюжета - сложения.

Наши новости:

Разместить свою публикацию